Программа "Корригирующая гимнастика в общеобразовательном учреждении для учащихся начальных классов с нарушениями опорно-двигательного аппарата"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Программа "Корригирующая гимнастика в общеобразовательном учреждении для учащихся начальных классов с нарушениями опорно-двигательного аппарата" разработана на основе примерной программы по физической культуре начального общего образования, а также программы физического воспитания учащихся со сколиотической болезнью и нарушением осанки.

При нарушении осанки и сколиозе начальных степеней у ребенка наблюдаются задержка развития двигательных умений и навыков, задержка и нарушение процессов костеобразования, слабость связочно-мышечного аппарата и связанные с ними недостаточное развитие мышечного корсета, обострение сопутствующих заболеваний, снижающих уровень физического развития и соматического здоровья ребенка. У многих детей с подобными диагнозами ослаблена нервная система, замедлена скорость мыслительных процессов, понижена работоспособность, повышена утомляемость.

Осанка - это привычное положение туловища в пространстве, поза, обусловленная конституциональными, наследственными факторами, зависящая от тонуса мышц, состояния связочного аппарата, выраженности физиологических изгибов позвоночника.

Цель и задачи курса:

  • Общая цель программы по корригирующей гимнастике - улучшение контроля за физическим развитием каждого ребенка с учетом возрастных и физических особенностей, связанных с нарушением осанки и заболеванием опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие). Основная цель - укрепление здоровья детей и совершенствование их физического развития.
  • Учебная программа по корригирующей гимнастике для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, плоскостопие) предусматривает решение оздоровительной, образовательной, воспитательной, коррекционной и валеолого-психологической задач [1].
  • Оздоровительные: содействовать коррекции и профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата.
  • Образовательные: обучить основам корригирующей гимнастики; совершенствовать навыки владения индивидуальными упражнениями; обучить видам дыхательных упражнений; увеличить жизненную ёмкость легких; освоить двигательные навыки и умения, необходимые для нормальной жизнедеятельности; формулировать системы элементарных знаний о здоровом образе жизни.
  • Воспитательные: формировать физические и морально-волевые качества личности.
  • Коррекционные: создать мышечный корсет; увеличить силовую выносливость мышц; замедлить процесс прогрессирования заболевания; стабилизировать искривление позвоночника; уменьшить дуги сколиоза; исправить недостатки физического развития посредством коррекционных и специальных упражнений.
  • Валеолого-психологические: формировать осознанное отношение к своему здоровью; создать благоприятные условия для оздоровления своего организма; развивать волевые качества; создать благоприятный психоэмоциональный фон для лечения заболевания.

Программа рассчитана на учащихся 1-8 классов, которым рекомендовано заниматься корригирующей гимнастикой (по заключению врача после медицинской комиссии).

Группы комплектуются по возрастному принципу. Дети с различными нарушениями ОДА занимаются вместе, т.к., во-первых, часто встречаются различные нарушения у одного ребенка (например, нарушение осанки и плоскостопие), и, во-вторых, очень часто одно нарушение ведет к другому (например, если у ребенка плоскостопие, то из-за неправильного распределения веса тела искривляется позвоночник). А также на каждом занятии отводится время на индивидуальную работу с каждым ребенком (индивидуальные комплексы упражнений, корригирующие позы).

На основе программного материала в каждой параллели отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.

Принципы построения программы: доступность, системность, последовательность, преемственность.

Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Характеристика разделов программы.

Разделы программы: "Формирование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни", "Основные виды движений, подвижные игры и игровые упражнения", "Дифференцированная двигательная деятельность" [2].

Задачи раздела "Формирование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни" - ознакомить с понятием "здоровый образ жизни"; формировать полезные привычки на основе сознательного отношения детей к здоровью. Научить способам самостоятельной двигательной деятельности.

Раздел "Основные виды движений, подвижные игры и игровые упражнения" включает ходьбу, упражнения в равновесии, бег, прыжки, т.е. естественные движения, которые жизненно необходимы и поэтому являются основой физического воспитания. Задачи раздела: формировать базовые двигательные навыки, расширить двигательный опыт обучающихся. Значительное место в учебной программе занимают подвижные игры и игровые упражнения.

Оздоровительно-профилактические подвижные игры. Широкое применение подвижных игр является мерой предупреждения и ликвидации отрицательных последствий гипокинезии.

