Разработка часа общения "Чем я богат?"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: осознание детьми духовного богатства человека.

Оборудование: 2 одинаковые шкатулки; жемчужные бусины, рисунок солнца.

Ход часа общения

- Посмотрите, какие замечательные шкатулки появились у нас сегодня в классе.
- На что они похожи? (На сундучки).
- Вспомните, что обычно складывают люди в сундуки, в сундучки в сказках, да и в жизни тоже? (Драгоценности, золото, серебро т.е. то, что дорого для человека).
- Посмотрите, в одном из наших сундучков тоже лежат драгоценности.
- Вам нравится? Красиво?
- А для чего люди копят, собирают эти богатства? (Ответы детей).
- А вот что можно положить в другой наш сундучок, давайте подумаем вместе.
- Возможно, вам поможет сказка, которую я сейчас прочитаю (чтение отрывка сказки “Сокровища пирата”).

Сокровища пирата.

М.А.Андрианов.

Артем часто любил в своей комнате шепотом разговаривать с игрушечным кроликом. Вот и сегодня, услышав от мамы странные слова о том, что настоящее богатство и сокровище находятся у человека в его сердце, он пошел к своему другу кролику, взял его на руки, и стал с ним разговаривать:

-Ты не знаешь, кролик, почему умные взрослые иногда придумывать разную ерунду и заставляют верить в нее детей? – спросил Артем и, не ожидая ответа, продолжил. – Сегодня мама мне сказала, что все богатства и сокровища человека находятся у него в сердце. Она, наверное, все еще считает, что я глупый и маленький, и не знаю, что такое богатства и сокровища. Помнишь, кролик, мы с тобой мультик про пиратов вместе смотрели, там еще один пират все время искал сокровища, а потом нашел сундук с золотом и драгоценностями. Не помнишь? Ну, ты должен вспомнить, этот пират еще все время песенку напевал:

- Ого-го, эге-ге, эй, вы, тени на стене, мне сокровища нужны, а отдам я вам свои…

Не успел Артем допеть песенку пирата до конца, как вдруг услышал за спиной чей-то хриплый голос:

- Правильно, правильно думаешь.

Артем резко от испуга повернул голову. На стене, позади себя, он увидел непонятное существо из черного двигающегося дыма и очень похожее на тень. Артем хотел было закричать и позвать маму, но от страха потерял голос и не мог произнести ни единого слова.

- Не бойся, Артем, я несчастная тень того самого пирата из мультика. Ты спел песенку, и вот я по твоей просьбе пришла поменяться с тобой сокровищами. Я Я тебе дам настоящие сокровища, а ты мне ненастоящие, которые у тебя в сердце.

Страх у Артема очень быстро прошел, и он тихо спросил тень:

- А какие же у меня в сердце сокровища?
- Радость, любовь, доброта и много других, – прошептала тень.
- Вот глупая тень, – подумал Артем.
- Да какие это сокровища. Надо мне с нею поскорее поменяться, пока она не передумала. А сам вслух спросил:
- Если я тебе радость отдам, то взамен получу игрушку?
- Будешь получать любые игрушки, какие только пожелаешь.
- Вот здорово, – подумал Артем и сразу же захотел меняться.
- Но сначала ты должен повторить за мной волшебное заклинание:
- Ого-го, эге-ге, эй, сокровища во мне, не нужны вы мне теперь, убирайтесь поскорей. Радость, ты мне не нужна, мне игрушек бы сполна.

Артем слово в слово повторил заклинание, и тень несчастного пирата исчезла вместе с его радостью.

Давно мечтал Артем о большой радиоуправляемой машине. Только он о ней подумал, как она тут же появилась в его руках. Но почему – то при этом Артем не почувствовал никакой радости. Как будто бы в руках появилась не желанная игрушка, а какой-нибудь ненужный камень. Стал он с ней играть, катать ее по полу, а радости все равно ни капельки, как будто вовсе не машину катаешь, а уроки скучные учишь. Со многими игрушками пробовал играть Артем. Одни игрушки появлялись, другие пропадали, а радости ну нисколечко.

