Круглый стол для старшеклассников "Курить – здоровью вредить…"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: осознать сложность и многоаспектность проблемы курения.

Задачи:

  • Развитие у подростков осознанного неприятия к вредным привычкам как способов воздействия на свою личность.
  • Воспитание уважения к себе, чувства собственного достоинства, уверенности, что здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым, дает ему силы делать осознанный выбор во всем.

Основные понятия: зависимость от курения, социальные последствия, никотин, психоактивные вещества, причина и следствие, самоутверждение, стресс, психические факторы риска.

Исследовательские задания 

Составление коллажей на заданную тематику:

  1. Причины курения.
  2. Последствия курения.
  3. Что можно противопоставить курению?

Оборудование: ватман, клей, маркеры, вырезки из журналов и газет, проектор, экран.

Ход урока

I. Информационная часть

Учитель: (слайд 1 презентации) Сегодня мы собрались с вами для того, чтобы поговорить о самой распространенной вредной привычке – курении, осознать сложность и многоаспектность данной проблемы для современного человека. В ходе нашего разговора мы для себя должны сделать вывод, что здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым, дает ему силы делать осознанный выбор во всем, воспитывает уважение к себе, чувство собственного достоинства. (слайд 2)

Эпиграфом нашей встречи являются слова врача Александра Николаевича Семашко: «Всякий курящий должен знать и помнить, что он отравляет не только себя, но и других».

Об истории приобщения к курению нам расскажут ребята.

Выступление учащихся на тему: «Табак завоевывает мир»

1-й ученик: История приобщения европейцев к курению началась так.

12 октября 1492 года матрос Родриго Триана с корабля «Пинта» знаменитой флотилии адмирала Христофора Колумба закричал: «Впереди земля!». Грянул пушечный салют. Паруса на кораблях убрали, и они медленно двигались к неведомой земле. Колумб полагал, что перед ним восточный берег сказочной Индии. Местные жители называли свою землю, оказавшуюся островом, Гуанахани. Колумб дал ей имя – Сан-Сальвадор. Это название с тех пор носит один из Багамских островов. В числе подарков местные жители поднесли Колумбу сушеные листья растения «петум». Они курили эти подсушенные на солнце листья, свернутые в трубочки.

2-й ученик: В поисках золота Колумб направился дальше к югу и 27 октября 1492 года высадился на побережье Кубы. Жители встречали пришельцев с головнями в руках и с травой, употребляемой для курения, которую они называли «сигаро». Дым этой травы, по образному выражению Колумба, они «пили». При курении «каждый делал из нее три-четыре затяжки, выпуская дым через ноздри».

25 декабря 1492 года корабль «Санта-Мария» потерпел крушение. Людей, ценный груз и пушки удалось спасти, однако на оставшемся самом маленьком корабле «Ниньи» («Детка») невозможно было поместить экипаж двух кораблей. (Третий корабль «Пинта» под водительством Мартина Пинсона покинул Колумба.) На построенном из обломков «Санта-Марии» форте «Навидад», что означало «Рождество», обосновались испанцы. Колумб с частью экипажа отправился в Европу, оставив в качестве своего заместителя монаха Романе Пано. Оставшиеся матросы были первыми европейцами, научившимися курить от местных жителей. И хотя в представлении набожных испанцев пускать дым из ноздрей могли лишь черти, многие матросы и сам адмирал втянулись в это занятие.

3-й ученик: Такой притягательной оказалась сила табака. И растение, получившие название от имени провинции Табаго на острове Гаити, начало свое победоносное шествие по странам и континентам. После второй экспедиции Христофора Колумба (1493 – 1496) семена табака были завезены в Испанию. Затем они попали в соседние европейские страны и в период Великих географических открытий морскими и караванными путями были доставлены практически во все уголки Земного шара.

В середине 30-х годов XVIII века знаменитый шведский естествоиспытатель Карл Линней, создавший классификацию животного и растительного мира, присвоил табаку родовое название «никотиана» в честь Жана Нико, начавшего первым культивировать табак в Европе.

Жан Нико, французский посланник в Португалии, в 1559 году преподнес французской королеве Екатерине Медичи сухие листья табака с рекомендацией нюхать их при головной боли, приступы которой часто беспокоили королеву. Аромат табачных листьев облегчал такие приступы. Нюханье табака нашло подражателей в среде придворной знати, а при Франциске II, сыне Екатерины, также страдавшим мигренью, стало своеобразной модой. Ко времени Людовика XIV нюханье табака было введено в круг придворного этикета.

4-й ученик: Итак, к концу XVI века курение проникло в Испанию, Португалию, Францию, Англию и Голландию. Тридцатилетняя война способствовала распространению курения в Германии и Швеции. В Россию табак был завезен английскими купцами в 1585 году через Архангельск, а затем начал широко культивироваться на российской земле.

Нельзя сказать, что табак беспрепятственно проникал всюду. По религиозным (и экономическим) мотивам в ряде стран, например в Италии, табак был объявлен «забавой дьявола». Римские папы даже предлагали отлучать от церкви курящих и нюхающих табак. А в Англии по указу Елизаветы I курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с веревкой на шее. После смерти Елизаветы правление перешло к Якову I из династии Стюартов.

Яков I объявил курение вредным, неблагочестивым и не подходящим для цивилизованного человека занятием. Свой знаменитый труд «О вреде табака», опубликованный в 1604 году, Яков I закончил словами: «… привычка, противная зрению, невыносимая для обоняния, вредная для мозга, опасная для легких…» это была первая книга о вреде курения.

5-й ученик: Пока Яков I негодовал, некоторые врачи прописывали курение как противоядие от насморка и лихорадки, а кое-кто считал даже, что вдыхание табачного дыма может застраховать от чумы.

