ЦЕЛИ:
- Формирование орфографического навыка беспроверочного написания слов на основе этимологического анализа слов.
- Продолжить работу по формированию умения осознанно находить орфограмму, определять её тип.
- Способствовать развитию речи учащихся, активизации и обогащению их словарного запаса.
- Содействовать развитию интереса к русскому языку, познавательных и творческих способностей детей.
- Воспитание уважения к русскому языку, стремления совершенствовать свою речь.
ОБОРУДОВАНИЕ. м/м проектор, таблица «Зимующие птицы», презентация, «Этимологический словарь», словари, слова-опоры.
Ход урока
1. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
–Назовите первую букву русского алфавита. Буква А.
– Как называлась эта буква в старину? Аз. (Показ буквы).
– Выпишите слова. (Карточка 1. В_ренье, д_машний, гл_зной, тр_винка, с_сновый, хл_пушка, с_довник, д_ждливый, п_левая, тр_пинка, кл_довая.) с безударной гласной А в корне, запишите проверочное слово. (Пишут в тетрадь)
*Проверка.
– Как называются орфограммы, которые можно проверить? Безударные гласные в корне. ПРОВЕРЯЕМЫЕ (На доске).
– Над какими проверяемыми орфограммами мы с вами работали на уроках русского языка? Безударные гласные, парные звонкие и глухие согласные, непроизносимые согласные.
– Как проверить эти орфограммы?
Подобрать родственное слово, чтоб орфограмма слышалась чётко. Безударные гласные – ставим под ударение. Парные звонкие и глухие согласные – ставим перед гласными или перед звонкими согласными.
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Работа в парах.
–Прочитайте текст. (Карточка 2.)
Ф_ враль (__) – самый последний и трудный мес__ц (_____). Хол_дно(_____________) и гол_дно(____________) п_рнатым (______) друзьям. На ветках д_ревьев () жмутся в_робьи (__________). В_рхушку(__________) маленькой ёлочки уселась с_рока (________). Сн_гири(_________) и с_ницы(_________) подл_тели к р_бинке(_________). Трудно Зв_рям (_________) и птицам добывать корм.
Беседа о птицах.
– Почему зверям и птицам голодно в феврале?
Зимняя пора – трудное время для пернатых. К февралю уже выпало много снега. Он превратился в наст (корку). Из-под снега корма не достать. К февралю уже закончились запасы у зверей, съедены семена деревьев. Очень трудно приходится птицам. Много их гибнет от бескормицы. Птицы перемещаются ближе к жилью человека.
– Как мы можем помочь нашим зимующим птицам?
(Показать кормушки) Можно развесить кормушки, подкармливать птиц. Подойдут для кормушки и пакеты из-под молока, и пластиковые бутылки. Птицы питаются: воробьи – крошками хлеба, крупой, различными семенами. Синицы – кусочками несолёного сала, мясом, творогом. Щеглы – семенами репейника, подсолнечника. Снегири – плодами рябины, калины, клёна, липы. Свиристели – плодами рябины, калины, бузины, шиповника.
– В благодарность летом птицы будут уничтожать вредных насекомых в наших скверах и парках.
– Каких зимующих птиц вы знаете? (На доске таблица «Зимующие птицы»).
– Вернёмся к тексту. Задание. Вставить пропущенные орфограммы, записать проверочные слова. (Работают на листочках в парах).
– Какие орфограммы пропущены? БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ корня (На доске)
– Назовите слова, которые проверили.
– Все орфограммы вы смогли проверить?
– Написание, каких слов вы затрудняетесь проверить? ф_враль, мес_ц, в_робьи, с_рока, с_ницы, р_бинке, сн_гири. (На доске)
– Как называются орфограммы, которые не проверяются? НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ (На доске.)
3. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.
– Как называется тема нашего урока? Непроверяемые безударные гласные
– Какое новое знание должны узнать? Как правильно написать непроверяемую безударную гласную.
– Как же всё-таки правильно выбрать букву в словах с непроверяемыми безударными гласными?
ПОСМОТРЕТЬ В СЛОВАРЕ (На доске)
4. ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ
–Правильно, существуют орфографические словари. В них мы можем справиться о правописании слов, но словари не всегда бывают под рукой.
– Что делать? ЗАПОМНИТЬ (На доске).
– Слов с непроверяемой орфограммой много. Как быть? Может быть, написание этих слов поможет запомнить знания об их происхождении. (На доске).
– Как образовались эти слова? Где мы можем найти информацию об этом? В словаре. (На доске)
– Существуют этимологические словари, из которых можно узнать о происхождении слов?
– Посмотрим, что говорит этимологический словарь? Показать словарь.
(Слайды 1-10)
– Вставим орфограммы в словах в тексте. фЕвраль, мес_Яц, вОробьи, сОрока, сИницы, рЯбинке, снЕгири.
– Помогли ли сведения из словарной статьи объяснить написания этих слов? А запомнить? Как называются эти слова? СЛОВАРНЫЕ СЛОВА (На доске).
– Что делать, чтоб правильно выбрать непроверяемую безударную гласную? Необходимо посмотреть в словаре или запомнить, как оно пишется.
