Некоторые особенности работы психолога детского дома с пятиклассниками

Разделы: Школьная психологическая служба


За последние три-пять лет наметилась тенденция увеличения количества детей – сирот в г.Новокузнецке, поступающих на обучение и воспитание в детские дома. Независимое комплексное психолого-медико-педагогическое обследование данного контингента детей выявляет с каждым годом всё большее число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих задержку психического развития. Если в 2003/2004 учебном году в МОУ «Детский дом – школа № 74» детей с ЗПР было 60%, то в 2008/2009 учебном году их около 80%, поэтому на сегодняшний момент возникает острая необходимость создания оптимальных условий для обучения и воспитания, а в дальнейшем, адаптации и социализации таких детей.

Переход из младшей школы в среднюю – важный момент в жизни школьника. Для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения, одноклассники, а иногда и переход из одного здания в другое. Все эти факторы влияют на еще неокрепшую личность ребёнка. Как с этим справиться? Мною разработана программа по адаптации пятиклассников к среднему звену обучения. За основу взята авторская программа Е.Г.Коблик «Первый раз в пятый класс!». Целью данной программы является создание условий для успешной психологической адаптации пятиклассников к средней школы. В соответствии с целью формулируются задачи:

  • сформировать у детей позитивную Я- концепцию и устойчивую самооценку, снизить уровень школьной тревожности (до уровня нормы);
  • сформировать устойчивую учебную мотивацию детей;
  • создать классный коллектив через формирование групповой сплочённости и выработку системы единых обоснованных требований;
  • повысить уровень психологической готовности к обучению, сформированности учебных навыков;
  • освоить свод школьных правил;
  • выработать нормы и правила жизни класса;
  • сформировать адекватные формы поведения в новых школьных ситуациях;
  • развить социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы.

Основными направлениями работы по адаптации детей к новой школьной жизни: психодиагностика, консультативная работа с педагогами и воспитателями, методическая, профилактическая, коррекционно-развивающая работа. В течение трёх лет я апробировала работу по программе с детьми 10-14 лет и получила неплохие результаты. Критериями эффективности занятий служат: снижение уровня школьной тревожности; повышение групповой сплочённости, позитивная динамика эмоционального развития ребёнка; гармонизация образа «Я» (позитивная самооценка); повышение уверенности в себе и своих возможностях; формирование у детей положительного отношения к школе, учителям, одноклассникам.

На первом этапе работы основное внимание уделяла развитию умения детей ориентироваться в пространстве школы, принятию ими правил школы и класса, формированию навыков поведения в новых школьных условиях.

На втором этапе проводила работу над основными проблемами, возникающими у пятиклассников: установления норм взаимоотношений со сверстниками в классе, преподавателями и другими сотрудниками школы; развитию групповой сплочённости.

На третьем этапе продолжается работа по осознанию детьми требований преподавателей.

На этом же этапе начинается работа по принятию детьми своих негативных чувств. Поэтому отдельного внимания заслуживают приёмы по снижению напряжения, агрессии.

На четвёртом этапе особое внимание уделяется формированию некоторых учебных навыков, связанных с самоорганизацией и самоконтролем в учебной деятельности, продолжается работа над развитием коммуникативных умений.

На пятом этапе происходит осмысление личных целей детей на период обучения. Подводятся итоги групповой работы и защита творческого проекта.

Анализируя опыт работы с 5-классниками, пришла к выводу, что наша совместная деятельность с детьми помогает им в снижении школьной тревожности; в развитии навыка учения, общения, самоконтроля; в знакомстве с самим собой. Подростки делают первые шаги к умению планирования жизни, выстраиванию ценностного ряда, снижению негативизма. Трудность заключается в особенностях самих детей, точнее, в их глубокой социально-педагогической запущенности, потере во многих случаях познавательного интереса, стойкого непринятия тех или иных учебных предметов, слабого волевого контроля, низкого уровня сформированности трудовых и культурно-гигиенических навыков. Для преодоления этих последствий программы психологического сопровождения развития подростков разных возрастных групп взаимосвязаны, а действия психологов и специалистов детского дома согласованы и координируются методическими советами.