Третий раздел программы "Дифференцированная двигательная деятельность" введен с целью укрепления, развития систем и функций организма, физических качеств личности, раскрытия специальных двигательных способностей. Этот раздел включает в себя несколько подразделов.

Использование имитационных упражнений. Имитационные упражнения помогают: привить интерес к физическим упражнениям; научить правильно выполнять простейшие упражнения; развивать воображение; создавать высокий эмоциональный фон.

Общеразвивающие упражнения (ОРУ) без предметов - это специально разработанные движения, подобранные по анатомическому принципу, которые могут выполняться с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном темпе и ритме.

Обеспечивая избирательный характер воздействия на отдельные группы мышц и на определенные системы организма, ОРУ помогают решить следующие задачи: формировать правильную осанку; обеспечивать подвижность суставов; создавать двигательный опыт; воспитать двигательные качества и способности; укрепить сердечно-сосудистую систему; развивать органы дыхания (укрепление диафрагмы, межреберных мышц, мышц брюшного пресса, формирование навыков рационального дыхания); психическое развитие (развитие быстроты реакции, координации движений, осознанное овладение движениями).

Все вышеизложенное можно отнести и к использованию ОРУ с предметами. Несмотря на то, что предметы усложняют упражнения, они в то же время помогают решать следующие задачи: повысить интерес к упражнениям; формировать большую отчетливость двигательных представлений, которые основываются на различных ощущениях и восприятиях; совершенствовать координацию движений.

Профилактические и коррекционные упражнения - обязательный компонент каждого занятия корригирующей гимнастикой. В программу включены упражнения дыхательной гимнастики, упражнения на координацию движений, на формирование правильной осанки и укрепление свода стопы. Эти упражнения позволяют решать следующие задачи: содействовать профилактике заболеваний дыхательных путей, формировать навыки рационального дыхания; развивать умения согласовывать движения различных частей тела; содействовать профилактике нарушений осанки и плоскостопия.

Ритмическая гимнастика, являясь движением циклического характера, занимает одно из первых мест по так называемой "оздоровительной стоимости" среди многообразия физических упражнений. Использование элементов ритмической гимнастики неизбежно повышает резервы здоровья, решая следующие задачи: содействовать профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем; формировать правильную осанку, красивую походку, культуру движений; повышать работоспособность; создать высокий эмоциональный фон. Комплексное воздействие на нервно-мышечный аппарат, нервно-эндокринную систему, сердечно-сосудистую систему, обмен веществ и эмоциональную сферу делает ритмическую гимнастику одним из направлений в оздоровительно-профилактической работе. Ритмическая гимнастика является эффективным средством психоэмоционального переключения на другой ритм двигательной деятельности и оказывает благотворное влияние на центральную нервную систему, что в свою очередь положительно влияет на работоспособность человека. Поэтому Ритмическая гимнастика справедливо рассматривают как одно из средств восстановления сил, повышении устойчивости организма к утомлению. Ритмическая гимнастика отличается неограниченным выбором движений, способствующих развитию основных физических качеств: ловкости, гибкости, выносливости, силы. Занятия Ритмической гимнастикой оттачивают красоту, легкость и высокую координацию движений.

Суставная гимнастика (стретчинг) - это система специальных упражнений для растягивания мышц и повышения подвижности в суставах. В мышцах при растягивании и удержании определенной позы активизируются процессы кровообращения и обмена веществ.

Упражнения (асаны) с элементами йоги - направлены на пропорциональное развитие всех мышц, укрепление здоровья, исправление и предупреждение некоторых физических недостатков, помогают нормализовать работу внутренних органов.

Содержание программы по корригирующей гимнастике

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
"Формирование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни" (4ч.)

