Концепция личностно-ориентированного обучения, подразумевает в первую очередь такое образование, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога как психолога. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. Используя современные образовательные технологии на уроках, можно максимально приблизить психологический климат на уроке к идеальному, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся. Одним из методов, позволяющих реализовать идеи личностно-ориентированного обучения, является метод творческих проектов.
Современный урок направлен, прежде всего, на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся. Именно поэтому главной задачей учителя становится не передача знаний в готовом виде, а организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы значительную их часть они приобрели самостоятельно, в ходе выполнения поисковых заданий, решения проблемных ситуаций, проектной деятельности. Работа над проектом позволяет ребятам действовать самостоятельно, позволяет научить учиться.
Вместе с тем, сегодня для формирования целостной картины мира необходима интеграция знаний, а, следовательно, интегрированное обучение. Наиболее удачной при проектной работе является интеграция различных предметов.
Любой доклад, сообщение, выступление можно подготовить в форме компьютерной презентации (слайдфильма). В процессе создания презентации ученик может проявить себя и как режиссер, и как сценарист, и как художник и, наконец, как исполнитель. Power Point - это синтез знаний компьютерных технологий: обработки текста, графики, звука, работа с гиперссылками.
Новые возможности для творческого развития ребенка, его самоопределения и самореализации; условия для формирования информационной культуры школьников могут иметь занятия в рамках факультативных курсов, что может повысить эффективность обучения, определить инновационные подходы к формам взаимодействия в процессе обучения и изменения содержания и характера деятельности обучающего и обучаемого.
Данная программа ориентирована на учащихся 6 классов и направлена на развитие творческих способностей учащихся, привития интереса к физике и информатике, развитие компьютерной грамотности, расширения кругозора учеников.
Курс рассчитан на изучение материала под контролем учителя, с обязательным освоением основных навыков и приёмов практической работы в электронных презентациях. В процессе обучения учащиеся закрепляют знания, полученные одновременно из двух образовательных областей: "Физика" и "Информатика".
Пояснительная записка.
Для развития и формирования высокого уровня мышления наиболее благоприятным является младший школьный возраст. Физическое образование представляет в этом отношении широкие возможности. К 7 классу у ребёнка уже складывается своя, порой неверная картина мира. От учителя требуется немало усилий, чтобы пробудить живой интерес к явлениям окружающего мира. Проблема эта решается при введении ещё более раннего изучения физики. У ребёнка 7 класса падает интерес к науке, как только начинается решение задач, потому как, ребёнок не успевает насытиться прелестями науки, почувствовать потребность в математических изысканиях. Введение подготовительного курса решает эту проблему.
В возрасте 11-12 лет ребенок, как правило, увлекается рисованием и поэтому освоение приемов работы с графическим редактором Paint дается ему легко и просто. При изучении пропедевтического курса информатики в 5 классе у учащихся уже сформированы навыки работы в графическом редакторе. Обучающиеся шестого класса уже должны уметь формулировать свои мысли, высказывать их, в этом им помогут текстовые редакторы. Этот навык у них формируют на уроках информатики в 5-6 классах. К обучающимся седьмого класса будут предъявляться более высокие требования. Они должны будут уметь готовить доклады, участвовать в конференциях, грамотно оформлять свои работы и уметь кратко излагать свои мысли. С компьютерными презентациями учащиеся начинают свое знакомство уже в конце 5 класса, /если в школе введен пропедевтический курс изучения образовательной области "Информатика и ИКТ" в 5-7 классах с применением УМК Л.Л. Босовой/. Поэтому в 6 классе ребята органично продолжают изучение технологии создания презентаций в программе Power Point.
