Дистанционное образование как средство реализации индивидуальных образовательных траекторий школьников

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


Приложение.

В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы подчеркивается, что одним из приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации выступает внедрение моделей непрерывного образования, обеспечивающего каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста.

Кроме того, свете реализации приоритетного национального проекта “Образование” по направлению “Внедрение современных образовательных технологий”, особенно актуальной становится тема дистанционного образования как средства реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

Целю проекта является модернизация образовательной среды школы через создание организационно-педагогических условий, при которых возможно построение и реализация индивидуальных образовательных траекторий учащимися, получающими образование в различных формах, в процессе дистанционного обучения.

В соответствии с целью были определены задачи проектной деятельности:

  • Разработать нормативные документы по организации работы Центра дистанционного образования как структурного подразделения ОУ;
  • Обеспечить всем участникам образовательного процесса возможность взаимодействия в синхронном или асинхронном режимах на школьном веб-сайте и работы с информационными образовательными ресурсами дистанционного обучения;
  • Обеспечить обучающихся образовательными ресурсами на различных типах носителей в соответствии с требованиями ГОС;
  • Разработать научно-методическое обеспечение учебно-методического комплекса дистанционного образования;
  • Выстроить научную и методическую деятельность педагогов в систему, организовать информационную работу в разных формах со всеми участниками образовательного процесса;
  • Разработать методические основы проектирования ИОТ учащихся в условиях дистанционного обучения;
  • Разработать мониторинг инновационного проекта в школе как систему отслеживания процессов обеспечивающих эффективное внедрение дистанционных методов обучения, реализации ИОП учащихся;
  • Разработать систему психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в условиях дистанционного образовательного процесса;
  • Определить показатели и индикаторы уровня реализации ИОТ в процессе дистанционного обучения;
  • Подготовить методические рекомендации, разработки, публикации по заявленной проблеме.

В настоящее время мы приступили к реализации проекта в соответствии с планом работы РЭП.

Результаты подготовительного этапа работы районной экспериментальной площадки (1.03.-1.09.2009)

В школе была создана творческая группа учителей по различным направлениям реализации эксперимента в рамках РЭП. Руководителем была назначена М.А.Четверикова, в группу вошли руководители школьных методических объединений, учитель информатики.

На подготовительный этап были определены следующие направления работы:

  • Создание нормативной базы осуществления проекта;
  • Изучение и формирование социального заказа на образовательные услуги;
  • Работа с педагогическими кадрами;
  • Организация психологической службы по сопровождению проекта;
  • Совершенствование материально-технической базы проекта.

Нормативная база включает в себя документы , разработанные на основании Закона "Об образовании", Приказ Минобразования РФ от 18 декабря 2002 г. №4452 "Об утверждении Методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации" и других документов.

  • Положение о дистанционном образовании в школе;
  • Положение о структурном подразделении;
  • Локальные акты, должностные инструкции, приказы по школе;
  • Положение о платных образовательных услугах.

Изучение и формирование социального заказа на образовательные услуги включало в себя:

  • Проведение диагностики учащихся 7-10 кл. с целью сбора информации об индивидуальных образовательных интересах;
  • Проведение родительского собрания с целью информирования родителей о возможностях Интернет-образования.

Результаты проведенного анализа приведены на слайде, они свидетельствуют о том, что среди учащихся старших классов полезными для решения индивидуальных образовательных запросов дистанционные технологии считают 62% опрошенных, их привлекает возможность:

  • Индивидуального выбора предметов для углубленного изучения, не являющихся обязательными – 82%
  • Индивидуальные сроки освоения образовательных программ – 50%;
  • Возможность получения консультаций учителя on-line – 63%;
  • Использование дополнительных образовательных ресурсов, в том числе, электронных – 56%.

В таблице представлены результаты изучения возможностей учащихся школы работать в системе ДО:

  Имеют дома компьютер с выходом в Интернет Используют Интернет в образовательных целях Пользуются услугами образова-тельных сайтов
Старшие классы 62% 81% 54%
Среднее звено 50% 61% 35%

Полезными технологии дистанционного образования родители считают для следующих категорий учащихся:

  • Всем учащимся школы – 58%
  • Спортсменам – 6%
  • Детям с ограниченными возможностями здоровья – 32%
  • При длительной болезни – 39%
  • Неуспевающим по отдельным предметам – 26%
  • Обучающимся в форме экстерната – 26%
  • Детям, имеющим повышенные требования к изучению отдельных предметов – 39%

Кроме того, спрос на получение образования в дистанционной форме может быть обоснован следующими данными:

В нашей школе за последние 4 года получил образование в форме экстерната 21 человек, на сегодняшний день образование в данной форме получают 3 ученика (1- 8 кл., 1- 10 кл. и 1 -11 кл.)

Кроме того, в школе обучались:

В 2006-07 уч.г. 7 детей-инвалидов, на дому – 3 ученика;
В 2007-08 уч.г. – 5 детей-инвалидов, на дому – 4 человека;
В 2008-09 уч.г. – 1 ребенок-инвалид, на дому – 3 человека.

С целью оценки внешних условий была проведена сегментации рынка образовательных услуг Железнодорожного района, предоставляемых в форме дистанционного образования.

