Проектная деятельность педагога и учащихся начальной школы. Проект "Мой город"

Разделы: Внеклассная работа


Постановка проблемы.

Мы живём в городе-химии, окружённом большим количеством предприятий. Поэтому проблема загрязнения окружающей среды и сохранения при этом здоровья занимает главное место у жителей нашего города.

Мы хотим рассказать о человеке, который стоял у истоков озеленения города Березники, он думал не только о своём здоровье и окружающих его людей, но и о потомках.

Цель работы: увековечить человека, стоящего у истоков озеленения города Березники.

Задачи:

  • Показать пользу зелёных насаждений молодому поколению;
  • Воспитывать чувства прекрасного у школьников;
  • Прививать навыки трудолюбия.

Виды деятельности над проектом:

  • Посещение городской краеведческой библиотеки, историко-художественного музея города Березники;
  • Чтение статьи о жизни и деятельности Валентина Леонидовича Миндовского в газете “Березниковский рабочий”;
  • Встреча с внучкой В.Л.Миндовского Миндовской Ольгой Юрьевной, которая рассказала нам о своём деде, посмотрели вместе с ней фотографии из их семейного альбома;
  • Чтение книги В.Л.Миндовского для детей “Зелёный друг”;
  • С интересом изучили те места, озеленением которых занимался В.Л Миндовский

23 апреля 1909 год…никто не знал ещё, что в этот весенний день родится человек, имя которого будет на устах потомков даже через 100 лет. Это был Валентин Леонидович Миндовский.

Дом, где он жил, стоял прямо на берегу Волги. Вышел на крыльцо, а кругом красота неописуемая: широкая, чистая речка, яблони в цвету. Так что любовь к природе у Валентина Леонидовича зародилась ещё в детстве.

После окончания лесоустроительного техникума, спустя некоторое время в 1936году В.Л.Миндовский вместе с семьёй переехал в город Березники.

В Березниках шло масштабное строительство заводов, домов. Была большая загрязнённость окружающей среды из-за выбросов вредных веществ предприятиями химического производства. Город нуждался в чистом воздухе, нужна посадка деревьев.

А когда Миндовский приехал в молодой город, здесь вообще ничего не росло. Проблема в том, что у нас, на Урале, очень скудная почва, сильные морозы. Это сейчас зимы стали мягче, а в период жизни Валентина Леонидовича 30-градусные морозы стояли неделями. Так что вырастить что-

либо на территории города было очень проблематично. За любым деревцем и кустарником требовался тщательный и грамотный уход. Вот эту заботу о зелёных насаждениях и взял на себя Валентин Миндовский, когда его назначили начальником березниковского горзеленстроя. Озеленительная работа началась с городского парка, вернее, с места, где сегодня этот парк находится. В послевоенное время на этой территории был пустырь, где люди сажали картошку. Так вот, Валентин Леонидович и его коллеги постепенно начали его осваивать. Вначале распахали его, разметили дорожки и очень густо насадили деревья, между которыми осталась расти картошка(лишать людей этого овоща после войны было нельзя). Когда деревья подрастали, их прореживали, самые слабые оставляли на месте, а те, которые покрепче, пересаживали на улицы города. И вот, когда “всё лишнее” из парка пересадили в город, остался, собственно, сам парк, который затем так полюбили березниковцы.

Начальник березниковского горзеленстроя Валентин Миндовский и его помощники за весь период своей деятельности высадили в Березниках более ста видов деревьев и кустарников. И всё росло и благоухало.

Растения в Березниках хорошо приживались потому, что за ними правильно ухаживали сами горожане. В тот период проводилась большая просветительская работа среди населения. О том, как растить деревья, березниковцы узнавали из городских газет, слушали радио и даже читали в развешанных на домах листовках. О процессе озеленения Валентин Леонидович рассказал в своих трудах “Озеленение северных городов”, “Посадка деревьев и кустарников”, “Зелёный друг”. Он прославил Березники на всю Россию как один из самых зелёных городов России. В 1948 году нашему городу была присуждена 2 премия Советов Министров РСФСР ( первая премия не присуждалась) за самый зелёный город России. Миндовский В.Л создал город-сад.

В 1957 году В.Л.Миндовский переехал в город Пермь, работал начальником пермского горзеленстроя. Сейчас в Березниках проживают две внучки В. Миндовского, два правнука и правнучка Ольга, которая учится в нашей школе в 1 классе.