Педагогические задачи:
Физическая составляющая курса. | Информационно-технологическая составляющая курса. | ||||
1. На ранних этапах образования
сформировать первоначальное представление о
физических явлениях, с которыми школьники
сталкиваются в повседневной жизни, 2. Показать, через эксперименты и исследовательскую деятельность (часто в нетрадиционных условиях) красоту и прелесть науки физики. З. Развитие способностей проводить эксперименты, устанавливать логическую связь, побудить к исследованиям. 4. Формирование первых представлений о физических величинах и их измерениях, знакомство с простейшими измерительными приборами. 5. Подготовка младших школьников к систематическому изучению курса физики в 7-9 классах. 6. Развитие речевой деятельности: умение участия в дискуссиях, обоснования собственной мысли, высказывания гипотез, защита изобретения или проекта, рассказ об интересных наблюдениях. 7. Побуждение к применению полученных знаний в нестандартных ситуациях. |
Образовательные: 1. Контроль знаний, умений и навыков по созданию презентаций в программе PowerPoint. 2. Обобщение и систематизация полученных знаний на основе межпредметных связей. Развивающие 1. Развивать умение лаконично и четко излагать свои мысли и доказывать свою точку зрения 2. Развитие познавательного интереса, стремление к самостоятельному поиску знаний; З. Показать возможности использования компьютера как инструмента практической и учебной деятельности человека; Воспитательные: Развитие толерантности и коммуникативных навыков. |
||||
Информационно - коммуникативные компетенции: |
|||||
обучающиеся должны знать: назначение и функциональные возможности PowerPoint; объекты и инструменты PowerPoint; технологии настройки PowerPoint; объекты, из которых состоит презентация; этапы создания презентации; технологию работы с каждым объектом презентации. |
обучающиеся должны уметь:
создавать слайд; изменять настройки слайда; создавать анимацию текста, изображения; представить творческий материал в виде презентации |
||||
Тематическое планирование | |||||
N уро ка |
Тема занятия, содержание и последовательность изучения материала. |
физический эксперимент | информационно- технологическая составляющая |
||
1-2 | Мир, в котором мы живем. Что
изучает физика. Компьютер - помощник в изучении
физики. Демонстрация природных явлений; Загадки о природных явлениях; Демонстрация анимации по теме, которую учащиеся уже изучили в 5 классе "Строение вещества" Постановка задачи курса - создание анимированного сериала сказки. Организация групп по интересам Выбор персонажа |
Испарение пятна дезодоранта, нагревание стального шарика, подъем столбика жидкости, смешивание гороха и пшена, опыты с растворение марганцовки в теплой воде; слипание половинок яблок, соединение свинцовых цилиндров; отрывание стеклянной пластинки оот поверхности воды, наблюдение упругости воздуха при сдавливании его шприцом | Анимация и ее роль в изучении физики - формировать общее представление о компьютерных презентациях | ||
3 | Демонстрация заставки к фильму.
/рисунок 1/Создание 1го фильма Работа над рисунками |
л/р "измерение размеров малых
тел" С помощью лабораторного оборудования С использованием интерактивной лаборатории |
- изучение технологии записи
звукового фала; Создание рисунков в графическом редакторе или поиск анимированных рисунков или создание обычных рисунков и их сканирование и обработка |
||
4-5 | Изучение базовой технологии создания презентаций. Подбор цветового решения и общего стиля оформления слайдов | Знакомство с цифровыми и шкальными измерительными приборами - термометр и часы. Цена деления /использовать при создании сюжетной линии/ | Выделение этапов создания
презентации; Вставка текста Вставка фона -рисунка Вставка звука |
||
6-7 | Изучение эффектов анимации и запуска презентации, созданной учащимися по придуманному сюжету | Определение временного интервала смены слайдов. Расчет общего времени презентации | Создание анимации текста Создание анимации рисунка |
||
8-9 | Понятие движения, траектории и
скорости: Демонстрация презентации по ходу изучения данной темы, созданных другими учениками Демонстрация опытов по данной теме. Знакомство с устройством, позволяющим измерять пройденное расстояние. Знакомство с понятием средняя скорость Расчет скорости и единицы измерения скорости |
