Цель: создать атмосферу дружбы, взаимопонимания, гордости за свою гимназию и гимназистов.
Оборудование: звуковоспроизводящая аппаратура, реквизит и костюмы для спектакля, сувениры.
Ход мероприятия
Ведущий 1: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые учителя и гости сегодняшнего праздника! Мы рады приветствовать вас на нашем Дне гимназии.
Ведущий 2:
Здравствуйте, учителя и одноклассники!
Здравствуйте все, кто к нам в гости пришёл!
Нас много в гимназии, мы очень разные,
Но вместе всегда нам, друзья, хорошо!
Ведущий 1:
Осенним солнышком утро согрето,
День начинается светлый и ясный.
Грустишь ты немножко, ведь кончилось лето.
Но радостно шепчешь: «Гимназия, здравствуй!»
Ведущий 2: Слово для приветствия предоставляется директору гимназии.
(Выступление директора. Награждение победителей интеллектуальных и творческих конкурсов.)
Ведущий 1: Сегодня у нас особый праздник. По доброй традиции в этот день мы посвящаем первоклассников в гимназисты. Вот они – нарядные и торжественные, очень взволнованные. Поддержим их аплодисментами.
Ведущий 2:
Вслед за нами, бодрым шагом
Направляйтесь-ка, друзья.
Нам на праздник посвященья
Опоздать никак нельзя.
Ведущий 1:
Всем гостям мы очень рады!
Праздник постучал в наш дом!
Первоклассники, входите!
С нетерпением вас ждём!
(На сцену поднимаются первоклассники)
Ведущий 2: Вот уже почти два месяца, как вы, дорогие ребята, знакомитесь со школьной жизнью, и теперь пришло время стать полноправными членами нашей гимназической семьи.
(Звучат фанфары. На сцене появляется Гимназей в мантии и профессорской шапочке.)
Гимназей:
Сегодня в этом храме знаний
Сдадите первый свой экзамен:
Умеете ль себя вести,
Чтоб школу вам не подвести.
Вы говорите «Да!» всегда,
Когда со мной согласны.
Когда не важен мой совет,
Вы тотчас говорите «Нет!»
В школу будете ходить? (Да!)
А заданья выполнять? (Да!)
Ну, а может стёкла бить? (Нет!)
А с уроков убегать? (Нет!)
Старшим место уступать? (Да!)
Здоровей быть и сильней? (Да!)
Никогда не унывать? (Да!)
Уважать учителей? (Да!)
Ну, а младших обижать? (Нет!)
На уроках засыпать? (Нет!)
Задаваться, воображать? (Нет!)
Рожицы изображать? (Нет!)
Будете ли дружно жить? (Да!)
Будете ли много знать? (Да!)
А гимназию любить? (Да!)
Обещание выполнять? (Да!)
1-й первоклассник:
Да! Торжественно и чудно!
Но понять пока что трудно,
Что это за фантазия:
Не школа, а гимназия?
2-й первоклассник:
Что здесь будут с нами делать,
Нам хотелось бы понять?
Гимнастёрки шить нам надо
Или гимны распевать?
3-й первоклассник: Такие вопросы мы задавали два месяца назад.
4-й первоклассник: А теперь мы очень рады, что учимся здесь.
5-й первоклассник: Я очень люблю английский язык.
6-й первоклассник: А я подружился с математикой!
7-й первоклассник: Мы учимся читать и писать.
8-й первоклассник: Рисуем и занимаемся физкультурой.
9-й первоклассник: А ещё мы любим петь.
(Песня в исполнении первоклассников: «Самый лучший в мире класс», муз. И. Яковлева, сл. П. Синявского.)
10-й первоклассник:
Будем мы всегда стараться
Лишь пятёрки получать.
Педагогам обещаем
Только радость доставлять.
11-й первоклассник:
И где бы не пришлось нам жить –
Мы школой будем дорожить.
Гимназей: Я вижу, что вы, ребята, хорошо подготовились к вступлению в школьную семью. Вы умные, добрые, талантливые, дружные и достойны носить звание гимназиста.
Ведущий 1: Примите поздравления от старших ребят. В этих конвертах сувениры на память об этом дне и свидетельства гимназистов.
(Гимназей вручает конверты.)
Гимназей: Доброго вам пути, ребята, в мир знаний!
Ведущий 2: А теперь ребята третьих и четвёртых классов приглашают вас на спектакль «Уроки в сказочной школе».
Сцена 1. «Двенадцать месяцев».
(Открывается занавес. На сцене трон. За письменным столом сидит Королева.)
Королева: Терпеть не могу писать. Все пальцы в чернилах!
Профессор: Вы совершенно правы, Ваше Величество. Это весьма неприятное занятие. Недаром древние поэты обходились без письменных приборов, поcему произведения их отнесены к разряду устного народного творчества. Однако же осмелюсь попросить Вас начертать собственной Вашего Величества рукой ещё четыре строчки.