Треугольный сквер, городской парк, множество улочек и переулков Березников обязаны своим убранством Валентину Леонидовичу Миндовскому.

Город помнит и будет помнить Миндовского всегда. В память о нём названа улица, сквер по улице Пятилетки.

В 80-90 годы горожане не занимались озеленением города. Заросли клумбы, скверы, в новых районах деревья не садили.

Сейчас, дело начатое В.Л.Миндовским продолжается: реконструирован Треугольный сквер, высажены клумбы на городских улицах, идёт посадка деревьев. Занимаются этим Станция юных натуралистов, отряды мэра, дорзеленстрой. Но и простые жители не могут остаться равнодушными, следуя почину В.Миндовского, озеленяют дворы, балконы, лоджии. Всё это благотворно влияет на здоровье жителей нашего города.

Результат:

Считаем, что цель, поставленная нами, достигнута.

В ходе реализации проекта выступили перед учащимися 1-4 классов своей школы с сообщением о В.Л.Миндовском. Кроме того, посадили саженцы пихты у спортивной площадки школы, участвовали в озеленении своего двора наравне со взрослыми.

От всего этого получили заряд бодрости и поняли, что зелёные растения должны всегда оставаться друзьями человека. Мы должны помнить имя Валентина Леонидовича Миндовского, потому что без прошлого нет настоящего, и не может быть будущего.

Проект “Имя А.С.Пушкина на карте нашего города”.

Постановка проблемы.

Перед творчеством великого русского поэта А.С.Пушкина преклоняется весь мир.

В заповедные пушкинские места, в старинные парки и пушкинские музеи, “в гости к Пушкину” идут и идут люди. Во многих городах России именем А.С.Пушкина названы улицы, театры, школы.

Нам стало интересно, а есть в нашем городе объекты, названные именем Пушкина?

С этой целью мы проделали следующую работу:

  1. Изучили физическую карту города Березники.
  2. Посетили краеведческую библиотеку, историко-художественный музей.
  3. Побеседовали с родными.
  4. Сходили на экскурсию в школу имени А.С.Пушкина.
  5. Нашли улицу Пушкина в Березниках, погуляли по ней.
  6. Провели анкету среди взрослых и детей нашего города.

В нашем городе 336 улиц, одни – короткие, тенистые, другие – длинные, прямые, а вот улица Пушкина небольшая, стоят на ней деревянные одноэтажные дома, находится она в районе п. Сёмино, около первого пруда.

Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима…
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.

А.С.Пушкин.

Вот такой мы увидели улицу Пушкина в нашем городе.

Первая школа в городе Березники носит имя А.С Пушкина. В этой школе в 40-х годах учился первый президент России Б.Н.Ельцин. Сейчас в школе учатся ребята не только из Березников, но и из деревни Дурино, посёлков Чкалово, Зырянка и Легино.

Чтобы выяснить, знают ли березниковцы объекты, связанные с именем А.С.Пушкина, нами была проведена анкета среди детей и взрослого населения города.

Анкета:

  1. Кто такой А.С. Пушкин?
  2. Назовите произведения А.С. Пушкина?
  3. Какие объекты, связанные с именем Пушкина, есть в нашем городе?

Детей было опрошено – 51;
Взрослых – 51.

На основании проделанной работы мы сделали вывод:

  • Всё взрослое население, опрошенное нами, знает, кто такой А.С.Пушкин, 30 детей – не знают;
  • Произведения поэта знают 45 взрослых, дети – 25.
  • 46 взрослых назвали объекты, связанные в нашем городе с именем А.С.Пушкина, дети – 12.

Объектов, связанных с именем Пушкина в нашем городе недостаточно, и это связано прежде всего, по нашему мнению и мнению наших родных:

  1. Во-первых, город строился в 30-е годы силами комсомольцев, сами строители выбирали название улиц, улицы называли, в основном, именами героев- строителей.
  2. Во-вторых, город был задуман, как столица химии, поэтому это отражено в названиях улиц.
  3. В-третьих, поскольку из нашего совсем молодого тогда города много молодых и старых уходило на защиту своей Родины, решено было именами героев дать название новых улиц.

Результат:

Нас работа над проектом обогатила, работать было интересно. Благодаря этому проекту мы познакомилась со многими людьми, прочитали достаточно литературы. Кроме того, это, на наш взгляд, самое важное, у нас появилось желание работать над проектной и исследовательской деятельностью.