При проведении данного исследования использовалась методика, описанная в работе А.П. Панкрухина "Маркетинг образовательных услуг".

Следующее направление работы по реализации проекта на подготовительном этапе – это работа с педагогическими кадрами. Была проведена диагностика педагогов с целью выявления профессиональных затруднений и в соответствии с полученными данными организована курсовая подготовка кадров

Проведенный анализ свидетельствует о наличии в школе необходимых кадровых ресурсов для внедрения ДО.

В школе организована работа постоянно действующего семинара по проблемам ДО. Первое занятие семинара прошло в сентябре, и было посвящено проблемам проектирования дистанционных курсов. Тематика следующих занятий представлена на слайде.

Важным является для нас и совершенствование материально-технической базы проекта. Организация дистанционного обучения не возможна без достаточных технических условий. Попечителями школы СКБ “Контур” ведутся работы по созданию локальной сети с выходом в Интернет, Запланировано приобретение программных продуктов (Net- school и др.).

Разработан школьный сайт, позволяющий осуществлять дистанционное обучение. Сейчас перед нами стоит задача наполнения его конкретным содержанием.

  • В настоящее время в школе 30 компьютеров: компьютерный класс, компьютеры установлены в большинстве кабинетов;
  • На один компьютер в школе приходится 11 учеников;
  • Выход в Интернет – 3 компьютера в ИМЦ на базе библиотеки. Кроме того, на базе библиотеки ведется формирование фонда медиаресурсов, таких как “виртуальная школа Кирилла и Мефодия”, электронных словарей, справочников и др.

Итоги подготовительного этапа были подведены в стендовом докладе на августовской педагогической конференции.

Внедренческий этап (01.09.09.-01.03.2010)

С начала учебного года, совпавшего по срокам с началом внедренческого этапа, в школе работает психолог, что дает нам возможность организовать психологическое сопровождения проекта, которое ведется по следующим направлениям:

  • Изучение проблем мотивации и стимулирования учащихся в процессе обучения;
  • Разработка системы психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в условиях реализации проекта;
  • Разработка и проведение цикла мероприятий по сохранению и укреплению здоровья учащихся, пропаганде здорового образа жизни.

Первоочередной задачей внедренческого этапа мы считаем разработку учебно-методических комплексов дистанционного обучения, которая ведется по следующим направлениям:

  • Формирование банка учебно-методических материалов по всем предметам ДО (по истории, обществознанию и географии для 11 кл.);
  • Разработка УМК в соответствии с индивидуальными образовательными запросами учащихся (установлена электронная оболочка для учебных пособий);
  • Организация работы экспертной комиссии по вопросам разработки и применения УМК.

Разработка комплексной программы мониторинга ДО, включающей в себя:

  • Разработку школьной документации по изучению динамики личностного развития ученика в системе ДО;
  • Определение показателей и индикаторов уровня учебных достижений учащихся в системе ДО;
  • Мониторинг результативности использования дистанционного обучения учителями школы;
  • Мониторинг качества УМК.

Планируемый результат.

Создание на базе ОУ Центра дистанционного образования позволит удовлетворить индивидуальные образовательные потребности детей как с ограниченными возможностями здоровья, так и всех остальных учащихся в условиях профилизации образования. Более 80% учащихся старших классов школы получат возможность разработки индивидуальных образовательных траекторий и реализации их в дистанционном образовании. Кроме того, получение образования в форме экстерната с использованием технологий дистанционного обучения позволит этой категории обучающихся получить доступное и качественное образование. Общие сроки реализации проекта до 2014 г. Планируем подать заявку на экспериментальную площадку ИРРО.

Формы предъявления результатов педагогической общественности:

Результаты реализации проекта будут представлены на районном семинаре по обобщению результатов осуществления проекта, который планируется провести в феврале 2010 г., кроме того, в методических рекомендациях, разработках и публикациях по заявленной проблеме.

Прогноз возможных негативных последствий:

  • Потеря интереса и мотивации педагогического коллектива школы к осуществлению проекта;
  • Нескоординированность программ, что может привести  к нарушению целостности учебно-воспитательного процесса;
  • Замедленное развитие проекта.

Способы коррекции:

  • Поддержание интереса и мотивации педагогического коллектива;
  • Научно-методическое обеспечение реализации проекта;
  • Повышение уровня  управленческой компетентности административной команды проекта;
  • Системный мониторинг и рефлексия проектной деятельности;
  • Своевременное принятие управленческих решений.

Возможности продолжения проекта:

Перспективы для успешного развития проекта в дальнейшем мы видим в развитии организационной структуры школы – Центра дистанционного образования по следующим направлениям:

  • Создание на базе Центра дистанционного образования ресурсного информационного центра;
  • Организационно-консультационное и методическое сопровождение деятельности образовательного сайта школы;
  • Развитие виртуальной среды обучения;
  • Технологическое, научно- и учебно-методическое обеспечение образовательных программ различного профиля по внедрению ИКТ в учебный процесс, разработка комплексов для электронного обучения в средней школе;
  • Организация курсовой подготовки преподавательского состава и тьютеров СДО;
  • Подготовка электронных шаблонов образовательных программ;
  • Дальнейшее освоение рынка дистанционных образовательных услуг.