Королева: Ладно уж, диктуйте.
Профессор:
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
Королева: Я напишу только: «Травка зеленеет» (пишет) «Трав-ка зе-ле …»
(Входит канцлер.)
Канцлер (низко кланяясь): Доброе утро, Ваше Величество. Осмелюсь почтительнейше просить Вас подписать один рескрипт и три указа.
Королева: Ещё писать? Хорошо. Но уж тогда я не буду дописывать «зеленеет». Давайте сюда ваши бумаги! (Подписывает бумаги одну за другой.)
Канцлер: Благодарю Вас, Ваше Величество. А теперь позволю себе попросить Вас начертать…
Королева (возмущённо): Опять начертать!
Канцлер: Только Вашу высочайшую резолюцию на этом ходатайстве.
Королева (нетерпеливо): Что же я должна написать?
Канцлер: Одно из двух, Ваше Величество: либо «казнить», либо «помиловать».
Королева (про себя считает, загибая пальцы): По-ми-ло-вать… Каз-нить… Лучше я напишу: «Казнить» - это короче.
(Канцлер берёт бумаги и уходит.)
Профессор (тяжело вздыхая): Нечего сказать, короче!
Королева: О чём это вы?
Профессор: Ах, Ваше Величество, что Вы написали?
Королева: Вы, конечно, опять заметили какую-нибудь ошибку! Надо писать «кознить», что ли?
Профессор: Нет, вы правильно написали это слово – и всё-таки сделали очень грубую ошибку.
Королева: Какую же?
Профессор: Вы решили судьбу человека, даже не задумавшись!
Королева: Ещё чего! Не могу же я писать и думать в одно и то же время!
Профессор: И не надо. Сначала надо подумать, а потом писать, Ваше Величество!
Королева: Если бы я слушалась Вас, я бы только и делала, что думала, думала, думала и, под конец, наверно, сошла бы с ума или придумала бог знает что... Но, к счастью, я вас не слушаюсь... Ну, что там дальше? Спрашивайте скорее, а то я целый век не выйду из классной!
Профессор: Осмелюсь спросить Ваше Величество, сколько будет семью восемь?
Королева: Не помню что-то... Это меня никогда не интересовало... А Вас?
Профессор: Разумеется, интересовало, Ваше Величество!
Королева: Вот удивительно!.. ну, прощайте. Наш урок окончен. Сегодня, перед Новым годом, у меня очень много дел.
Профессор: Как угодно Вашему Величеству!.. (Грустно и покорно собирает книги.)
Королева (ставит локти на стол и рассеянно следит за ним): Право же, хорошо быть королевой, а не просто школьницей. Все меня слушаются. Даже мой учитель. Скажите, а что бы вы сделали с другой ученицей, если бы она отказалась ответить Вам, сколько будет семью восемь?
Профессор: Не смею сказать, Ваше Величество!
Королева: Ничего, я разрешаю.
Профессор (робко): Поставил бы в угол...
Королева: Ха-ха-ха! (Указывая на углы.) В тот или этот?
Профессор: Это всё равно, Ваше Величество.
Королева: Я бы предпочла этот – он как-то уютнее. (Становится в угол.) А если она и после этого не захотела бы сказать, сколько будет семью восемь?
Профессор: Я бы, прошу прощения у Вашего Величества... я бы оставил её без обеда.
Королева: Без обеда? А если она ждёт к обеду гостей, например, послов какой-нибудь державы или иностранного принца?
Профессор: Да ведь я же говорю не о королеве, а о простой школьнице.
Королева (подтягивая в угол кресло и садясь в него): Бедная простая школьница! Вы, оказывается, очень жестокий старик. А Вы знаете, что я могу Вас казнить? И даже сегодня, если захочу?
Профессор (роняя книги): Ваше Величество!..
Королева: Да-да, могу! Почему бы нет?
Профессор: Но чем же я прогневал Ваше Величество?
Королева: Ну, как Вам сказать. Вы очень своенравный человек. Что бы я ни сказала, вы говорите: неверно. Что бы ни написала, вы говорите: не так. А я люблю, когда со мной соглашаются.
Профессор: Ваше Величество, клянусь жизнью. Я больше не буду с Вами спорить, если это Вам неугодно.
Королева: Клянётесь жизнью? Ну, хорошо. Тогда давайте продолжать наш урок. Спросите меня что-нибудь. Садится за парту).
Профессор: Сколько будет шестью шесть, Ваше Величество?
Королева (лукаво смотрит на него, наклонив голову набок): Одиннадцать.
Профессор (грустно): Совершенно верно, Ваше Величество. А сколько будет восемью восемь?
Королева: Три.