В России в царствование царя Михаила Федоровича уличенных в курении в первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во-второй – отрезанием носа или ушей. После опустошительного пожара в Москве в 1634 году, причиной которой оказалось курение, оно было запрещено под страхом смертной казни. При Алексее Михайловиче, сыне Михаила Федоровича, в специальном «Уложении» от 1649 года было «велено всех, у кого будет найдено богомерзкое зелье, пытать и бить на козле кнутом, пока не признаются, откуда зелье получено». Частных торговцев табаком повелевалось «пороть, ссылать в дальние города».

Но в этой борьбе табак все же оказался победителем. Вернее, победители плантаторы, фабриканты и купцы, получавшие баснословные прибыли от торговли сигарами и папиросами. Торговля табаком не сокращалась, доходы казны значительно росли. Этот факт заставил многие правительства изменить свое отношение к табаку и использовать его как источник прибылей.

В России торговля табаком и курение были разрешены в 1697 году в царствование Петра I, который сам стал заядлым курильщиком после посещения Голландии. Более того, он всячески склонял к курению своих приближенных и разрешил свободный ввоз табака из-за границы, наложив, правда, на него высокую пошлину.

II. Практическая часть

Мы с вами узнали об истории возникновения курения.

Я предлагаю следующее задание – работа в группах.

Ваша задача не только создать коллаж по предложенной теме, но и презентовать его.

Первая группа работает над созданием коллажа на тему: Причины курения.

Вторая группа создает коллаж о последствиях курения.

Третья группа поразмыслит над тем, что можно противопоставить курению.

При составлении коллажей вы можете использовать предложенный иллюстративный материал, вырезки из газет и журналов.

Работа в группах по составлению коллажей на предложенные темы – 15 минут.

Выступление первой группы – презентация коллажа.

Дополнение учителя: (слайд 3)

Итак, причинами курения можно считать:

  • любопытство (до 25%);
  • предложение попробовать;
  • подражание курящим товарищам или звездам экрана;
  • подражание взрослым (в некурящих семьях курящими становятся 25% детей; в курящих семьях – число курящих детей превышает 50%);
  • низкая самооценка подростка;
  • стремление уйти от тоски и одиночества;
  • используется сила принуждения, особенно к слабовольным.

Слайд 4

Почему люди начинают курить?
Результаты исследования причин курения
  подражание другим чувство новизны, интереса желание казаться взрослым точная причина неизвестна
5-6 класс 50% 41,5% 5,5% 3%
7-8 класс 35% 30% 10,4% 24%
9-10 класс 25,5% 24% 15% 35,5%

Слайд 5

Ученые установили психические особенности личности, склонной к курению, к ним относятся лица:

  • с психической зависимостью;
  • испытывающие удовольствие от вкусовых качеств табака;
  • прибегающие к курению в целях борьбы со стрессами;
  • курящие от безделья и не занятости.

Выступление второй группы – презентация коллажа.

Дополнение учителя: (слайд 6-11)

О вреде курения много написано и сказано. Все курильщики знают о раке легких и прочих заболеваниях, но все равно продолжают курить. Специально для Вас мы сделали небольшую подборку фотоматериалов. Она, конечно, не отражает все картины влияния никотина на организм, но мы надеемся, что просмотр данных фото подтолкнет Вас задуматься о Вашем здоровье (приложение 1).

Выступление третьей группы – презентация коллажа.

Дополнение учителя: (слайд 12)

  • Англия – вычитают деньги из зарплаты за время, проведенное в курительной комнате.
  • Дания – запрещено курить в общественных местах.
  • Сингапур – курение – 500 долларов штраф. Нет рекламы на табачные изделия.
  • Финляндия – врачи установили 1 день - 17 ноября, когда курильщики приходят на работу без сигарет.
  • Япония г. Ваки – решение: 3 дня в месяц без курения.
  • Франция – после антитабачной кампании число курильщиков сократилось более, чем на 2 млн. человек.

III. Заключительная часть

Учитель: Итак, в конце нашей встречи назовем положительные и отрицательные моменты курения (в таблицу записываются ответы учащихся).

«+» и «-» курения
Более крепкий и выносливый организм. Снижение интеллектуальных способностей.
Снижение риска ряда заболеваний. Снижение умственной и физической трудоспособности.
Дополнительный заряд бодрости. Формирование конфликтности характера.
Повышение самооценки, интереса к жизни, творчеству. Риск увеличение ряда заболеваний:
  • ИБС (возникновение ишемической болезни сердца);
  • гипертоническая болезнь;
  • гастрит;
  • язва желудка;
  • хронический бронхит;
  • рак легкого;
  • рак пищевода.
Экономия денег. Потеря привлекательности.
Прекрасный сон. Преждевременное старение.
Высокая работоспособность. Утраченное чувство обоняния.
  Чувство дискомфорта.
  Сокращение жизни в среднем на 10-15 лет.

Нашу с вами встречу мне хотелось бы закончить стихотворением тренера-психолога сборной СССР по классической борьбе Волкова Николая Константиновича «Дым».

Когда я синий дым курю,
Вдыхая глубоко, –
Я чувствую, как я горю,
Мне это нелегко.
Я чувствую, как жжет в груди,
Как горько все во рту,
И кашель рвется из груди,
Сгоняя мокроту.
И в синем пламени горят
Мои дела, мечты.
Они, сгорая, говорят:
«О, что же сделал ты?!»
Вы спросите: «Зачем курю,
Коль неприятно мне?»
«Но курят все, и я курю,
Сгорая, как в огне».
Привычка свыше нам дана –
Сказал давно поэт –
Замена счастию она,
Коль выше счастья нет!

Школьный Совет профилактики приготовил для вас, ребята, профилактический буклет о вреде курения (приложение 3).