Вышел Артем во двор поиграть, опять никакой радости, угостили мороженым, опять ничего. Только к концу дня стало ясно Артему, что он наделал и какую глупость совершил. Понял он, что до конца жизни уже ничему не сможет радоваться. Вернулся он домой совсем печальный, зашел в свою комнату и решил на всякий случай повторить песенку пирата из мультика. Только он допел последнее слово, как опять на стене появилась тень несчастного пирата.

- Ну что, Артемка, обезьян дразнить пойдем-ка, - шутливо сказала тень, - еще какими-нибудь сокровищами поменяться хочешь? В этот раз тень выглядела совсем не несчастной, а очень даже радостной и веселой.

- Я хочу радость свою вернуть, а игрушек мне что-то уже не хочется.

- Ишь чего захотел, хитренький, - сказала тень. – Мы с тобой уже поменялись, а обратно меняться невозможно. Если хочешь поменяться, то давай мне сразу любовь и доброту, а я тебе радость верну, а в придачу волшебный пиратский сундук, в котором деньги и драгоценности никогда не кончаются. Согласен?

Подумал Артем, что лучше без любви и доброты всю жизнь прожить, чем без радости. А если вдобавок деньги с драгоценностями предлагают, то это даже намного лучше. За деньги ведь не только игрушки, но и целую гору шоколадок купить можно.

Согласился Артём и стал повторять волшебное заклинание, вслед за тенью. Только договорил он заклинание, как стал улыбаться, потому что почувствовал внутри, в сердце, радость. А тень с его любовью и добротою стала светлеть и вскоре совсем исчезла со стены.

Увидел Артём под ногами пиратский сундук и обрадовался удачному обмену, деньги из сундучка достал, распихал их по карманам и довольный побежал в магазин за шоколадками. Но недолго длился его радость. Оказалось, что он перестал любить шоколад, и мороженое, и все игрушки, и игры во дворе с друзьями, друзей и все на свете. Но самое страшное было то, что он разлюбил даже маму с папой, бабушки и сестрёнку. А вдобавок ко всему он перестал быть добрым. А когда любви и доброты в сердце не остаётся, пустое место тут же ненавистью и злом заполняется. Стал Артём ругаться, передразнивать и обижать всех подряд. Всего лишь через три дня Артём успел со всеми перессориться и поругаться и даже передрался со своими друзьями по двору. Домой он приходил совсем грустным, ведь теперь без любви и со злобой в сердце родители казались ему совсем чужими и неприятными людьми. С каждым днём жизнь среди людей становилась всё хуже и хуже. Какая уж там радость, когда все вокруг разонравилось и от всякой ерунды в сердце злость появляется.

- Опять меня тень обманула, - подумал Артём, - и зачем я с ней меняться стал, лучше бы без радости жил.

Произнёс он слова пирата из мультфильма, и на стене опять тень появилась, которая по-доброму и с любовью в голосе спросила.

- Ну, как, Артёмушка, понравились тебе мои сокровища из сундучка, может быть, ещё поменяемся?

Но Артём со злостью ответил: - А ну отдавай назад мою любовь и доброту, а то получишь у меня сейчас.

- Фу, какой ты злой и бессердечный, получил настоящие сокровища, а вместо благодарности ещё и грубишь. Я с невоспитанными не разговариваю, - обиженно сказала тень и тут же исчезла.

Стал Артём плакать и жалеть, что тогда сразу не поверил маминым словам о сокровищах в сердце. Теперь впереди его ждала долгая жизнь без любви и добра в сердце. И вдруг к нему в голову пришла идея. Он решил поменять слова в волшебном заклинании. Целые два часа сидел Артём и придумывал своё заклинание, с новыми словами, чтобы оно могло быть похоже на стихотворение. Наконец новое заклинание было готово, и Артём громко произнёс его:

- Ого-го, эге-ге, эй, сокровища вы где? Возвращаётесь-ка назад, я вам буду очень рад, и любовь, и доброта, буду с вами навсегда.