Список литературы

  1. Бурно М.Е.Сила слабых (психотерапевтическая книга)./ под ред. М.Е.Бурно – М.: «Издательство ПРИОР», 1999. – 368 с.
  2. Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. под ред. Е.Г.Коблик- М.: Генезис, 2003. – 122 с.
  3. Ромицына Е.Е Методика «Многомерная оценка детской тревожности». Учебно-методическое пособие. под ред. Е.Е.Ромицыной- СПб.: Речь, 2006. – 112 с.
  4. Фопель К. пер. с нем. Чтобы дети были счастливы: Психологические игры и упражнения для детей школьного возраста: Пер. с нем. - М.: Генезис, 2005. – 255. – (Психологическая работа с детьми).  

Методическая часть

Цели:

  • помощь участникам группы осознать правила работы на занятии, уроке;
  • формирование учебных навыков;
  • помощь детям в самораскрытии и развитию эмпатии.

Материалы: большие листы бумаги (формат А3) по количеству участников, цветные карандаши, таблички с ответами «ДА», «НЕТ», «ИНОГДА», плакат с правилами, маркер.

Ход занятия

Занятие 5. ЧТО ПОМОЖЕТ МНЕ УЧИТЬСЯ?

ПРИВЕТСТВИЕ

Разминка

Упражнение «Нарисуй своё настроение»

Ведущий предлагает детям подумать о себе и попытаться понять, какое у них сейчас настроение, а затем нарисовать своё настроение на листе бумаги.

После выполнения упражнения участникам предлагается прокомментировать свои рисунки.

Обсуждение домашнего задания

Дети представляют свои предложение по внесению правил в «Кодекс чести» ученика.

Основное содержание занятия

РАБОТА ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ

Упражнение «Правила поведения на уроке» 

Упражнение поможет осознать, что понятные и чёткие правила класса могут эффективно учиться в школе. Перед началом занятия повешен на видное место плакат с правилами, развешаны таблички с ответами «ДА», «НЕТ», ИНОГДА» на разные стены кабинета.

(Ведущий): «Предлагаю вам ознакомиться с правилами, которые помогут успешно усваивать школьные знания. Их всего три: «Будь подготовленным», Работай на уроке», «Уважай окружающих». Сейчас я объясню вам, что значат эти правила. Например, я подготовленный, если сижу на своём месте, когда звенит звонок на урок; приношу всё, что нужно для урока; успеваю сделать задание в классе; выполняю домашние задания.

Я буду зачитывать вам разные утверждения, а вы должны будете решить, согласны ли вы с ними, не согласны, или они верны только иногда. Вы уже знаете, что каждому ответу соответствует свой знак. После того как я прочитаю утверждения, каждый из вас, оценив, как он поступает в разных школьных ситуациях, выберет ответ и встанет рядом с соответствующим рисунком. Ответив на эти вопросы, вы сможете самостоятельно определить, насколько хорошо вам удаётся соблюдать правила».

1. Будь подготовленным:

  • я сижу на своём месте, когда звенит звонок на урок;
  • я приношу всё необходимое к уроку;
  • я успеваю выполнить задание в классе;
  • у меня нет проблем с выполнением домашней работы.

2. Работай на уроке:

  • я внимательно слушаю учителя, отвечаю на вопросы на уроке;
  • я работаю вместе с классом;
  • я хорошо стараюсь выполнять работу в классе.

3. Уважай окружающих:

  • я не отвлекаюсь на уроке;
  • я бережно обращаюсь со школьным имуществом (не рисую на парте, не качаюсь на стуле и т.д.);
  • я прислушиваюсь к мнению взрослых о себе;
  • я не мешаю учиться другим.

Дискуссия на тему занятия

  1. Какие правила трудно выполнять лично вам?
  2. Все ли эти правила обязательны для исполнения?
  3. Всегда ли выполняются правила поведения на уроке, независимо от предмета?
  4. Как бы изменилась обстановка в школе, если бы все соблюдали правила?
  5. Можно ли все эти правила соблюдать постоянно? Почему?

Обсуждение итогов занятия

Обсуждение занятия: что им понравилось, что удивило, обрадовало на занятии, что получилось, чем довольны, какие чувства испытывали, какие вопросы остались нерешёнными.

Домашнее задание

Поучитесь соблюдать правила, которые мы обсудили сегодня, и подумайте над тем, какие из них необходимы именно вам. Совпадают ли правила, действующие на разных уроках?

Прощание