Цели:
Образовательные:
- Актуализировать знания об экосистеме, как ячейке живой оболочки Земли;
- Дать представление об экосистеме озера, познакомить с ее обитателями;
- Подвести к выводу о том, почему экосистема озера рано или поздно прекращает свое существование;
- Учить применять полученные знания в знакомой ситуации.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление, внимание, память, речь, умение сопоставлять и делать выводы.
- Развивать умение детей взаимодействовать друг с другом через работу в парах.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к знаниям;
- Воспитывать нравственное отношение к природе, чувство ответственности за свое поведение в природе, любовь к природе.
Оборудование:
- Карта полушарий, видеофильм «Нургушский заповедник»
- демонстрационные карточки (структура экосистемы),
- иллюстрации с изображением обитателей озера,
- раздаточный материал.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний.
- Совместное открытие новых знаний.
- Первичное закрепление.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Учитель:
О чем мы говорили на прошлом уроке?
(Об экосистеме, о почве.)
Что такое почва?
(Почва – это верхний плодородный слой земли. Почва – важнейшая составная часть экосистемы)
Какую роль в экосистеме играет почва?
(В почве завершается круговорот веществ)
Назовите все части экосистемы.
Ответы сопровождаются выставлением демонстрационных карточек.
Живая природа: | Неживая природа: |
Производители | вода |
Потребители | воздух |
Разрушители | почва |
горные породы |
Учитель обращает внимание детей на то, что экосистема разделена на 2 части: живая и неживая природа.
Скажите теперь, что такое экосистема?
(Экосистема – это единство живой и неживой природы, в котором живые организмы разных профессий способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.)
Какие экосистемы существуют?
(Луг, лес, поле, озеро, болото).
Сегодня мы поговорим об одной из экосистем. О какой, узнаете, отгадав загадку:
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляют прически.
И месяц, и звезды – в нем все отражается.
Как это зеркало называется? (озеро)
3. Совместное открытие новых знаний.
А) Сообщение темы и цели урока.
О какой экосистеме пойдет речь на уроке? (об экосистеме озера).
Чтобы начать знакомство с новой темой, мы должны вспомнить, что такое озеро?
(Озера – природные водоемы со стоячей водой, расположенные в углублениях суши. Если их озера вытекает река, оно называется проточным. Они пресные. Если вода из озера не вытекает, его называют бессточным. Иногда они бывают соленые.)
Учитель:
Голубыми глазами Земли называют озера. Самыми крупными озерами Земли являются Каспийское озеро-море, Верхнее, Виктория, Аральское озеро-море, Гурон, Мичиган.
Гордостью нашей страны является озеро Байкал – самое глубокое озеро в мире. Его глубина достигает 1620 метров (показ на карте полушарий).
В нашей стране около 1 миллиона озер, больших и малых, знаменитых и безвестных. В Кировской области – небольшие озера. Более 60-ти озер насчитывается в Нургушском заповеднике Кировской области, расположенном недалеко от села Вишкиль Котельнического района.
В видеосюжете вы увидите одно из них (демонстрируется фрагмент из видеофильма «Нургушский заповедник»).
Полюбуйтесь на его красоту, окружающую природу, понаблюдайте за обитателями озера.
(После просмотра сюжета обсуждение увиденного)
Б) Постановка задачи урока.
Захотелось ли вам больше узнать об экосистеме озера?
Какова задача нашего урока?
(Больше узнать об обитателях озера; выяснить, как живет экосистема озера).
Давайте вместе выясним, как живет экосистема озера.
В) Совместное открытие новых знаний.
Откройте учебник на странице 44. Рассмотрим рисунок к заданию №1.
Кто обитает в озере? (Озвучивание иллюстрации учебника)
Чем в этой цепи являются водоросли? (Производителями)
Назовите потребителей.
Какая «профессия» у рака, беззубки, микробов? (Разрушители)
Проследите, как они взаимосвязаны друг с другом? (Рачки питаются водорослями, карась есть рачков, щука ест карася, мертвыми организмами кормятся раки, улитки, беззубки. Остатки перерабатывают микробы).
Все они соединены зелеными стрелками. Что они обозначают?
(Цепи питания. Передачу органического вещества).
Почему от микробов к водорослям идет коричневая стрелка? Что она обозначает?
(Передачу минерального вещества. Микробы перерабатывают остатки мертвых организмов до минеральных веществ, которые нужны водорослям).
Учитель:
Таким образом, через разрушителей цепи питания замыкаются в круговорот.
Откройте страницу 46, задание №2.
Попробуйте самостоятельно подписать на схеме обитателей озера, которые осуществляют круговорот веществ в экосистеме озера. ( Идет самостоятельная работа. Параллельно один ученик работает у доски, заполняя схему. После завершения работы идет проверка выполнения задания).
Сформулируем выводы.
Напишем, что обозначают зеленые и коричневые стрелки на схеме.
(Зеленые стрелки обозначают пищевые цепи, передачу органического вещества. Коричневые стрелки – передачу минерального вещества).
Г) Постановка проблемы.