Профессор: Правильно, Ваше Величество. (В отчаянии опускает голову. Видно, что он очень расстроен.) Думаю, нам лучше закончить наш урок.
Королева (примирительно): Да ладно Вам! Ну, стоит ли расстраиваться из-за каких-то уроков? И вообще, я ведь не какая-нибудь простая школьница, а сказочная! А в сказках никто не учится, ведь здесь стоит только взмахнуть волшебной палочкой...
Профессор (перебивает свою ученицу): Осмелюсь возразить Вам, Ваше Величество. Сказочным персонажам тоже приходится учиться – ведь без знаний прожить невозможно, даже в сказке!
Королева: А раз так, то повелеваю пригласить сюда ещё учеников, чтобы мне было в нашей школе нескучно!
Профессор (обрадованно): Это мы мигом! Да и ребята, пришедшие к нам сегодня, думаю, с радостью захотят поучиться в нашей сказочной школе вместе с самыми знаменитыми учениками – героями детских книг.
Сцена 2. «В Стране невыученных уроков»
(Появляется Витя, садится за стол, достает дневник.)
Витя: Так… Что задано? Математика… Задача… Ох, уж эти мне задачи! (Открывает учебник, читает.) Пять землекопов выкопали траншею в сто погонных метров за четыре дня… Погонных? Слово - то какое! Ну, почему метры называют погонными? Кто их погоняет? (Смеется, поет.) Погонщик в погонах погонял погонным метром…(Ходит по комнате, пританцовывает, натыкается на стол.) Так. Вернемся к землекопам. Что с ними делать? Эх, хорошо бы погонщика звали Паганелем! Тьфу, ты… Землекопы! Может, помножить их на метры? Чудесно. Это будет первый вопрос. Ничего хорошего не узнал, зато можно переходить ко второму вопросу. Разделим метры на землекопов. Посмотрим ответ. Ну вот, как назло страница вырвана. Ну и ладно. Вышло, что работу должны выполнить полтора землекопа. Почему полтора? Откуда я знаю? В конце концов, какое мне дело, сколько землекопов рыли эту самую траншею? Кто теперь вообще роет землекопами? Взяли бы экскаватор и сразу бы покончили с траншеей. И работу бы поскорей сделали, и школьникам голову не морочили. Ох, еще и грамматика, и стихи выучить надо… (Смотрит на учебники.) Пропадите вы пропадом! Надоели!
(Грохот. Гаснет свет. Появляются учебники.)
Витя: А вы кто такие будете?
Арифметика: Ты присмотрись внимательней, может быть и узнаешь.
Грамматика: Он не привык глядеть на нас внимательно запятая. (Грозит пальцем.)
География: Ни под каким градусом широты и долготы никто и нигде на земном шаре так не обращается с учебниками, как ты!
Грамматика: Ты обливаешь нас чернилами восклицательный знак! Ты рисуешь на наших страницах всякую ерунду восклицательный знак!
Витя: Почему вы так напали на меня? Разве Сережа Петькин или Люся Карандашкина учатся лучше?
Учебники: Пять двоек!
Витя: Но ведь я сегодня приготовил уроки!
Арифметика: Сегодня ты неправильно решил задачу!
География: Не усвоил географические зоны! Не понял круговорота воды в природе!
Грамматика: Сегодня ты не повторил безударных гласных восклицательный знак! Не знать родного языка тире позор запятая несчастье запятая преступление восклицательный знак!
Витя: Терпеть не могу, когда на меня кричат. Тем более хором. (Обиженно.) Как-нибудь проживу и без безударных гласных! И без умения решать задачи! И тем более без этого самого круговорота воды в природе!
(Учебники онемели. Стали шептаться.)
Арифметика: Ужас! Мальчика срочно надо спасать!
География: Лучше всего отправить его в Страну невыученных уроков. (Учебники кивают.)
Витя: А есть в этой стране трудности и опасности?
География: Сколько угодно!
Арифметика: Все путешествие состоит из трудностей. Это ясно, как дважды два – четыре!
Грамматика: Каждый шаг там грозит опасностью для жизни восклицательный знак!
География: А может быть, мы придумаем для него что-нибудь другое?
Витя: Не надо мне другого! Так и быть. Отправляюсь в эту вашу трудно-опасную страну!
Сцена 3. «Аля, Кляксич и буква «А».
(Входят Аля и буква «А», видят столб со стрелкой и надписью «НОП».)
Аля: Что это такое?
Буква «А»: Научно-опытный пункт.
Аля: Это такое учреждение?
Буква «А»: Конечно.
Аля: А что там делают?
Буква «А»: Ставят опыты. Там работают «Н», «О», «П».
Аля: Может быть, они знают, куда Кляксич спрятал букву «Я»?
Буква «А»: Попробуем спросить. (Входят в лабораторию. Там проводят опыты «Н», «О», «П».)
