Урок-обобщение по теме "Односоставные предложения. Неполные предложения". 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Задачи урока:

  • Воспроизвести усвоенные ранее теоретические знания по теме.
  • Совершенствовать умения и навыки по теме.
  • Показать учащимся, как можно применять полученные знания в различных условиях.
  • Закрепить умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами, назывными предложениями для обозначения времени и места в описании, неполными предложениями в диалоге и сложном предложении.
  • Отработать навык использования односоставных предложений в устной и письменной речи.
  • Закрепить умение выполнять синтаксический разбор односоставного предложения.

I. Проверка домашнего задания.

  • опрос по теоретическому материалу
  • проверка дом. упр.
  • проверка словарных слов по теме

II.

1. Сообщение темы и задач урока.

2. Синтаксический разбор предложения.

Поставить недостающие знаки препинания, составить схему предложения.

Как душисто пахнет спелой земляникой, полевыми цветами и зеленой травой! (Ученик выполняет задание на доске.)

3. Индивидуальное задание: (1)

Используя разные формы глагола любить в качестве сказуемого, составить односоставные предложения различных типов.

Над глаголами дать обоснование типа предложения.

4. В диктуемых предложениях подчеркнуть сказуемые. Если есть односоставное, указать его тип и обосновать.

Давайте вспомним, какие предложения называются односоставными?

После ответа на вопрос предложения записываются на доске и в тетрадях.

Как легко дышится!

Приготовьтесь к эксперименту.

Опять не выступаешь в прениях?

Начали строить магистраль.

Не пришлось участвовать в дискуссии.

Итак, что нам помогает определить тип односоставного предложения?

Какими являются записанные предложения по наличию второстепенных членов. Словами какой части речи выражено дополнение?

Какие из записанных существительных можно назвать синонимами?

Каково их лексическое значение?

5. Индивидуальное задание слабым ученикам (2, 3).

Спиши, подчеркни грамматические основы, укажи тип односоставных предложений.

Карточка № 1.

Вижу чудное приволье. (Ф. Савинов)

Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы. (А. С. Пушкин)

К кому-то принесли от мастера ларец. (И. А. Крылов)

Карточка № 2.

Смотрю на огонь.

Выберите книгу.

В дверь стучат.

6. Проверка синтаксического разбора предложения.

7. Проверка учителем второго индивидуального задания.

8. Вопросы к классу:

1. Односоставные предложения какого типа с одним главным членом сказуемым мы с вами еще не записывали?

2. Какие предложения называются со значением обобщенного лица?

3. Какой еще тип односоставных предложений мы не повторили?

Выберите и прочитайте из текста домашнего упражнения только назывные предложения.

Где преимущественно употребляются назывные предложения? С какой целью?

9. Творческая работа по группам (на выбор):

а) поэтическая зарисовка:

- "Идет волшебница зима";

- "В тот год осенняя погода стояла долго на дворе";

- "День чудесный!"

Перед выполнением задания прочитать стихотворение А. А. Фета "Шепот, робкое дыханье:" Отзыв о нем А. Н. Толстого: "В нет ни одного глагола. Каждое выражение - картина".

б) искусствоведческое эссе - представление картин известных русских художников, например: "Летний день. Залитая солнцем комната:" (В. А. Серов "Девочка с персиками"); А. К. Саврасов "Грачи прилетели"; картины И. Репина, И. Шишкина.

Составьте пять назывных предложений, соответствующих содержанию картины и передающих состояние человека или природы в это время года. Не пытайтесь написать связный рассказ, так как частое употребление односоставных предложений в тексте нежелательно.

10. Одновременно выполняется индивидуальное задание № 3.

Замените, где возможно, полное предложение на неполное. Озаглавьте диалог.

- Как же мы теперь, где будем жить?

- Натурально, мы будем жить в Петербурге.

- Как ты думаешь, Анна Андреевна: можно влезть в генералы?

- Еще бы! Конечно, можно влезть в генералы.

- А какую кавалерию повесить лучше, Анна Андреевна, красную или голубую?

- Уж, конечно, голубую кавалерию повесить лучше.

В это время учитель проверяет индивидуальное задание (Карточка № 1)

11. Чтение полученных описаний картин.

К какому стилю относятся записанные предложения?

III.

1. Прочитайте предложение на доске.

Все ли знаки поставлены в них? Объясните постановку тире в предложении.

Какие предложения называются неполными?

Где употребляются неполные предложения?

Учение - вот лучшее богатство.

Золото добывают из земли, знание - из книг.

Проверка индивидуального задания № 3.

3. Чтение диалога, а затем только неполных предложений.

В каком стиле употребляется диалог ?

4. Неполные предложения могут быть и в составе сложных предложений.

Прочитайте текст. Выпишите из него только сложное предложение, в составе которых есть неполные предложения, поставив в них недостающие знаки препинания. Подчеркните грамматические основы.

Враги не сотрут нас силой, они не возьмут нас хитростью.

Каждый боец знает, за что он идет в бой.

Отцы сражаются за счастье детей и честь матери, подростки - за то, что им предстоит впереди.

5. Могут ли быть односоставные предложения неполными?

Давайте вернемся к предложению, записанному на доске.

Золото добывают из земли, знание - из книг.

Проанализируйте его и сделайте вывод.

IV. Самостоятельная работа по теме "Односоставные предложения. Неполные предложения".

Учащиеся, выполняя эту работу, указывают римскими цифрами номер задания, арабскими - номер предложения.

I) Найти односоставные предложения.

1. Летнее утро наступило.

2. Люди спешат на поля.

3. Присутствующие говорили о разном.

4. Уже темнеет.

5. Ранняя осень.

II) Найти определенно-личные предложения.

1. Кому принесли от мастера ларец.

2. В раскрытое окно пахнуло хвоей.

3. Иду в страну лучистую по имени Весна.

4. Тянет холодом зимних дней.

5. Голубые пригорки незабудок.

III) Найти неопределенно-личные предложения.

1. Уже совсем стемнело

2. Жди ясного на завтра дня.

3. Опять в газетах пишут о войне.

4. Вижу вишню у раскрытого окна.

5. Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат.

IV) Найти безличные предложения.

1. Как пахнет клубникой, цветами, травой.

2. Москва.

3. Пью жадными, глубокими глотками прозрачную прохладу в летний зной.

4. Черемуху ломают ветками огромными, молоденьких деревьев не щадят.

5. Быстро сохнет трава.

V) Найти назывные предложения.

1. Все грущу о шинели, вижу дымные сны.

2. Его зарыли в шар земной.

3. Унылое ненастье.

4. Тянет холодом зимних дней.

5. Сильнее кошки зверя нет.

VI) Найти неполные предложения.

1. Целая цепь крутых уступов.

2. Прекрасный июльский день.

3. Дело словом не заменишь.

4. Татьяна в лес. медведь за ней.

5. Мир освещается солнцем, а человек знаниями.

V. Итог урока.