Цели урока:
1-я линия развития- знакомство с целостной картиной мира.
- Познакомить учащихся с понятием “равнина”, с особенностью и природой гор.
- Научить на примере равнин и гор связывать воедино различные географические понятия.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру.
- Учить бережно относиться к природе.
Минимум: к концу второго класса учащиеся должны знать характерные особенности равнин и гор и уметь определять их на карте. Понятие: равнина, горы.
Минимакс: представление об использовании равнин и гор человеком, представление о болотах. Понятие: болото, полезные ископаемые.
Максимум: учебник знакомит с причинами возникновения гор. Понятия: землетрясение, вулканы, выветривание, подземные силы.
Оборудование: карта полушарий, глобус, рисунки природы равнин, гор и хозяйственной деятельности, иллюстрации памятников древних цивилизаций, макет из пластилина с урока “Что изображают на карте” и ёмкости с водой, плакат “Равнины”, “Горы” из комплекта “Наглядные материалы по окружающему миру для 2 класса”, образцы горных пород.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель (У):
Дети слышали звонок? Мы сейчас начнём урок.
Много нового узнаем: почитаем, “погуляем”,
А прогулка не простая: Землю разом прошагаем:
По долинам, по горам, по всем шести материкам.
У: Проверьте готовность к уроку, помните о наших правилах взаимовыручки, уважения к чужому мнению, цели: как можно больше знаний добыть на уроке.
На доске написаны изученные нами темы, расставьте их по порядку изучения.
Океаны;
Озёра;
Реки;
Материки.
(Океаны, материки, реки, озёра).
Я решила эти темы распределить в группы, но затруднилась. Помогите мне. (Лишняя тема “Материки”, т.к. это участок суши, а всё остальное относится к водоёмам).
Дети (Д): Озеро и океан можно
объединить в одну группу, т.к. вода в них может
быть солёной. Озеро и реку можно объединить, т.к.
они находятся на материках.
У: Мы сегодня рассмотрим некоторые
участки суши.
2. Актуализация знаний и постановка проблемы (работа в группах).
У: Нам помогут реки и озёра. Найдите на карте места, на предложенных вам материках, где протекают крупные реки и располагаются крупные озёра. Каким цветом они обозначены? (Детям раздаются листы бумаги с названиями материков – 5 группам).
Африка:
Реки:___________________ Суша, по которой протекают
крупные реки, обозначена на карте ____________ цветом.
Озёра:__________________ Суша, на которой
располагаются крупные озера, обозначена на карте
___________ цветом.
Северная Америка:
Реки: __________________ Суша, по которой протекают
крупные реки, обозначена на карте ________ цветом.
Озёра: _________________ Суша, на которой
располагаются крупные озёра, обозначена на карте
___________ цветом.
Аналогично: Южная Америка, Евразия, Австралия.
У: Почему на карточках ни у кого нет
Антарктиды?
Д: Мы думаем, на ней нет рек и озёр. Мы
считаем, что крупные реки и озёра находятся на
участках суши, обозначенных зелёным и жёлтым
цветами, – это равнины и возвышенности.
У: А где берут начало бурные реки?
Д: Обычно в горах.
У: О чём же сегодня пойдёт разговор?
Д: Мы думаем, что будем говорить о горах
и равнинах.
3. Совместное “открытие” знаний.
У: Много ли на карте зелёного и жёлтого
цветов?
Д: Мы считаем, что большая часть суши
обозначена этими цветами.
У: Какую высоту имеют эти участки суши?
Д: На карте обозначено, что высота их не
превышает 500 м.
У: Что окружает эти участки суши?
Д: Чаще всего со всех сторон их окружают
горы или с одной стороны океан, а с других сторон
– горы.
- Читает заранее подготовленный ученик:
Как велика моя Россия,
Как велики просторы,
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю – весна,
В другом – снега и вьюга.
У: Давайте попробуем по иллюстрациям
учебника на с. 112-113 рассказать, что бывает в горах
или на равнинах. Изобразите на макете такие
участки суши.
У: Что будет происходить с водой на
таких территориях? Попробуем аккуратно полить на
макет водой.
Д: В углублениях собралась вода.
У: Как вы считаете, что образуется на
таких равнинах?
Д: Это болота. Здесь, должно быть, очень
сыро.
У: Сравните 2 равнины на с. 115. Равнины на
карте – плоские обозначают зелёным цветом,
холмистые – с жёлтыми пятнами. Обратите внимание
на условный знак болот. Давайте найдём на карте
такие места.