Аля: Извините.
Буква «Н»: Тсс! Тихо! Идет опыт!
Буква «А»: Но нам очень…
(«Н», «О», «П» замахали руками.)
Буква «Н»: Началось!
Буква «П»: Плавится? (шёпотом)
Буква «О»: Окисляется! Реакция идёт с выделением тепла… Ненужные буквы выпадают в осадок.
Аля: Что вы тут делаете?
«Н», «О», «П»: Тсс! Мы переплавляем слова!
Аля: Что? Что?
«Н», «О», «П»: Готово!
Буква «Н»: Опыт прошел блестяще! Вот, пожалуйста. Вместо обычного непрочного скоропортящегося стихотворения лабораторным путём мы получили устойчивые стихи, не боящиеся ни ядовитых веществ, ни дурной погоды.
Буква «О»: Послушайте!
Жил на свете умный слон.
У него был телепон.
Буква «П»:
Ходит слоник – топ, топ, топ,
Звонит слоновый теленоп.
Буква «А»: Постойте, подождите! Что же вы делаете? Вы же заменяете своими буквами другие буквы! Вас что, Кляксич подговорил, что ли?
Буква «Н»: Тсс!
Буква «О»: Тсс!
Буква «П»: Мы продолжаем опыт!
Аля (букве «А»): Пошли! Тут мы всё равно толку не добьёмся! Будем искать дальше.
Сцена 4. «Грамота».
(Появляются ведущие в русских народных костюмах.)
Ведущий 1: Уважаемые дети! Каждый из вас слышал, а может быть и читал сказки про Бабу-Ягу, про Кощея Бессмертного, Про Соловья – разбойника и про Емелю на печи.
Ведущий 2: Но мало кто из вас знает, что у Бабы-Яги есть дочка, Бабешка-Ягешка. У Кощея Бессмертного имеется сын Кощейка, а Емеля на печи, хоть и лежал всё время на печи, тоже успел обзавестись сыном Емельяном.
Ведущий 1: Этому Емельяну Емельяновичу скоро исполнится 16, однако он не умеет ни читать, ни писать. Он только всё время разъезжает на папиной печи по доверенности и всё время смотрит яблочко по блюдечку, не слезая с это самой печи.
Ведущий 2: Впрочем, Бабешка-Ягешка и Кощейка не лучше. Может быть, они и смогут отличить букву А от буквы О, но прочитать целое слово ни за что не сумеют.
Ведущий 1: И вот родители Кощейчика, Бабешки-Ягешки и Емели устроили родительское собрание.
(Появляются Кощей, Баба-Яга, за ними Емеля – на печи.)
Баба-Яга: Сейчас время такое, что стыдно быть безграмотным. Сейчас даже роботы читать пытаются. А в одном городе есть грамотная коза. Надо наших детей отправить в город учиться.
Емеля: Правильно. Моему сыну недавно права водительские вручали, а он даже расписаться не смог. Он крестик поставил.
Кощей: Да. Только в городе столько опасностей. И сильное движение, и сосульки с крыш, и электросварка всякая.
Баба-Яга: Что твоему балбесу сделается, он же бессмертный. На него не то что сосулька, на него балкон упадет, и то ничего не случится, троллейбус на него наедет - стеклышки посыпятся, а твоему дитяти ничего, может, пошатается слегка.
Кощей: Интересно, где эта школа находится? Надо, чтобы наших детей не просто учили, а сразу на больших начальников готовили.
Емеля: Как - где? Такие школы только в столицах бывают, значит в Москве.
Кощей: А как они туда доберутся из нашей глуши?
Баба-Яга: А так и доберутся на емелиной печи! Все, по рукам, пишем телеграмму. (Диктует.) «Москва. Кремль. Главному ученому воспитателю лично в руки…
Емеля: … к Вам из глубины брянского лесоповала выезжает группа сказочных героев для обучения грамотности и чтению…
Кощей: … в составе: Бабешка-Ягешка, Кощейчик и Емельян Емельянович на печи…
Баба-Яга: просим принять гостей и принять меры».
(На сцене появляются профессор и Королева.)
Королева: Учиться – то, оказывается, очень интересно!
Профессор: Совершенно с Вами согласен, Ваше Величество. Тем более, что именно с учёбы начинаются самые невероятные приключения.
(Выходят все герои. Звучит песня «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться», муз. С. Соснина, сл. К. Ибряева.)
Использованная литература:
- Нестерова Н. Уроки в сказочной школе. – М.: «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки», 2004, №9, с.4 – 10.
- Гераскина Л. В Стране невыученных уроков.- М.: РИО «Самовар», 1996.
- Токмакова И. Аля, Кляксич и буква А. - М.: Эксмо, 2006.
- Успенский Э. Грамота. - М.: РИО «Самовар», 1996.