Цель: изучить степени сравнения имен прилагательных.
Задачи:
- объяснить образование сравнительной и превосходной степеней сравнения имен прилагательных в форме, доступной каждому ученику;
- активизировать зрительную и слуховую память;
- осуществить первичный контроль понимания материала.
Форма проведения: урок - изучение новой темы.
Оборудование: интерактивная доска.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Good morning, children!
Ученики: Good morning, teacher!
Учитель: I am glad to see you.
Ученики: We are glad to see you, too.
Учитель: Are you ready for the lesson?
Ученики: Yes, we are. We are ready for the lesson.
Учитель: Sit down, please. Who is on duty today?
Ученик: I am on duty today.
My name is :.
My surname is :
Учитель: What day is it today?
Ученик: Today is :.
Учитель: What date is it today?
Ученик: Today is:..
Учитель: Who is absent?
Ученик: All are present.
Учитель: Thanks. Let's sing the song "Hello! Friend! "
II. Основная часть урока.
Учитель: Давайте вспомним и сравним грамматические категории имен прилагательных в русском и английском языках. Вопрос первый. Есть ли в английском языке такая грамматическая категория как род и есть ли она в русском языке?
Ученик: В русском языке есть понятие рода. Такой грамматической категории как род в английском языке не существует.
Учитель: Вопрос второй. Изменяются ли прилагательные по числам и падежам в русском языке?
Ученик: Прилагательные в русском языке изменяются по числам и падежам.
Учитель: Давайте рассмотрим примеры изменения прилагательных по числам в русском языке.
Например: ед. ч. - большой медведь, мн. ч. - большие медведи.
Изменилось и прилагательное и существительное.
Теперь рассмотрим изменения по падежам.
Например: Вижу кого? - Большого медведя.
Дают рыбу кому? - Большому медведю.
Согласно этим примерам, можем ли мы сказать, что имена прилагательные в русском языке изменяются по числам и падежам?
Ученики: Да. Можем.
Учитель: А теперь возьмем примеры из английского языка.
Например: ед.ч. - a big bag - большая сумка, мн.ч. - big bags - большие сумки.
Изменилось ли прилагательное согласно числу существительного?
Ученики: Прилагательное не изменилось.
Учитель: Изменяются ли прилагательные по падежам в английском языке?
Ученик: Мы уже знаем, что в английском языке существуют два падежа и они есть только у одушевленных существительных.
Учитель: Делаем вывод: прилагательные в английском языке в отличие от прилагательных в русском языке не имеют грамматической категории рода, числа, падежа. Но прилагательные и в русском, и в английском языке имеют три степени сравнения. Это положительная, сравнительная и превосходная степени. Это и есть наша новая тема.
Учитель: All right. Let's get down to work. Open your grammar exercise-books, please. Write down the new theme. The Adjectives. Degrees of Comparison.
Имя прилагательное. Степени сравнения.
Учитель: Послушайте! Рисовать и писать будем после объяснения.
Образование степеней сравнения прилагательных зависит от количества слогов в слове. Все прилагательные можно разделить на три группы по способу образования степеней сравнения. Понять это нам поможет веселая гусеница.
Рассмотрим каждую группу прилагательных. К первой группе относятся прилагательные односложные и двусложные с окончаниями y, ow, ble, er. Такие прилагательные образуют степени сравнения при помощи суффиксов -er- и est.
Давайте посмотрим на этот рисунок.
Все три мужчины сильны. О их силе можно сказать:
1. Mr. White is a strong man.
Мистер Уайт - сильный человек.
2. Mr. Black is stronger.
Мистер Блек сильнее.
Мы сравниваем. Эта степень прилагательного называется сравнительной. Как вы видите к прилагательному добавляется суффикс -er-.
3. Mr. Brown is the strongest man of the three/
Мистер Браун самый сильный человек из троих.
К прилагательному прибавляется суффикс -est-. Эта степень сравнения прилагательного называется превосходной. Этот человек из троих самый сильный.
Давайте посчитаем слоги и скажем к какой группе прилагательных по образованию степеней сравнения мы их отнесем.
Ученики: К первой группе мы можем отнести эти прилагательные, т.к. в них один слог.
Учитель: У первой группы прилагательных есть особенности в правописании.
1. Если прилагательное односложное, гласная в нем краткая и на конце слова одна согласная, то по правилам правописания согласная удваивается и только потом прибавляется суффикс -er-. Смотрим на таблицу.
2. Если прилагательное относится к первой группе и заканчивается на букву -е-, то дважды эта буква не пишется. Разбираем примеры.
3. Прилагательные, относящиеся к первой группе, оканчивающиеся на -у-. Правило таково: буква -у- меняется на -i- и прибавляется суффикс. Разбираем примеры.
Второй способ образования степеней сравнения прилагательных. Давайте ещё раз посмотрим на веселую гусеницу. Смотри рисунок 1.
Двусложные и многосложные прилагательные образуют сравнительную и превосходную степени сравнения при помощи слов: more (более) и (the) most (самый).
Третий способ (посмотрим на гусеницу ещё раз).
Нет правил без исключений. Третий способ образования сравнительной и превосходной степеней образуют слова исключения. Эти слова относятся к третьей группе прилагательных. Чаще всего эти слова меняются частично или полностью.
Учитель: Мы рассмотрели три способа образования степеней сравнения прилагательных.
А теперь отдохнем и посмотрим как вы знаете прилагательные. Посмотрите на доске написано шутливое стихотворение "My family". Давайте его прочтем.
My Family.
My mum is like a bee
Because she is as busy as she can be
My dad is like an ox
Because he is strong and he can box
My sister is like a mouse
Because she is quiet in the house
My granny is like a snail
Because she is slow and she can't send an email
But I am like a mule
Because I am stubborn but really cool!
Можете ли вы сравнить членов вашей семьи с каким - либо животным?
Часто союз "as:as - такой же :, как" употребляют когда сравнивают одинаковые степени качества.
My :: is as :: as a bee.
My :: is as :: as an owl.
My :: is as :..as a kitten.
My :: is as :: as a snail.
My :: is as ::.as a mouse.
My ::.. is as ::.as a mule.
My ::.. is as :::as an ox.
My :.. is as :: as a peacock.
My :.. is as :: as a lamb.
III. Заключительная часть урока. Закрепление.
Учитель: Давайте еще раз посмотрим на веселую гусеницу. Постараемся проговорить правила и дать свои примеры.
Учитель: Ребята! А теперь давайте нарисуем гусеницу. При помощи этого рисунка выучить правила будет очень легко.
Использованная литература:
- Английский язык: Учебник для III класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев и гимназий. Верещагина И.Н., Притыкина Т.А.- М. Просвещение, 2004.
- Правило за правилом. Сборник упражнений для III класса. Учебное пособие/ сост. Е.Г.Воронова, М.: Издательство "Менеджер", 2005.
- Занимательные упражнения: Грамматика английского языка для начальной школы. Тимохина Е.Е., Крижепольская М.В. - СПб.: КАРО. 2004.
- Английский язык для детей. Сборник упражнений. Николенко Т.Г., Кошмакова И.И. - М.: Айрис Рольф, 2001.
- Round up. English Grammar Practice. 2 Virginia Evans, London, 2007.
- Essential Grammar in USE. A self-study reference and practice book for elementary students of English. Raymond Murphy, Cambridge University press, 2005.
- Газеты: School English и Youngster.