Цели:
- познакомить со звуком [и] и буквами «И, и», которые он обозначает; учить читать с изученными буквами;
- развить речь, память, умение сравнивать, анализировать и делать выводы; умение слушать и слышать учителя, друг друга;
- воспитать интерес к чтению, к книге, уважение друг друга.
Оборудование:
- текст на листах для чтения детьми;
- иллюстрация «журавль и лиса», «тарелка и кувшин»;
- слоги;
- книга «Лиса и журавль»;
- словарь Ожегова;
- игрушка Лиса, корзины;
- листья сухие клена для детей;
- две косынки;
- плакат «Испокон века книга растит человека».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Зарядка для язычка
1. «чистим зубки»
«Вкусное варенье» – Кончиком языка проводить по верхней губе сверху вниз. Рот приоткрыть.
«Индюк» – Водить языком по верхней губе из стороны в сторону сначала медленно, затем быстро, добавить голос.
«Лошадка цокает копытами» – Щелкать кончиком языка по твердому небу.
2. скороговорка
У Ивашки рубашки
У рубашки кармашкиа) Произнесите шепотом
б) Произнесите весело
в) Произнесите грустно
III. Повторение пройденного
1. чтение букв
а о у а у ы о о о у у ы ы у э о у э ы у о
Какие звуки обозначают эти буквы?
Почему?
- Воздух во рту не встречает преград
- Произносится с голосом
- Образуют слог.
2. Чтение слогов с учительницей.
(у учителя в руках буквы)
а р а л |
и наоборот | у м у п |
Договори до слов
3. Для чтения текст на листах
а) Вот нора. Тут лиса. Лиса рыла нору. У лисы глубокая нора.
б) чтение в слух 2 человек по бумаге текст
в) работа по содержанию
– Про кого прочитали? (про лису)
– Что делала лиса? (рыла нору)
– Какая нора у лисы? (глубокая)
(Приходит лиса игрушка с корзиной листьев.)
VI. Изучение нового.
1. Выделение звука
– Произнесите слово лиса
– Сколько звуков? (4)
– Сколько слогов? (2)
– Поставьте ударение.
– Куда падает ударение?
– Составьте схему слова лиса.
– Послушаем второй звук и понаблюдаем за организацией речи (язык, губы, зубы)
– Что заметили?
– Какой это звук? Почему?
2. Нахождения позиции звука
- начало
- середина по иллюстрации
- в конце
– В названии каких предметов есть звук и? Где стоит?
V. Физминутка.
1. «Медвежата» Медвежата в чаще жили или под музыку «Если добрый ты»?
В каких словах услышишь [и].
2. Итог (лист в корзинку).
VI. Знакомство с буквой.
1. На что похожа
Звук и на письме означает буквой «И» так буква и называется.
2. На ленте и в классе.
Есть И и и. Для чего?
3. Упражнения в чтении
а) чтение слов;
б) договор до слов (ны ни, ры ри, мы ми, лы ли, вы ви, бы би, сы си);
в) Вывод.
– Что обозначает буква и ?
- Гласный звук и?
- Мягкость согласного звука, который стоит перед ней.
г) Чтение по книге
– Открыть учебники «Букварь» по закладке стр. 41
– Просмотрите столбики слов
– Возьмите в руки карандаш
д) Проверка усвоения прочитанного
– Повторите названия ягоды (малина)
– а) древесное, кустарниковое или травянистое вьющееся или лазящее цепкое растение.
б) цепкая, вьющаяся часть такого растения (словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова)
– Произнесите имя мальчика (Мирон)
– Произнесите название очень кислый фрукт (лимон)
VII. Закрепление
1. Знакомство с буквой как отдельное слово.
– Какие знаете название сказок в которых есть лиса? (Лиса и журавль).
– Как одним словом? (животные).
– Из чего ели? Кто помнит?
Тарелка и кувшин
– Как одним словом?
Хитрая и умный
– Что обозначает буква И ? (отдельное слово).
2. Чтение ученицей сказки «Лиса и журавль».
Лиса хочет, чтобы вы послушали сказку.
– В каких словах есть звук и?
– Кто больше запомнит?
3. Работа с пословицей.
– Как понимаете смысл этой пословицы?
– Что значит растит?
(стали умнее, узнали новое про букву «И», вспомнили сказку)
– Книги друзья и помощники человека?
– В каких словах есть звук и? Где?
– Какой буквой означает И запомни её?
4. Игра «Листопад».
– Лисичка хочет с вами поиграть.
– Я буду петь, а вы собирать листья.
– Кто быстрее соберет.
– Когда падают листья, как это явление в природе называется? (листопад).