Интегрированный факультативный курс физики и информатики "Мультяшки в стране Физика"

Разделы: Математика, Физика


Концепция личностно-ориентированного обучения, подразумевает в первую очередь такое образование, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога как психолога. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. Используя современные образовательные технологии на уроках, можно максимально приблизить психологический климат на уроке к идеальному, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся. Одним из методов, позволяющих реализовать идеи личностно-ориентированного обучения, является метод творческих проектов.

Современный урок направлен, прежде всего, на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся. Именно поэтому главной задачей учителя становится не передача знаний в готовом виде, а организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы значительную их часть они приобрели самостоятельно, в ходе выполнения поисковых заданий, решения проблемных ситуаций, проектной деятельности. Работа над проектом позволяет ребятам действовать самостоятельно, позволяет научить учиться.

Вместе с тем, сегодня для формирования целостной картины мира необходима интеграция знаний, а, следовательно, интегрированное обучение. Наиболее удачной при проектной работе является интеграция различных предметов.

Любой доклад, сообщение, выступление можно подготовить в форме компьютерной презентации (слайдфильма). В процессе создания презентации ученик может проявить себя и как режиссер, и как сценарист, и как художник и, наконец, как исполнитель. Power Point - это синтез знаний компьютерных технологий: обработки текста, графики, звука, работа с гиперссылками.

Новые возможности для творческого развития ребенка, его самоопределения и самореализации; условия для формирования информационной культуры школьников могут иметь занятия в рамках факультативных курсов, что может повысить эффективность обучения, определить инновационные подходы к формам взаимодействия в процессе обучения и изменения содержания и характера деятельности обучающего и обучаемого.

Данная программа ориентирована на учащихся 6 классов и направлена на развитие творческих способностей учащихся, привития интереса к физике и информатике, развитие компьютерной грамотности, расширения кругозора учеников.

Курс рассчитан на изучение материала под контролем учителя, с обязательным освоением основных навыков и приёмов практической работы в электронных презентациях. В процессе обучения учащиеся закрепляют знания, полученные одновременно из двух образовательных областей: "Физика" и "Информатика".

Пояснительная записка.

Для развития и формирования высокого уровня мышления наиболее благоприятным является младший школьный возраст. Физическое образование представляет в этом отношении широкие возможности. К 7 классу у ребёнка уже складывается своя, порой неверная картина мира. От учителя требуется немало усилий, чтобы пробудить живой интерес к явлениям окружающего мира. Проблема эта решается при введении ещё более раннего изучения физики. У ребёнка 7 класса падает интерес к науке, как только начинается решение задач, потому как, ребёнок не успевает насытиться прелестями науки, почувствовать потребность в математических изысканиях. Введение подготовительного курса решает эту проблему.

В возрасте 11-12 лет ребенок, как правило, увлекается рисованием и поэтому освоение приемов работы с графическим редактором Paint дается ему легко и просто. При изучении пропедевтического курса информатики в 5 классе у учащихся уже сформированы навыки работы в графическом редакторе. Обучающиеся шестого класса уже должны уметь формулировать свои мысли, высказывать их, в этом им помогут текстовые редакторы. Этот навык у них формируют на уроках информатики в 5-6 классах. К обучающимся седьмого класса будут предъявляться более высокие требования. Они должны будут уметь готовить доклады, участвовать в конференциях, грамотно оформлять свои работы и уметь кратко излагать свои мысли. С компьютерными презентациями учащиеся начинают свое знакомство уже в конце 5 класса, /если в школе введен пропедевтический курс изучения образовательной области "Информатика и ИКТ" в 5-7 классах с применением УМК Л.Л. Босовой/. Поэтому в 6 классе ребята органично продолжают изучение технологии создания презентаций в программе Power Point.

Педагогические задачи:

Физическая составляющая курса. Информационно-технологическая составляющая курса.
1. На ранних этапах образования сформировать первоначальное представление о физических явлениях, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни,

2. Показать, через эксперименты и исследовательскую деятельность (часто в нетрадиционных условиях) красоту и прелесть науки физики.