– Что поможет запомнить? Знания о происхождении слов.
5. ФИЗКУЛЬМИНУТКА.
(упражнения для глаз)
6. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ
УПРАЖНЕНИЯ.
– Используя сведения презентации, выполним с комментированием упр. № 12,стр.27 учебника. (Выполняют в тетрадях)
– А теперь попробуем сами объяснить названия некоторых птиц. Многие птицы, как мы уже знаем, названы по звуку, который они издают. В данном списке такая птица одна. Найдите её и объясните названия других. Предположите, почему они так названы?
Работа в группах
– Вставьте пропущенные орфограммы. Карточка 3. (Слайд 11). 1 группа К_дровка, зяблик, св_ристель. 2группа С_л_вей, тр_согузка, щ_гол. 3 группа поп_лзень, куропатка, к_ростель.
Проверка (Слайды 12-14)
– Для чего нам нужны эти знания о происхождении слов? Правильно написать эти слова.
Работа в группах.
– А теперь карточка № 4. Найдите одинаковые по значению слова. Предположите, что дало этим птицам такие названия? Соедините линиями. (Слайд 15.)
КАРТОЧКА №4 | 1 группа | КАРТОЧКА №4 | 2 группа | КАРТОЧКА №4 | 3 группа |
ДЯТЕЛ СОЙКА КАНЮК ЛАСТОЧКА |
ЛЕТАЮЩАЯ ДОЛБИТЬ СИЯТЬ КРИК |
СТРИЖ ГАЛКА ФИЛИН ЖУРАВЛЬ |
ЧЁРНЫЙ СТРИЧЬ КРАН ПЛАКАТЬ |
ВЫПЬ ЛЕБЕДЬ ДРОФА ЦАПЛЯ |
БЕЛЫЙ ДРАПАТЬ ВОПИТЬ ЧАПАТЬ |
Проверка (Слайды 16-18.)
– Как можно назвать слова из карточки 4? Почему? РОДСТВЕННЫЕ (На доске).
– Эти слова называются этимологически родственные слова. Они имеют один ИСТОРИЧЕСКИЙ КОРЕНЬ. (На доске).
– Что надо сделать, чтобы правильно выбрать непроверяемую гласную в словах? Необходимо посмотреть в словаре или запомнить, как оно пишется.
– Что поможет запомнить? ЗНАНИЯ о происхождении слов и ЗНАНИЯ исторического корня.
ФИЗКУЛЬМИНУТКА. (СУ-ДЖОК – терапия)
– Чтобы запомнить, как пишутся слова с непроверяемыми безударными гласными, существует много разных подсказок. Я даю подсказку: ООА. Запишите слова, записывая гласные в таком порядке. (Пишут в тетради). ВОРОта, сОРОка, кОРОва, вОРОна, пОРОда, дОРОга, сОЛОма, гОРОда
– Что вы заметили в этих словах?
– Вот вам ещё одна подсказка. На доске: ОРО, ОЛО
7. ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ
Работа в паре.
Теперь, используя свои знания, восстановите текст стихотворения Зои Александровой «Новая столовая». Вставьте пропущенные орфограммы. Подчеркните слова с непроверяемыми гласными.
Карточка №5
З. Александрова. НОВАЯ СТОЛОВАЯ.
Мы_________________см_стерили,
Мы ________________ открыли.
В____бей, сн_ гирь - с_сед,
Будет вам з_мой _____________.
В гости в первый день________
К нам _____________ прил_тели.
А во вторник, посм_три,
Прил_тели _______________ .
Три ______________ были в среду,
Мы не ждали их к _беду.
А в ч_тверг – со всех кр_ёв –
Стая жадных _________________.
В пятницу в ст_ловой нашей
______________ лакомился кашей.
А в субботу на п_рог
Нал_тело семь_____________.
В ________________ , в _______________
Прил_тел к нам гость в_сенний –
Пут_ шественник - ____________ …
Вот и песенке к_нец.
Дети читают свой вариант. Проверка. (Слайд19).
8. РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
– Назовите тему нашего сегодняшнего урока. Непроверяемые безударные гласные.
– Какие новые знания мы с вами открывали? Открывали, как правильно выбрать непроверяемую безударную гласную в слове.
– Как правильно выбрать непроверяемую безударную гласную в слове? Необходимо посмотреть в словаре или запомнить, как оно пишется.
– Что помогает в выборе непроверяемой безударной гласной? ЗНАНИЯ о происхождении слов и об историческом корне.
– Где мы узнаём об этом? В этимологическом словаре.
– Как мы открывали новые знания? Работали в парах и в группах, искали информацию в словаре,
выполняли разные задания, разгадывали ребусы и изографы, открыли подсказку: ОРО, ОЛО.
– Как вы думаете, все ли слова с непроверяемыми написаниями мы с вами разобрали?
– Предположите, какие ещё непроверяемые орфограммы могут быть в русском языке? Парные согласные, непроизносимые согласные.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
По выбору.
- Стр. 25, №7. Задание к тексту.
- Составить изограф или ребус с любым, словом из словаря.
- Найти информацию в словаре о любом слове с непроверяемым гласным.