Обратите внимание на то, что от мертвых организмов идет черная стрелка, направленная вниз. Что она обозначает? (Предположения детей)
Прочитаем диалог Лены и Миши на странице 44. Ребята помогут вам найти ответ на этот вопрос. (Чтение диалога вслух по ролям).
Теперь ответьте письменно на вопрос, что обозначает черная стрелка? (Разрушители не справляются со своей работой. А это значит, что круговорот веществ не полностью замкнут).
Что же произойдет с озером, если круговорот веществ не полностью замкнут. (Со временем озеро превратится в болото).
В чем причина? (Разрушители не справляются со своей работой).
Прочитаем вывод на странице 47 и сравним его с нашим выводом.
Учитель:
Так же как у реки, дерева, животного, человека, так и у озера есть свой срок жизни: оно рождается, достигает зрелости, умирает. Но у каждого озера свой срок, своя судьба. Нередко виной преждевременной гибели озера становится сам человек. Озеро могут погубить бытовые и промышленные стоки, спускаемые в него человеком. Они отравляют все живое. В озере бурно разрастаются микроскопические водоросли и заполняют весь водоем. И только разумное поведение человека продлит жизнь озера, позволит ему жить долго.
Д) Физкультминутка.
Е) Рассказ учителя с демонстрацией иллюстраций на доске.
Экосистема озера двухэтажная. Верхний этаж составляют мелкие организмы, которые плавают в толще воды и переносятся течением, их называют планктоном. К нему относятся одноклеточные растения – водоросли и животные. (Демонстрация картинки).
На дне растут более крупные растения: элодея, хара. ( Демонстрация картинок)
Вблизи берегов видны кувшинки: белые - лилии и желтые - кубышки. Они являются исчезающими видами растений и занесены в Красную книгу. ( Демонстрация картинок)
Также по берегам озер растет рогоз (его ошибочно называют камышом), камыш, осока, радуют глаз незабудки. ( Демонстрация картинок)
Это озерные производители.
Множество одноклеточных водорослей привлекает внимание потребителей. Среди них преобладают мелкие рачки: циклопы, дафнии. Их используют в качестве корма для рыб любители аквариумов. ( Демонстрация картинок) Они фильтруют воду, забирая мелкие водоросли. Один такой рачок, которого можно увидеть только в лупу, пропускает за сутки 1 литр воды. Рачками кормятся многие рыбы: карась, плотва, линь, пескарь.
(Демонстрация картинок)
Этими рыбами в свою очередь нередко лакомятся хищные рыбы: окунь, щука.
(Демонстрация картинок)
Это озерные потребители. На дне водоемов живут различные разрушители, которые кормятся остатками умерших организмов. Это многочисленные микробы, раки, улитки и мотыль – небольшие красные червячки, личинки комаров. ( Демонстрация картинок)
Около озера обычно много насекомых: мошек, комаров, стрекоз. ( Демонстрация картинок)
Водомерки скользят по воде как на коньках.
Это потому, что многие из насекомых откладывают яйца в воде. Из них выведутся личинки, а из них взрослые насекомые. Все перечисленные и многие другие обитатели приспособились к совместной жизни в озере и составляют единое сообщество, которое способно поддерживать круговорот веществ в экосистеме озера.
4. Первичное закрепление.
В задании №3 на странице 47 надо определить профессии живых организмов.
(Самостоятельная работа в учебнике с последующей проверкой).
Назовите производителей, потребителей, разрушителей.
Что произойдет, если представители одной из профессий исчезнут? (Нарушится круговорот веществ в экосистеме).
Могут ли они поменяться профессиями?
Выполним задание на карточках.
Наведите порядок в цепи живых организмов, которые осуществляют круговорот веществ в экосистеме озера.
(Самостоятельная работа в парах с последующей проверкой).
5. Итог урока.
Какую экосистему изучали на уроке?
Перед нами стояла задача: разобраться, как живет экосистема озера. Удалось нам это сделать?
Все ли профессии живых организмов есть в озерной экосистеме?
Какая особенность у круговорота веществ в экосистеме озера? (Круговорот веществ в озере не полностью замкнут).
Как вы думаете, какую экосистему будем изучать на следующем уроке? (Экосистему болота).
Почему? (Озеро рано или поздно превращается в болото)
Учитель:
Конечно, нельзя остановить этот естественный процесс. Но человек в силах продлить жизнь озера, замедлить его старение. Для этого нужно прежде всего следить за тем, чтобы в его воду поменьше попадало загрязняющих веществ. Периодические очистки озера и углубление дна также помогают продлить его жизнь.
Каждый несорванный цветок, не сломанная ветка, не пойманная стрекоза, бабочка, не брошенная бутылка – это ваш небольшой вклад в большое дело – сохранение природы для будущих поколений. Помните об этом, ребята!
6. Домашнее задание.
- Прочитать материал урока 12, ответить на вопросы на странице 47.
- Составить памятку об охране озер.
- Нарисовать плакат, призывающий бережно относиться к озерам.
7. Рефлексия.
С какими мыслями каждый из вас уходит с урока? Кто хочет их произнести вслух?