Цель: формировать представления об отличительных особенностях деревьев, растущих в данной местности.
Задачи:
- Познакомить с отличительными признаками сосны и ели;
- Развивать речь, память, мышление;
- Формировать интерес к растительному миру лесов
Оборудование: ветки, шишки сосны и ели, оформление доски, таблички с названием деревьев, рисунки ели и сосны.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
- На прошлом уроке мы ходили с вами на экскурсию. Во время экскурсии вы получили вопросы для исследований. Откройте тетради и прочитайте их.
На некоторые мы уже ответили, например: При какой погоде можно рассмотреть снежинку? (Ответы детей)
- Многие ребята приготовили ответы на другие вопросы. (Выступления детей)
III. Актуализация знаний.
1. Определение деревьев.
-На экскурсии мы видели множество деревьев, кустарников. Отыскали даже под снегом траву. Научились распознавать деревья. Давайте поможем Кеше определить дерево.
Игра "Отгадай дерево".
На доске изображения деревьев: сосны, ели, дуба, березы, лиственницы, осины.
Цель: учить различать деревья по внешнему виду.
(Игровое действие: учитель загадывает загадки о деревьях, дети отгадывают название дерева, находят его силуэт и прикрепляют к нему табличку с его названием. Игровое задание: найти дерево по описанию, данному в загадке).
Растёт в лесу красавица,
Своей красою славится.
Свежая, зелёная
Солнцем озарённая. (Ель)Что же это за девица
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Сосна)Тёмной он покрыт корой,
Лист красивый, вырезной.
А на кончике ветвей,
Много-много желудей. (Дуб)Стоит красавица:
Косы зеленые, платье белое,
Кора горючая,
Ветки плакучие, семя летучее. (Берёза)Есть у родственницы ёлки
Неколючие иголки.
Но, в отличие от ёлки,
Опадают те иголки. (Лиственница)
Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)
- Назовите лиственные деревья. - Что с ними происходит зимой?
- Назовите хвойные деревья.
- Чем хвойные деревья отличаются от лиственных? - Что с ними происходит зимой?
- Как зимует трава?
2. Игра "Назови лишнее"
Цель: учить определять деревья, произрастающие в нашем районе.
(Игровое действие: среди предложенных деревьев выбрать и назвать лишние).
- Назовите деревья, не произрастающие в нашем районе? (дуб)
Физминутка.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по той же по дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп. Немного отдохнём.
И домой пешком пойдём.
3. Целеполагание.
- Во время экскурсии у нас возник вопрос. Напомните его.
Как отличить ель от сосны?
Откройте тетрадь на странице 33.
- Отгадайте и зарисуйте. О каком дереве идёт речь?
Зимой и летом одним цветом.
(Дети рисуют)
- Многие из вас нарисовали ель, о каком дереве ещё идет речь?
- Откройте учебник на с. 58
- Что вы знаете об этих деревьях? (Выслушиваются ответы детей.)
IV. Выступления знатоков.
А вот ель. Её мохнатые ветки похожи на большие лапы. Снизу доверху укутывают они ствол лесной красавицы. Хвоинки-иголочки плотно-плотно сидят на веточках. На концах веток висят большие, длинные шишки.
Сосну узнать просто по высокому оранжевому или желтоватому стволу. Ветви сосны шапкой покрывают верхушку ствола.
Итог: Чем в первую очередь отличаются деревья?
V. Исследование веток сосны и ели.
(Ученикам раздаются карточки с заданиями).
Выбери и подчеркни нужные слова.
Веточка ели.
1. У ели цвет хвои тёмно- зелёный, светло - зеленый.
2. У ели хвоя короткая, длинная.
3. У ели хвоинки сидят на ветке по одиночке, но очень тесно, на ветке расположены попарно.
Веточка сосны.
1. У сосны цвет хвои тёмно - зелёный, светло- зеленый.
2. У сосны хвоя короткая, длинная.
3. У сосны хвоинки сидят на ветке по одиночке, но очень тесно, на ветке расположены попарно.
Итог: Чем отличаются веточки сосны и ели?
У ели хвоя темная по цвету, короткая, жёсткая, сидит на ветках по одиночке, но очень тесно.
У сосны хвоя светлая, длинная, жесткая, на ветках расположена попарно.
VI. Исследование шишек ели и сосны.
Задание. Выбери и подчеркни нужные слова.
Шишка ели.
1. У ели шишка продолговатая, короткая округлая.
Шишка сосны.
2. У сосны шишка продолговатая, короткая округлая.
Итог: Чем ещё отличается сосна от ели?
У ели шишка продолговатой формы, на дереве висит вниз.
У сосны - конусообразной формы.
Итог по исследованиям:
- Назовите три отличия сосны от ели.
расположение ветвей.
отличия хвои.
отличия шишек.
VI. Закрепление изученного материала.
Отгадайте по описанию и раскрасьте дерево.
1. Хвойное дерево, у которого ветви расположены так, что крона приобретает форму треугольника, хвоя короткая, а шишка продолговатой формы.
(за правильное выполнение даётся фигурка ели)
2. Хвойное дерево, у которого ветви расположены высоко над землёй, хвоя длинная, а шишка треугольной формы.
(за правильное выполнение даётся фигурка сосны)
3. Назовите не раскрашенное дерево.
VII. Итог урока. Рефлексия.
Кто сможет различить сосну и ель, наклейте свои фигурки деревьев на лист и посадите наш лес.
(Дети наклеивают фигуры деревьев на ватман).
- А кто будет ухаживать за нашим лесом? (лесничий)
- А мы как можем охранять лес?