1.1. Основы знаний о физической культуре (краткие беседы на каждом занятии)

Физическая культура как система разнообразных форм занятий физической подготовки и укреплением здоровья человека. Режим дня и личная гигиена. Закаливание воздухом, обтиранием. Знания и представления о правильной осанке. Правильное дыхание при выполнении физических упражнений. Здоровый образ жизни первоклассника. Влияние эмоций и настроения на состояние здоровья человека. Физические упражнения, их отличие от обыденных движений и связь с физическим развитием. Режим дня и личная гигиена. Закаливание организма, его значение в укреплении здорового человека. Значение правильного дыхания при занятиях физическими упражнениями. Влияние физических упражнений на нормальное развитие организма. Влияние физических упражнений на осанку. Влияние занятий физическими упражнениями на эмоциональное состояние человека. Физические упражнения, их разновидности и правила выполнения. Режим дня и личная гигиена. Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений. Закаливание организма, его значение в укреплении здорового человека. Влияние здорового образа жизни на красоту и здоровье человека. Физическая подготовка и ее связь с развитием основных физических качеств. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями, организация мест занятий, подбор одежды и обуви, инвентаря и оборудования, контроль за самочувствием. Режим дня и личная гигиена. Влияние занятий физическими упражнениями на состояние здоровья, умственную работоспособность. Представления об основных правилах здорового образа жизни. Влияние правильного дыхания при выполнении движений на самочувствие и работоспособность.

1.2. Способы самостоятельной двигательной деятельности.

Оздоровительные занятия в режиме дня: комплексы утренней гигиенической гимнастики, физкультминутки. Подвижные игры во время прогулок, правила организации и проведения игр, выбора одежды и инвентаря. Занятия по формированию правильной осанки. Занятия утренней гигиенической гимнастикой и музыкальной гимнастикой, закаливание, развитие быстроты и равновесия. Подвижные игры во время прогулок. Измерение длины и массы тела, осанки, уровня развития основных физических качеств. Комплексы упражнений для развития основных физических качеств и подготовительные упражнения для закрепления и совершенствования двигательных действий. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений. Регулирование нагрузки по показаниям частоты сердечных сокращений. Оказание помощи при легких ушибах, царапинах и ссадинах, потертостях.
"Основные виды движений, подвижные игры и игровые упражнения" (на каждом занятии)

2.1. Оздоровительно-профилактические подвижные игры.

Пятнашки. Тише едешь - дальше будешь. Ходим в шляпах. Придумай сам. Слушай внимательно. Запрещенное движение. Собери. Сделай фигуру. Режим дня. Эхо. Слушай сигнал. Прыгни не задень. Дождь в лесу. Пятнашки. Игра с мячом. Горелки. Фигуры. Мы - веселые ребята. Совушка. Ходим в шляпах. Замороженные. Великаны и гномы. Исправь осанку. Будь ловким. Фигуры. Собери. Пятнашки. Фигуры. Собери. Выпрямление. Делай так - делай эдак. Держись всегда прямо. Будь устойчив. Ходим в шляпах. Пятнашки. Товарищ командир. Лыжник. Ходим в шляпах. Канатоходцы. Замри. Исправь осанку. Собери. Ножной мяч в кругу. Не урони мешочек.
2.2. Комплексы упражнений в равновесии, ходьба, бег, прыжки.
"Дифференцированная двигательная деятельность" (64ч.)

3.1. Общеразвивающие упражнения (на каждом занятии)

Комплексы упражнений на месте и в движении без предметов с речитативом: Шел король по лесу. Большие ноги. Гуляем в лесу. Тик-так. Раз, два, раз, два. На лугу. Космонавты. Выросли деревья.

Комплексы упражнений с предметами (с мешочком, со скакалкой, с гимнастической палкой).

Комплексы упражнений на месте и в движении без предметов и с предметами (с мешочком, со скакалкой, гимнастической палкой, набивным мячом).
3.2. Элементы ритмической гимнастики
Комплексы упражнений с заданным музыкальным сопровождением, включающие упражнения с движениями рук, ног, туловища, головы из положений стоя, сидя, лежа. Танцевальные упражнения (простейшие сочетания изученных танцевальных шагов). Имитационные и прыжковые упражнения. Упражнения на восстановление дыхания.
3.3. Имитационные упражнения, упражнения сопряженного и творческого характера.
Кошка просыпается. Тигр готовится к прыжку. Черепаха осторожно выглядывает из панциря. Обезьяна скачет кругами. Еж сворачивается клубком.

Балансировка. Наблюдение за полетом.

Пропеллер. Ворона. Рукопожатие. Ласточка.

Медведь осматривается вокруг. Журавль шагает, взмахивая крыльями. Еж сворачивается клубком.

Балансировка по кругу. Совместный полет. Вьюга.

Сова вглядывается в темноту. Орел испытывает крылья. Еж сворачивается клубком.

Волшебная палочка. Стрелки.