З. Развитие способностей проводить эксперименты, устанавливать логическую связь, побудить к исследованиям.

4. Формирование первых представлений о физических величинах и их измерениях, знакомство с простейшими измерительными приборами.

5. Подготовка младших школьников к систематическому изучению курса физики в 7-9 классах.

6. Развитие речевой деятельности: умение участия в дискуссиях, обоснования собственной мысли, высказывания гипотез, защита изобретения или проекта, рассказ об интересных наблюдениях.

7. Побуждение к применению полученных знаний в нестандартных ситуациях.

Образовательные:

1. Контроль знаний, умений и навыков по созданию презентаций в программе PowerPoint.

2. Обобщение и систематизация полученных знаний на основе межпредметных связей.

Развивающие

1. Развивать умение лаконично и четко излагать свои мысли и доказывать свою точку зрения

2. Развитие познавательного интереса, стремление к самостоятельному поиску знаний;

З. Показать возможности использования компьютера как инструмента практической и учебной деятельности человека;

Воспитательные:

Развитие толерантности и коммуникативных навыков.

Информационно - коммуникативные компетенции:

обучающиеся должны знать:

назначение и функциональные возможности PowerPoint;

объекты и инструменты PowerPoint;

технологии настройки PowerPoint; объекты, из которых состоит презентация;

этапы создания презентации;

технологию работы с каждым объектом презентации.

обучающиеся должны уметь: создавать слайд;

изменять настройки слайда;

создавать анимацию текста, изображения;

представить творческий материал в виде презентации

    Тематическое планирование  
N

уро

ка

Тема занятия, содержание и

последовательность изучения

материала.

физический эксперимент информационно-

технологическая

составляющая

1-2 Мир, в котором мы живем. Что изучает физика. Компьютер - помощник в изучении физики.

Демонстрация природных явлений;

Загадки о природных явлениях;

Демонстрация анимации по теме, которую учащиеся уже изучили в 5 классе "Строение вещества"

Постановка задачи курса - создание анимированного сериала сказки.

Организация групп по интересам

Выбор персонажа

Испарение пятна дезодоранта, нагревание стального шарика, подъем столбика жидкости, смешивание гороха и пшена, опыты с растворение марганцовки в теплой воде; слипание половинок яблок, соединение свинцовых цилиндров; отрывание стеклянной пластинки оот поверхности воды, наблюдение упругости воздуха при сдавливании его шприцом Анимация и ее роль в изучении физики - формировать общее представление о компьютерных презентациях
3 Демонстрация заставки к фильму. /рисунок 1/Создание 1го фильма

Работа над рисунками

л/р "измерение размеров малых тел"

С помощью лабораторного оборудования

С использованием интерактивной лаборатории

- изучение технологии записи звукового фала;

Создание рисунков в графическом редакторе или поиск анимированных рисунков или создание обычных рисунков и их сканирование и обработка

4-5 Изучение базовой технологии создания презентаций. Подбор цветового решения и общего стиля оформления слайдов Знакомство с цифровыми и шкальными измерительными приборами - термометр и часы. Цена деления /использовать при создании сюжетной линии/ Выделение этапов создания презентации;

Вставка текста

Вставка фона -рисунка

Вставка звука

6-7 Изучение эффектов анимации и запуска презентации, созданной учащимися по придуманному сюжету Определение временного интервала смены слайдов. Расчет общего времени презентации Создание анимации текста

Создание анимации рисунка

8-9 Понятие движения, траектории и скорости:

Демонстрация презентации по ходу изучения данной темы, созданных другими учениками

Демонстрация опытов по данной теме. Знакомство с устройством, позволяющим измерять пройденное расстояние.

