Урок русского языка во 2-м классе по теме "Непроверяемые безударные гласные"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ:

  • Формирование орфографического навыка беспроверочного написания слов на основе этимологического анализа слов.
  • Продолжить работу по формированию умения осознанно находить орфограмму, определять её тип.
  • Способствовать развитию речи учащихся, активизации и обогащению их словарного запаса.
  • Содействовать развитию интереса к русскому языку, познавательных и творческих способностей детей.
  • Воспитание уважения к русскому языку, стремления совершенствовать свою речь.

ОБОРУДОВАНИЕ. м/м проектор, таблица «Зимующие птицы», презентация, «Этимологический словарь», словари, слова-опоры.

Ход урока

1. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

–Назовите первую букву русского алфавита. Буква А.

– Как называлась эта буква в старину? Аз. (Показ буквы).

– Выпишите слова. (Карточка 1. В_ренье, д_машний, гл_зной, тр_винка, с_сновый, хл_пушка, с_довник, д_ждливый, п_левая, тр_пинка, кл_довая.) с безударной гласной А в корне, запишите проверочное слово. (Пишут в тетрадь)

*Проверка.

– Как называются орфограммы, которые можно проверить? Безударные гласные в корне. ПРОВЕРЯЕМЫЕ (На доске).

– Над какими проверяемыми орфограммами мы с вами работали на уроках русского языка? Безударные гласные, парные звонкие и глухие согласные, непроизносимые согласные.

Как проверить эти орфограммы?

Подобрать родственное слово, чтоб орфограмма слышалась чётко. Безударные гласные – ставим под ударение. Парные звонкие и глухие согласные – ставим перед гласными или перед звонкими согласными.

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа в парах.

–Прочитайте текст. (Карточка 2.)

Ф_ враль (__) – самый последний и трудный мес__ц (_____). Хол_дно(_____________) и гол_дно(____________) п_рнатым (______) друзьям. На ветках д_ревьев () жмутся в_робьи (__________). В_рхушку(__________) маленькой ёлочки уселась с_рока (________). Сн_гири(_________) и с_ницы(_________) подл_тели к р_бинке(_________). Трудно Зв_рям (_________) и птицам добывать корм.

Беседа о птицах.

– Почему зверям и птицам голодно в феврале?

Зимняя пора – трудное время для пернатых. К февралю уже выпало много снега. Он превратился в наст (корку). Из-под снега корма не достать. К февралю уже закончились запасы у зверей, съедены семена деревьев. Очень трудно приходится птицам. Много их гибнет от бескормицы. Птицы перемещаются ближе к жилью человека.

Как мы можем помочь нашим зимующим птицам?

(Показать кормушки) Можно развесить кормушки, подкармливать птиц. Подойдут для кормушки и пакеты из-под молока, и пластиковые бутылки. Птицы питаются: воробьи – крошками хлеба, крупой, различными семенами. Синицы – кусочками несолёного сала, мясом, творогом. Щеглы – семенами репейника, подсолнечника. Снегири – плодами рябины, калины, клёна, липы. Свиристели – плодами рябины, калины, бузины, шиповника.

В благодарность летом птицы будут уничтожать вредных насекомых в наших скверах и парках.

– Каких зимующих птиц вы знаете? (На доске таблица «Зимующие птицы»).

– Вернёмся к тексту. Задание. Вставить пропущенные орфограммы, записать проверочные слова. (Работают на листочках в парах).

– Какие орфограммы пропущены? БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ корня (На доске)

– Назовите слова, которые проверили.

– Все орфограммы вы смогли проверить?

– Написание, каких слов вы затрудняетесь проверить? ф_враль, мес_ц, в_робьи, с_рока, с_ницы, р_бинке, сн_гири. (На доске)

– Как называются орфограммы, которые не проверяются? НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ (На доске.)

3. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.

– Как называется тема нашего урока? Непроверяемые безударные гласные

– Какое новое знание должны узнать? Как правильно написать непроверяемую безударную гласную.

Как же всё-таки правильно выбрать букву в словах с непроверяемыми безударными гласными?

ПОСМОТРЕТЬ В СЛОВАРЕ (На доске)

4. ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ

–Правильно, существуют орфографические словари. В них мы можем справиться о правописании слов, но словари не всегда бывают под рукой.

– Что делать? ЗАПОМНИТЬ (На доске).

– Слов с непроверяемой орфограммой много. Как быть? Может быть, написание этих слов поможет запомнить знания об их происхождении. (На доске).

– Как образовались эти слова? Где мы можем найти информацию об этом? В словаре. (На доске)

Существуют этимологические словари, из которых можно узнать о происхождении слов?

– Посмотрим, что говорит этимологический словарь? Показать словарь.

(Слайды 1-10)

– Вставим орфограммы в словах в тексте. фЕвраль, мес_Яц, вОробьи, сОрока, сИницы, рЯбинке, снЕгири.

– Помогли ли сведения из словарной статьи объяснить написания этих слов? А запомнить? Как называются эти слова? СЛОВАРНЫЕ СЛОВА (На доске).

– Что делать, чтоб правильно выбрать непроверяемую безударную гласную? Необходимо посмотреть в словаре или запомнить, как оно пишется.