Аист стоит на одной ноге. Слон принимает песочную ванну. Змея сбрасывает кожу. Еж сворачивается клубком.

Цапля.

Снежная баба. Жонглеры и эквилибристы.

Профилактические и коррекционные упражнения.

3.4.1. Для формирования правильной осанки.

Комплексы для укрепления мышц спины, брюшного пресса.

Комплексы упражнений для формирования правильной осанки с речитативом.

Комплексы упражнений при нарушении осанки. Упражнения для укрепления мышц спины и живота. Упражнения для растягивания мышц спины. Упражнения для укрепления боковых мышц туловища. Упражнения для укрепления задней и передней поверхности бедер. Упражнения для живота и таза. Упражнения для "активного пояса" на суставы конечностей. Упражнения при круглой спине, сутуловатости и крыловидных лопатках.
3.4.2. Для укрепления свода стопы.
Упражнения для укрепления мускулатуры ног и свода стопы. Разведение и сведение пяток, не отрывая носков от пола. Захватывание стопами предметов и приподнимание их. Максимальное сгибание и разгибание стоп. Катание гимнастической палки ступнями. Ходьба по гимнастической палке и ребристыми поверхностями.

Комплексы упражнений для уплощенной и плоской стопы.

3.4.3. Профилактические и специальные дыхательные упражнения.

Упражнения на отработку длительного и полного выдоха, имитирующие задувание свечи, с произнесением звуков на выдохе. Диафрагменное дыхание. Игровые комплексы дыхательной гимнастики.

3.5. Упражнения (асаны) с элементами йоги.

Кролик. Веник. Алмаз. Полулотос. Плуг. Дерево. Змея. Кошка. Верблюд. Черепаха. Палка. Озеро. Угол. Кошка. Треугольник. Плуг. Дерево. Змея. Лотос. Лотос. Дерево. Змея. Плуг. Кошка. Озеро. Угол. Треугольник. Мостик. Перекладина. Угол. Плуг. Змея. Лотос. Мостик. Полусвечка. Дерево. Лодка. Звезда. Озеро. Упражнения для боковых мышц живота.

3.6. Суставная гимнастика (стретчинг).

    Комплекс упражнений для растягивания мышц и повышения подвижности в суставах.

Требования к освоению программного материала [2, 3 ,4]

Выпускники начальной школы, занимающиеся корригирующей гимнастикой должны знать/понимать:

  • роль и значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления своего здоровья;
  • правила и последовательность выполнения упражнений утренней гигиенической гимнастики, простейших комплексов для развития физических качеств, формирования правильной осанки, укрепления свода стопы, дыхательной гимнастики;
  • гигиенические правила и правила безопасности при выполнении физических упражнений, правила закаливания и его значение;
  • уметь:
  • выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов) для развития основных физических качеств;
  • выполнять упражнения на формирование правильной осанки
  • осуществлять индивидуальные и групповые действия в оздоровительно-профилактических подвижных играх;
  • наблюдать за собственным физическим развитием и физической подготовленностью.

Формы и методы контроля

  1. На каждом занятии (вводная и заключительная части) измеряется пульс для контроля за самочувствием ребенка.
  2. Три раза в год (1, 3, 4 четверти) проводится контрольное тестирование физических качеств (гибкость: наклон вниз из положения стоя на возвышении; сила кистей рук: динамометрия), функциональные пробы для оценки сердечно-сосудистой и дыхательной систем (время восстановления частоты сердечных сокращений после 20 приседаний; пробы Генчи-Штанге) и оценка плантограммы (исследование стопы) по методу В.А.Яралова-Яраленда.

Литература:

  1. Коррекция нарушений осанки у школьников. Методические рекомендации/ Науч.ред. Г.А.Халемский. - СПб.: Детство-пресс, 2001.
  2. Программы для общеобразовательных учреждений: Коррекионно-развивающее обучение: Нач.классы/Сост. Л.А.Вохмянина. - М.: Дрофа, 2001.
  3. Системная коррекция последствий сколиоза у детей и подростков средствами адаптивной физической культуры: Программно-методический комплекс/ Н.А.Потапова, Л.М.Кротова, Р.Р.Гатиатулин. - М.: НЦ ЭНАС, 2006.
  4. Физическая культура: Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. - М.: Вентана-Граф, 2007.