Знакомство с понятием средняя скорость

Расчет скорости и единицы измерения скорости

Определение длины школьного коридора; определение длины и траектории школьной беговой дорожки; определение времени движения учащихся по коридору и беговой дорожке; расчет средней скорости; определение средней скорости движения игрушечного заводного автомобиля самостоятельно Запуск и отладка программы
10- 11 Знакомство и работа в Лаборатории "Графики вокруг нас" /СД "Интерактивная математика 5-9 кл" Решение задач на движение. Чтение графиков зависимости расстояния от времени движения. Моделирование задач. Работа с компьютерным приложением СД "Интерактивная математика 5-9": изучение среды и инструментария
12- 14 Работа над созданием второго фильма "Поездка к другу":

Придумываем сюжет - коллективная работа

Работа по группам

Создаем в конце фильма дополнительный слайд - закрепление изученного /задачи, кроссворды, вопросы, опыты и т.д./

Продумываем препятствия - задания - составляем свои задачи физического содержания, используя результаты проведенных опытов или придумываем новые Рисуем

Работаем с анимацией и звуком

Изучаем различные способы создания кроссвордной сетки в тестовом редакторе

Изучаем работу со сканером и цифровым фотоаппаратом и обработку полученных изображений

15 Презентация фильма и вручение "Оскара"/учитель готовит грамоты, медали для каждого участника в различных номинациях, проводит конкурсы/ Отгадывают кроссворды, решают задачи, выполняют тесты Анализ подготовленной презентации /+ и -/
16 Взаимодействие. Масса как мера инертности. Единицы измерения массы и приборы, с помощью которых можно ее измерить. Выполнение компьютерной л/р - измерение массы небольших тел с помощью рычажных весов Изучение интерфейса компьютерной среды
17- 18 Обсуждение сюжета для 3го фильма - задачи "Колобки строят себе дом"./в основу сюжета положено строение информационной модели реального домика, собранного из конструктора/. Работа по группам:

Придумывает текст задачи /включить расчет количества перевозок и грузоподъемность, время движения/

2я - выполняет измерения всех деталей реального строительного конструктора и занимается подсчетом каждого вида деталей. Заранее выбрать масштаб: 1 кг в опыте - 1 тонна в жизни 3я - рисует все детали конструктора используя графический редактор или возможности панели рисования в текстовом редакторе.
19- 20 Доработка фильма - задачи /использовать вид тестового задания/ Подготовка и решение задач, подготовка вариантов ответов с учетом допуска типовых ошибок Изучение гиперссылок
21 Презентация фильма./можно заранее подготовить учителю фотоколлаж "Ребята а работой", куда включить интересные фотографии ребят во время проведения опытов и т.д/ Награждение ребят, конкурсы и фокусы Анализ проведенной презентации
22 Объем. Единицы объема. Определение объема тел:

Демонстрации по теме

Знакомство с менщуркой

Определение цены деления

л/р по определению объема с помощью мензурки Изучение интерфейса компьютерной виртуальной лаборатории и выполнение л/р
23- 24 Плотность. Единицы плотности тела. Способ определения плотности. Таблица плотностей. Определение плотности деревянного бруска, куска мыла правильной формы, растительного масла Изучение вставки экранных иллюстраций и их обработка при добавлении в рисунок мензурок
25- 26 Практикум по теме плотность л/р "Определение плотности с помощью весом и мензурки" Выполнение л/р в виртуальной лаборатории
27 Понятие средней плотности тела. Условия плавания тел в жидкости через сравнение плотностей. Фронтальные эксперименты по теме Посещение сайта "Здравствуй физика!"
28 Урок фантазии: придумываем сюжет для финального фильма/можно несколько тем/ Продумываем физическое содержание фильма Проектирование презентации
29- 32 Самостоятельная работа над фильмом Применение всех полученных знаний по физике и информатике
33 Демонстрация фильмов Закрепляю и обобщают полученные знания при защите своих проектов
34 Смотр знаний - урок праздник. Церемония награждения /пригласить родителей/, подготовить фотографию каждого участника и соединить ее с известным ученым - физиком, а ребята расскажут свою "придуманную историю знакомства" с ним.