Что поможет запомнить? Знания о происхождении слов.

5. ФИЗКУЛЬМИНУТКА.

(упражнения для глаз)

6. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ

УПРАЖНЕНИЯ.

– Используя сведения презентации, выполним с комментированием упр. № 12,стр.27 учебника. (Выполняют в тетрадях)

– А теперь попробуем сами объяснить названия некоторых птиц. Многие птицы, как мы уже знаем, названы по звуку, который они издают. В данном списке такая птица одна. Найдите её и объясните названия других. Предположите, почему они так названы?

Работа в группах

– Вставьте пропущенные орфограммы. Карточка 3. (Слайд 11). 1 группа К_дровка, зяблик, св_ристель. 2группа С_л_вей, тр_согузка, щ_гол. 3 группа поп_лзень, куропатка, к_ростель.

Проверка (Слайды 12-14)

– Для чего нам нужны эти знания о происхождении слов? Правильно написать эти слова.

Работа в группах.

– А теперь карточка № 4. Найдите одинаковые по значению слова. Предположите, что дало этим птицам такие названия? Соедините линиями. (Слайд 15.)

КАРТОЧКА №4 1 группа КАРТОЧКА №4 2 группа КАРТОЧКА №4 3 группа
ДЯТЕЛ
СОЙКА
КАНЮК
ЛАСТОЧКА
ЛЕТАЮЩАЯ
ДОЛБИТЬ
СИЯТЬ
КРИК
СТРИЖ
ГАЛКА
ФИЛИН
ЖУРАВЛЬ
ЧЁРНЫЙ
СТРИЧЬ
КРАН
ПЛАКАТЬ
ВЫПЬ
ЛЕБЕДЬ
ДРОФА
ЦАПЛЯ
БЕЛЫЙ
ДРАПАТЬ
ВОПИТЬ
ЧАПАТЬ

Проверка (Слайды 16-18.)

– Как можно назвать слова из карточки 4? Почему? РОДСТВЕННЫЕ (На доске).

– Эти слова называются этимологически родственные слова. Они имеют один ИСТОРИЧЕСКИЙ КОРЕНЬ. (На доске).

– Что надо сделать, чтобы правильно выбрать непроверяемую гласную в словах? Необходимо посмотреть в словаре или запомнить, как оно пишется.

Что поможет запомнить? ЗНАНИЯ о происхождении слов и ЗНАНИЯ исторического корня.

ФИЗКУЛЬМИНУТКА. (СУ-ДЖОК – терапия)

– Чтобы запомнить, как пишутся слова с непроверяемыми безударными гласными, существует много разных подсказок. Я даю подсказку: ООА. Запишите слова, записывая гласные в таком порядке. (Пишут в тетради). ВОРОта, сОРОка, кОРОва, вОРОна, пОРОда, дОРОга, сОЛОма, гОРОда

Что вы заметили в этих словах?

– Вот вам ещё одна подсказка. На доске: ОРО, ОЛО

7. ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ

Работа в паре.

Теперь, используя свои знания, восстановите текст стихотворения Зои Александровой «Новая столовая». Вставьте пропущенные орфограммы. Подчеркните слова с непроверяемыми гласными.

Карточка №5

З. Александрова. НОВАЯ СТОЛОВАЯ.
Мы_________________см_стерили,
Мы ________________ открыли.
В____бей, сн_ гирь - с_сед,
Будет вам з_мой _____________.
В гости в первый день________
К нам _____________ прил_тели.
А во вторник, посм_три,
Прил_тели _______________ .
Три ______________ были в среду,
Мы не ждали их к _беду.
А в ч_тверг – со всех кр_ёв –
Стая жадных _________________.
В пятницу в ст_ловой нашей
______________ лакомился кашей.
А в субботу на п_рог
Нал_тело семь_____________.
В ________________ , в _______________
Прил_тел к нам гость в_сенний –
Пут_ шественник - ____________ …
Вот и песенке к_нец.

Дети читают свой вариант. Проверка. (Слайд19).

8. РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

– Назовите тему нашего сегодняшнего урока. Непроверяемые безударные гласные.

Какие новые знания мы с вами открывали? Открывали, как правильно выбрать непроверяемую безударную гласную в слове.

Как правильно выбрать непроверяемую безударную гласную в слове? Необходимо посмотреть в словаре или запомнить, как оно пишется.

Что помогает в выборе непроверяемой безударной гласной? ЗНАНИЯ о происхождении слов и об историческом корне.

Где мы узнаём об этом? В этимологическом словаре.

– Как мы открывали новые знания? Работали в парах и в группах, искали информацию в словаре,

выполняли разные задания, разгадывали ребусы и изографы, открыли подсказку: ОРО, ОЛО.

Как вы думаете, все ли слова с непроверяемыми написаниями мы с вами разобрали?

– Предположите, какие ещё непроверяемые орфограммы могут быть в русском языке? Парные согласные, непроизносимые согласные.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

По выбору.

  1. Стр. 25, №7. Задание к тексту.
  2. Составить изограф или ребус с любым, словом из словаря.
  3. Найти информацию в словаре о любом слове с непроверяемым гласным.