Что обозначают точки на равнине?
Д: Это, наверное, пески. Они всегда располагаются ближе к тропикам.
У: Найдите названия крупных равнин на карте:
Евразия: Восточно-Европейская равнина,
Западно-Сибирская равнина.
Африка: Сахара.
Южная Америка: Амазонская низменность.
Дома, если вам покажется интересным, можете найти и названия других равнин. А сейчас поработаем с опорой на плакат “Равнины”. Почему на равнинах много болот и рек?
Д: Потому что они ровные, по ним текут
крупные реки. А в понижениях вода застаивается, и
образуются болота.
У: Где можно вырастить культурные
растения, которые служат нам пищей? Где
расположены все крупные города? Почему? Что
покрывает равнина?
Д: На равнинах, там удобно распахивать
поля, строить. Равнины покрыты землёй, песком и
глиной.
У: Совершенно верно! Сейчас поработаем с
опорой на плакат “Горы” и иллюстрации.
Опишите то, что вы увидели.
Д: Это замечательные места: крутые
снежные вершины и бездонные пропасти. Одни
каменные глыбы! Реки узкие и быстрые.
У: Хочется ли вам оказаться в таких
местах?
Д: Да. Но рядом с красотой “ходит”
опасность. Трудно путешествовать в горах. Дорога
часто идёт над пропастью, куда страшно даже
посмотреть. Забираясь всё выше, можно сорваться
вниз.
У: Найдём на карте горы, помня, что чем
выше гора, тем она темнее:
Европа: Альпы, Уральские горы.
Азия: Кавказ, Гималаи.
Северная Америка: Кордильеры.
Южная Америка: Анды.
На Земле много гор. Жизнь в горах трудна.
Как вы думаете, из чего состоят горы и нужны ли они в хозяйственной жизни человека?
Д: Все горы состоят из камней, у них у
всех есть своё название и они нужны человеку.
У: Найдите в конце с. 114 названия
необходимых людям горных пород. Познакомимся с
ними по образцам.
Полезные ископаемые есть даже в болоте. Найдите ответ на с. 115. Что ещё интересного узнали о равнинах и горах?
Д: Мы узнали, что люди выбирают равнины для строительства городов, дорог, для выращивания растений. Здесь располагается много лесов. На равнинах можно встретить полноводные реки, большие озёра, болота. В более жарких местах равнины превращаются в пустыни, степи…
А мы нашли на карте самую высокую вершину мира – это Джомолунгма в Гималаях. Её высота 8848 м.
Альпинистам, одолевая гору, приходиться карабкаться по склонам, по уступам, связываться друг с другом верёвкой (зачем?).
Во время Великой Отечественной Войны в горах Кавказа в 1942году нашим воинам пришлось очень тяжело: окоп не выкопать – камень, ночью – мороз, летом – дождь со снегом, днями лёжа на камнях и на льду с винтовкой или с пулемётом, часто голодные, плохо одетые наши солдаты не отдали наши горы фашистам.
До сих пор в ледниках в горах находят тела наших погибших воинов, помните, они отдали свою жизнь за нас.
4. Самостоятельное применение знаний (работа в группах).
У: Выполните задания №1-4 в рабочей тетради (в группах, как работали вначале урока). Вернитесь к своим карточкам и приготовьте более подробный рассказ о тех равнинах, которые нам встретились.
- Материк.
- Показ равнины на карте.
- Особенности рельефа.
5. Итог урока.
У:
Что нового узнали на уроке?
Как узнали, что помогло?
Где пригодятся знания?
Кто из ребят больше всего помог в открытии
знаний?
Как работал ты?
Для любознательных (можно хорошо подготовленным детям дать задание для выступления перед классом в виде небольших заметок с применением красочных иллюстраций)
Горой называют всякое поднятие с чётко выраженными склонами, подошвой и вершиной, которые возвышаются над равниной более чем на 200м.
По внешнему виду равнины бывают плоские и холмистые. На плоских равнинах нет больших повышений и понижений.
Самые длинные горы в океане – Срединно-Атлантический хребет (более 18 тыс. км). На суше это Анды в Южной Америке (около 9 тыс. км). Высочайшая гора Земли – вершина Эверест, или Джомолунгма.
В настоящее время горы “растут” и разрушаются. Если горы разрушаются быстрее, чем растут, то они постепенно превращаются в холмистую равнину.