Цели урока:
Образовательные:
- познакомить с непроизносимыми звуками в корне;
- повторить ранее изученные орфограммы.
Развивающие:
- развивать орфографическую зоркость, внимание, память;
- развивать логическое мышление.
Воспитательные: воспитывать интерес к изучаемому предмету.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Сегодня мы будем опять открывать для себя новое, полезное, интересное. А для этого нам необходимо повторить то, что мы уже знаем.
II. Орфографическая минутка.
На доске слова
сказка друг
касса группа
- Прочитайте эти слова.
- Спишите.
- Какие орфограммы есть в этих словах?
- Подчеркните согласные требующие проверки.
- Обозначим корни в этих словах.
- В какой части слова находится эта орфограмма?
- Когда происходит оглушение?
- По какому принципу мы подбираем в сомнительных случаях проверочные слова?
- По какому алгоритму мы проверяем эти согласные?
Итог (составляем таблицу)
Орфограммы- согласные
Проверяемые согласные в корне |
Непроверяемые согласные в корне |
друг сказка |
касса группа |
III. Введение в новый раздел.
На доске записаны слова: весть, вестник, известный, известно.
- Прочитайте это слова.
Лексическая работа
Весть – известие, сведение откуда, уведомление или сообщение сведения; молва, слух.
Вестник – кто присылает, пишет, подаёт или приносит весть о чём; это название многих повременных изданий.
- Что можете сказать об этих словах?
- Запишем в тетрадь эти слова, обозначим в них корень.
- Еще раз произнесем вместе эти слова по слогам. Все ли согласные звуки в них произносятся.
- В каких словах?
- Запишите транскрипцию слова вестник (на доске и в тетрадях)
- Сколько в этом слове звуков?
- Сколько букв?
- В какой части слова находится звук, который не произносится?
- Что интересного вы заметили?
- Какой возникает вопрос?
- И тема урока сегодня?
IV. Наблюдение над словами с непроизносимым согласным звуком в корне
Упр. 76, с.59 выполняется под руководством учителя по заданию.
- Какой вывод мы можем сделать?
V. Работа над текстом в рамке (с.59).
- Прочитайте про себя в учебнике «Русский язык» на с.59 текст в рамке.
- Когда в слове появляются непроизносимые согласные звуки?
- Непроизносимые согласные – это буквы или звуки?
- Это правило письма или закон языка?
- Прочитайте текст в рамках вслух. Приведите примеры.
VI. Физминутка.
VII. Наблюдение над правописанием слов с непроизносимым согласным звуком.
- Запишите слова: капустный, звездный, ужасный.
- О чем вы задумались, записывая эти слова?
- Что вы предлагаете?
- Понаблюдаем за этими согласными в упр. 77, с. 60
Вывод: слово капуста – проверочное для слов капустный и капустница, т.к. [т] перед гласным произносится. Слова звезда, звездочка, звездолет – проверочные для слова звездный.
- Подберите однокоренные слова к слову ужасный.
- Запишем в тетрадь эти слова, обозначим в них корень.
- Что наблюдаете?
Вывод: чтобы не ошибиться в правописании буквы, обозначающей непроизносимый согласный звук, надо подобрать проверочное слово.
- Какие слова среди однокоренных слов будут проверочными?
Упр.78, с.60 выполняется по заданию.
VIII. Итог урока.
- Прочитайте вопрос на с. 60 внизу.
Возвращаемся к таблице.
- С какой новой орфограммой вы познакомились?
- В какой столбик мы ее поместим?
Проверяемые согласные в корне |
Непроверяемые согласные в корне |
друг сказка вестник |
касса группа |
- Какое правило надо знать, чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимым согласным звуком?
IХ. Домашнее задание.
Литература
- Русский язык. 3-й класс : Методические рекомендации для учителя. / [ Е. В. Бунеева, М. А. Яковлева].– М. : Баласс, 2001. – 192 с. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»).
- Русский язык : учеб. для 3-го кл. в 2-х частях / [ Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина]. – М. : Баласс, 2002. – 144 с.
- Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. /[Е. Л. Мельникова]. – М. : АПК и ПРО, 2006. – 168 с.