Цель: расширение кругозора учащихся в области истории родного края.
Задачи урока:
- познакомить с образом жизни человека в прошлом: как трудились, что ели, какими орудиями труда пользовались;
- воспитывать любовь к родному краю на основе познания истории своей малой родины;
- расширить словарный запас учащихся за счёт изучения устаревших слов, вышедших из активного употребления.
Оборудование:
- толковый словарь,
- видеофильм «Пермский край»,
- ребус,
- рисунки с изображением сохи, плуга, бороны,
- пословицы,
- гербарий,
- карточки со словами,
- картина Н.Пимоненко «Жница»,
- экспонаты школьного этнографического музея: цеп, сетево, серп.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Постановка темы урока.
Учитель: Догадайтесь, о чём пойдёт сегодня речь? Для этого вам необходимо расшифровать пословицу, которая здесь зашифрована. (Рисунок 1)
Рисунок 1
Дети: Хлеб всему голова.
Учитель: Сегодня речь пойдёт о хлебе.
III. Подготовительная беседа.
Показ отрывка из видеофильма «Пермский край». (Приложение 1)
Учитель: Давным-давно, тысячу лет назад, батюшка – Урал народ русский встречал. Чем встречал? Горами да лесами, землями богатыми, реками чистыми. Пришёл русский народ в Пермский край не лениться – трудиться. Жизнь в наших северных краях не сахар, не мёд. Почему?
Дети: Суровые условия, долгая зима, не очень жаркое лето.
Учитель: Людям нужно было есть. Они научились обрабатывать землю, стали заниматься земледелием. Как вы думаете из чего пекли хлеб в наших краях? Почему?
Дети: Хлеб пекли из ржаной муки, так как для выращивания пшеницы нет условий.
Учитель: Объясните пословицу.
Матушка рожь кормит всех сплошь, а пшеница по выбору. |
Дети: Пшеницу ели состоятельные люди, так как её надо было покупать, а рожь выращивали местные крестьяне.
IV. Знакомство с новым материалом.
Учитель: Посмотрите на рисунки и скажите, какие из этих растений можно назвать хлебом? (Рисунок 2)
Рисунок 2
Дети: Рожь и пшеница.
Учитель: Крестьянин начинал заботиться о хлебе уже с апреля. Нужно проверить семена для посева: проверить на сохранность, отсортировать, выбрать крупнее и проверить на всхожесть, а там уже наступает пахота.
На доске появляется запись:
Приготовить семена |
Отгадайте загадку:
Не столяр, не плотник,
а первый на селе работник.
(Лошадь.)
Учитель: Без лошади крестьянину не обойтись. Пахали на лошади. А чем?
Дети: Сохой (если дети не ответят, помогает учитель). (Рисунок 3)
Рисунок 3
На доске появляется слово
вспахать |
Словарь: Соха – примитивное сельскохозяйственное орудие для вспашки земли.
Учитель: Соха была из дерева. А вот из какого дерева вы узнаете, если решите ребус:
- Маленький, горбатенький, по полю побежал, каждый колос задрожал. (Серп)
- Что на сковородку наливают да вчетверо сгибают? (Блин)
- Человек, который косит траву, хлеб косой. (Косарь)
Учитель: Ель очень прочное дерево. В лесу её можно встретить по всюду. Когда люди научились делать железо – появился плуг. Как вы думаете, каков следующий порядок работы крестьянина?
Я загадаю загадку, которая вам подскажет:
На весенних полях
Бродит стадо черепах.
И совсем не на ногах,
А на собственных зубах.
(Бороны.)
Словарь: Плуг – сельскохозяйственное орудие с широким металлическим лемехом с отвалом для вспашки земли.
Дети: Бороны. Необходимо боронить. (Рисунок 4)
Рисунок 4
На доске появляется слово:
Боронить |
Учитель: Как сеяли хлеб? Машин то не было.
На доске появляются:
Рисунок 5
Показ музейного экспоната: сетево.
Учитель: Крестьянин подвязывал через плечо сетево. Это берестяной короб, заполненный зерном. Шёл по полю и разбрасывал равномерно семена.
Ученик: читает отрывок Н.А.Некрасова «Саша».