Очень повезло Артёму, потому что придуманное им заклинание вдруг подействовало. К нему опять вернулись любовь и доброта, а деньги и все купленное на них сразу же исчезло.

Больше никогда в жизни Артём не пел эту песенку пирата из мультфильма, потому что боялся, что опять появится хитрая тень и как-нибудь его обманет.

- О каких сокровищах, которые находятся в сердце человека вы узнали из этой сказки? (Радость, любовь, доброта).
- Почему Артем сначала захотел поменяться с тенью этими сокровищами? (Ответы детей).
- Почему он потом начинал сильно жалеть об этом? (Ответы детей).
- А раз радость, любовь, доброта – это тоже сокровища, только они находятся в сердце человека.
- Можем ли мы их в другой сундучок? (Можем).
- А как?

-У меня в руках бусы, но они не простые. Каждая бусинка – это одно из сокровищ, которое находится в сердце человека. Я сейчас их разрежу, чтобы каждый из вас мог взять бусинку, назвать то или иное сокровище, которое есть в ващем сердце и положить ее в другой сундучок.

- Начну я. Я хочу положить в пустой сундучок любовь – главное, на мой взгляд, сокровище человеческого сердца.

- Что еще можно положить в этот сундучок? (Дети берут бусинку, называют одну из человеческих добродетелей и кладут в сундучок).

- Как вы думаете, все ли богатства человеческого сердца мы назвали и положили в сундучок? Давайте попросим наших гостей помочь нам, пусть они положат в наш сундучок то, что мы, может быть, забыли.

(Гости помогают наполнить сундучок).

- Итак, перед нами два сундучка. В одном – колечки, дорогие бусы, золотые и серебряные вещи, драгоценные камни – это богатство. Его можно потрогать руками, полюбоваться.

Что можно сделать с этим богатством? (Ответы детей).

- А в другом сундучке – радость, доброта, любовь, честность – все то, что мы сегодня назвали. Это тоже богатство, только богатство человеческого сердца.

А что с этим богатством можно сделать? Ведь его нельзя потрогать руками, нельзя увидеть, продать. Может, это и не богатство вовсе, может быть взрослые действительно “придумывают всякую ерунду и заставляют верить в нее детей?

(Обмен мнениями).

- Как вы думаете, что лучше копить, собирать всю жизнь? Богатство из первого сундучка или из второго? Почему? (Мнения могут быть разными).

Вывод: Итак, есть богатство, которое можно потрогать руками, полюбоваться, купить с его помощью все, что хочется. А бывает богатство, которое можно только почувствовать. Оно не дает человеку быть равнодушным к другим людям. Оно помогает увидеть огорчение в глазах других, усталость своей мамы, тревогу учителя и многое другое.

И как ни странно, ценнее то богатство, которое находится в нашем сердце, оно составляет наше достоинство. Это наша настоящая собственность. Потому что ее, в отличии от этих сокровищ (показать на первый сундучок) никто и никогда не сможет у нас отнять или украсть.

Заключение.

- Скажите, что вы чувствуете, когда вам дарят новую игрушку, о которой вы давно мечтали?
- А какие чувства вы испытываете, когда вы дарите кому-нибудь подарок? (Или когда вы помогли кому-нибудь, утешили, успокоили).

(Ответы детей).

- Когда вы дарите свою доброту или внимание, вы отдаете частичку тепла своего сердца и можете быть солнышками для тех, кого вы согреете своей любовью, добротой, терпением.

- А может человек быть грозой, градом, холодным дождем? (Ответы детей).

Мне бы хотелось, чтобы вы всегда были солнышками для своих близких и людей, которые вас окружают. Чтобы как можно чаще вы дарили им свет и тепло, как делает это вот это большое солнце, тепла и света которого хватает каждому из нас.

(На доске рисунок солнца, на котором закреплены маленькие солнышки по количеству детей в классе).

- Возьмите каждый кусочек этого большого солнца. Пусть эти маленькие солнышки напоминают вам о нашем сегодняшнем разговоре, потому что мы говорили сегодня об очень важных вещах.