Определение длины школьного коридора; определение длины и траектории школьной беговой дорожки; определение времени движения учащихся по коридору и беговой дорожке; расчет средней скорости; определение средней скорости движения игрушечного заводного автомобиля самостоятельно | Запуск и отладка программы | ||
10- 11 | Знакомство и работа в Лаборатории "Графики вокруг нас" /СД "Интерактивная математика 5-9 кл" | Решение задач на движение. Чтение графиков зависимости расстояния от времени движения. Моделирование задач. | Работа с компьютерным приложением СД "Интерактивная математика 5-9": изучение среды и инструментария | ||
12- 14 | Работа над созданием второго
фильма "Поездка к другу": Придумываем сюжет - коллективная работа Работа по группам Создаем в конце фильма дополнительный слайд - закрепление изученного /задачи, кроссворды, вопросы, опыты и т.д./ |
Продумываем препятствия - задания - составляем свои задачи физического содержания, используя результаты проведенных опытов или придумываем новые | Рисуем Работаем с анимацией и звуком Изучаем различные способы создания кроссвордной сетки в тестовом редакторе Изучаем работу со сканером и цифровым фотоаппаратом и обработку полученных изображений |
||
15 | Презентация фильма и вручение "Оскара"/учитель готовит грамоты, медали для каждого участника в различных номинациях, проводит конкурсы/ | Отгадывают кроссворды, решают задачи, выполняют тесты | Анализ подготовленной презентации /+ и -/ | ||
16 | Взаимодействие. Масса как мера инертности. Единицы измерения массы и приборы, с помощью которых можно ее измерить. | Выполнение компьютерной л/р - измерение массы небольших тел с помощью рычажных весов | Изучение интерфейса компьютерной среды | ||
17- 18 | Обсуждение сюжета для 3го
фильма - задачи "Колобки строят себе дом"./в
основу сюжета положено строение информационной
модели реального домика, собранного из
конструктора/. Работа по группам: Придумывает текст задачи /включить расчет количества перевозок и грузоподъемность, время движения/ |
2я - выполняет измерения всех деталей реального строительного конструктора и занимается подсчетом каждого вида деталей. Заранее выбрать масштаб: 1 кг в опыте - 1 тонна в жизни | 3я - рисует все детали конструктора используя графический редактор или возможности панели рисования в текстовом редакторе. | ||
19- 20 | Доработка фильма - задачи /использовать вид тестового задания/ | Подготовка и решение задач, подготовка вариантов ответов с учетом допуска типовых ошибок | Изучение гиперссылок | ||
21 | Презентация фильма./можно заранее подготовить учителю фотоколлаж "Ребята а работой", куда включить интересные фотографии ребят во время проведения опытов и т.д/ | Награждение ребят, конкурсы и фокусы | Анализ проведенной презентации | ||
22 | Объем. Единицы объема.
Определение объема тел: Демонстрации по теме Знакомство с менщуркой Определение цены деления |
л/р по определению объема с помощью мензурки | Изучение интерфейса компьютерной виртуальной лаборатории и выполнение л/р | ||
23- 24 | Плотность. Единицы плотности тела. Способ определения плотности. Таблица плотностей. | Определение плотности деревянного бруска, куска мыла правильной формы, растительного масла | Изучение вставки экранных иллюстраций и их обработка при добавлении в рисунок мензурок | ||
25- 26 | Практикум по теме плотность | л/р "Определение плотности с помощью весом и мензурки" | Выполнение л/р в виртуальной лаборатории | ||
27 | Понятие средней плотности тела. Условия плавания тел в жидкости через сравнение плотностей. | Фронтальные эксперименты по теме | Посещение сайта "Здравствуй физика!" | ||
28 | Урок фантазии: придумываем сюжет для финального фильма/можно несколько тем/ | Продумываем физическое содержание фильма | Проектирование презентации | ||
29- 32 | Самостоятельная работа над фильмом | Применение всех полученных знаний по физике и информатике | |||
33 | Демонстрация фильмов | Закрепляю и обобщают полученные знания при защите своих проектов | |||
34 | Смотр знаний - урок праздник. Церемония награждения /пригласить родителей/, подготовить фотографию каждого участника и соединить ее с известным ученым - физиком, а ребята расскажут свою "придуманную историю знакомства" с ним. |