Весело видеть семью поселян,
В землю бросающих горсти семян,
Дорого – любо, кормилица – нива,
Видеть, как ты колосишься красиво,
Как ты янтарным зерном налита,
Гордо стоишь, высока и густа!
Учитель: Объясните выражение: «Янтарным зерном налита»
Дети: Когда рожь поспеет, поле становится жёлтым, как янтарь.
Учитель: Как убирали урожай хлеба?
Дети: Жали серпом (помогает учитель).
Показ музейного экспоната: серп. (Рисунок 6)
Рисунок 6
Горсть колосьев режут под корень. Потом из первой сжатой горсти делают пояс и стелют его на землю справа. Затем другие сжатые пучки колосьев кладутся на разостланный пояс, пока не получится целый сноп, и всё это завязывается поясом. Сноп готов. Это очень тяжёлый труд. Приходилось работать в жару с утра до позднего вечера. И так каждый день.
Ученик: читает отрывок из стихотворения Н.А.Некрасова
Овод жужжит и кусает,
Смертная жажда томит,
Солнышко серп нагревает,
Солнышко очи слепит.
Жжёт оно голову, плечи,
Ноженьки, рученьки жжёт,
Изо ржи, словно из печи,
Тоже теплом обдаёт.
Спинушка ноет с натуги,
Руки и ноги болят,
Красные, жёлтые круги
Перед очами стоят…
Физминутка: Мы сейчас продемонстрируем работу жницы.
(Дети делают наклоны до пола, показывают движения как срезают колосья и укладывают их в снопы).
Учитель: А теперь надо колосья обмолотить. А как же молотили?
Мы об этом узнаем, если прочитаем С.Т.Аксакова «Молотьба».
Словарная работа:
Молотить – выбивать зёрна из колосьев.
Десятина - старинное русское название земельного участка в 1,09 гектара.
Ток – площадка, на которой молотят.
Цеп – приспособление для того, чтобы выбить зерно из растений. Состоит из большой палки – ручки и паки поменьше. Соединяются они полоской кожи. (Показ экспоната музея). (Рисунок 7)
Рисунок 7
С.Т.Аксаков. МОЛОТЬБА.
- А хочешь посмотреть, Серёжа, как молотят гречу? – спросил меня отец.
Разумеется, я отвечал, что очень хочу, и мы поехали. Ещё издали услышали мы глухой шум, похожий на топот многих ног, который вскоре заглушился звуками женских голосов.
На одной из десятин был расчищен ток, гладко выметенный; на нём высокой грядой лежала гречневая солома, по которой ходили взад и вперёд более тридцати цепов. Цепы мелькали, падая друг возле друга, и ни один не зацепился за другой…
На другом току двое крестьян веяли ворох обмолоченной гречи. Ветерок далеко относил всякую дрянь и тощие, лёгкие зёрна. А полные и тяжёлые косым дождём падали на землю.
Беседа по прочитанному тексту:
- Чем работали на току?
- Как люди работали?
- Для чего крестьяне весили ворох обмолоченной гречи?
V. Практическая работа.
Учитель: У вас на парте карточка. Внимательно познакомьтесь и заполните её.
Ответ:
- землю
- семена
- урожай
- земледелие
VI. Итог урока.
С доски убираются карточки, указывающие на порядок работы земледельца.
Учитель: У вас на парте конверты с карточками. Расположите эти понятия по порядку работы земледельца:
- приготовить семена
- вспахать
- боронить
- сеять
- жать
- Молотить
(Дети работают в паре.)
VII. Домашнее задание.
Найти и выписать пословицы о хлебе.
Литература:
- Г.Н.Чагин «Этнокультурная история среднего Урала», г. Пермь, Издательство Пермского университета,1999г.
- Материалы курсов «Основы этнографии и краеведения в школе». Г.Пермь, 2005г.
- Д.И.Латышина «Живая Русь», Г.Москва, Центр гуманитарного образования, 2003г.
- С.Т.Аксаков «Рассказы». Г.Москва, Просвещение,2005г.
- А.М. Федотова «Пермский край – мой родной край», Г.Пермь, «Книжный мир», 2001г
- Т.Э.Токарева, Л.В.Ворошнина, Е.М. Фадеева « Пермячок» Г.Пермь, «Книжный мир», 2002г.