Статья "Интегрированный проект как форма внедрения информационных технологий в общем образовании"

Разделы: Общепедагогические технологии


Немногие учителя предметники понимают разницу между исследовательской деятельностью и проектной. Цель нашей работы – показать такую форму исследовательской деятельности как школьный проект, обозначить особенности работы со школьниками по организации проектной деятельности, практическому применению проектных технологий в учебной и внеурочной работе, использовании информационных технологий в создании проектов.

Нужна ли современной школе проектная технология? Новое ли это направление в образовательных технологиях или нет? Рассуждать об этом можно много. Но реальность такова, что метод проектов существует и успешно конкурирует с другими современными направлениями методической работы. Освоение информационных технологий через элементы продуктивного обучения (проекты) помогает обучающимся в решении жизненных задач, видеть и решать проблемы, определять приоритетные направления, осуществлять осознанный выбор, самостоятельно оценивать свою деятельность, нести за неё ответственность. Одной из методических тем, над которыми работает педагогический коллектив нашей школы, является использование интегрированных проектов на уроках и во внеурочной деятельности.

Проектный метод – один из тех, который может успешно интегрироваться в учебный процесс. А самое важное: предполагаемый результат - повышение уровня активности школьников и качества знаний учащихся при изучении предметов. Эта образовательная технология позволяет сформировать и использовать различные компетентности в учебном процессе, во внеурочной деятельности. Результатом данной работы всегда является конечный продукт. Это может быть новый элективный курс, электронный образовательный ресурс, энциклопедия, сайт и так далее.
Мы хотим поделиться опытом работы с учащимися над интегрированными проектами. Только в прошлом учебном году было создано более двух десятков интегрированных проекторов. Мы предлагаем вам познакомиться с некоторыми из них.

В процессе изучения курсов истории, краеведения, литературы возникла проблема нехватки информации и образовательных ресурсов по теме «Культура Энгельса-Покровска». В связи с этим была создана разновозрастная инициативная группа, которая и занялась изучением проблемы. Итогом работы инициативной группы стала идея создания электронного образовательного ресурса, который мог бы быть использован как на уроках, так и во внеурочное время.

Цель проекта: популяризация достижений земляков в области культуры.

Задачи: Сбор и систематизация информации о наиболее известных земляках – деятелях культуры и об объектах культуры нашего города.

Организации, с которыми сотрудничали участники проекта:

  • МУК «Энгельсский Краеведческий музей»;
  • Дом-музей Л.А.Кассиля;
  • МУК «Центральная библиотека г. Энгельса»;
  • Управление культуры администрации Энгельсского района;
  • МОУ ДПО (ПК) С «Учебно-методический центр» г. Энгельса Саратовской области;
  • ГАСО в г. Энгельсе.

Мероприятия в рамках проекта:

  1. Проведение творческих встреч и интервью с деятелями культуры.
  2. Посещение и изучение объектов культуры.
  3. Проведение научно-исследовательской конференции по данной проблеме.
  4. Систематизация собранных материалов и оформление электронной версии проекта.
  5. Популяризация материалов проекта среди школьников, преподавателей гуманитарных дисциплин, жителей города Энгельса и Саратова.

В данном образовательном ресурсе размещена информация по группам: знаменитые личности, имеющие отношение к Покровску – Энгельсу (художники, скульпторы, писатели, журналисты, поэты, спортсмены, путешественники). В статьях даётся краткая биография, портреты авторов и их работы, отрывки из некоторых произведений. Рассказывается о космонавте Ю. Шаргине, композиторе А. Шнитке.

Следующая группа: памятники архитектуры, культовые учреждения различных конфессий за всё время существования нашего города, скульптурные композиции, театры и кинотеатры, парки, музеи, библиотеки, школы искусств, стадион. Информация о них содержит историческую справку, фотографии (из фондов музеев, Государственного архива Саратовской области в городе Энгельсе, личных архивов авторов и руководителей проекта, а также выполненные участниками проекта), видеоматериал. Программа энциклопедии не требует специальной установки, необходимо лишь вставить диск в CD-привод. В энциклопедических статьях указаны источники, на основании которых формировался материал, также имеется краткая аннотация и информация об участниках проекта. Предложенный проект – первая в городе Энгельсе попытка систематизировать информацию о культурной жизни Покровска – Энгельса. Коллектив создателей её надеется на то, что данная работа станет хорошим подспорьем не только преподавателям и обучающимся школ нашего города, но и всем, кто интересуется историей малой родины. Эта энциклопедия может быть использована и как учебное пособие для изучения курса «Культура края» в 8 классе. Работа над созданием энциклопедии «Культура Покровска – Энгельса» будет продолжена, так как город живёт, в нём появляются новые интересные люди, памятники, храмы. Они также займут своё место в нашей энциклопедии.

Вашему вниманию мы предлагаем ещё один проект. Одним из важнейших факторов восприятия окружающего мира живыми организмами является звук. Природа никогда не была безгласной, она не безмолвна, а бесшумна. Звук – одно из самых древних её проявлений, такой же древней, как и сама Земля. Звуки всегда были, и даже чудовищной силы и мощи. Но всё же, в природной среде преобладали звуки шелеста листьев, журчания ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя, которые всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы. Человек творил, и появлялись всё новые и новые звуки. После изобретения колеса, он, по справедливому замечанию известного английского акустика Р. Тайлора, сам того не осознавая, посеял первое звено современной проблемы шума. С рождением колеса шум стал всё чаще утомлять и раздражать человека. Естественные звучания голосов Природы стали все более редкими, исчезают совсем или заглушаются промышленными, транспортными и другими шумами. Шум трамваев, рёв реактивных самолётов, вопли громкоговорителей и тому подобное – это бич человечества. Звук может оказывать как благоприятное, так и негативное влияние на живые существа. Звук – это явление, которое связывает воедино самые разные области человеческих знаний: физику, биологию, географию, психологию, искусство… Человек, владеющий информацией о природе звука, способен использовать и применять эти знания в жизни. Задачи проекта «Симфония звука»: получить, изучить и проанализировать имеющиеся теоретические источники информации о природе звука, выявить физическую природу возникновения звуковых колебаний, найти примеры различных звуков в природе, познакомиться с органом слуха человека, изучить влияние шума на живые организмы, исследовать воздействие звука на психическое состояние человека.

Проект «Я грамотей и стихотворец, я Пушкин просто…». В данной работе на примере родословной А.С. Пушкина выявлено, кто из родственников поэта обладал талантом, гением, даром к поэзии и писательству, как, каким образом развивается талант в человеке, что влияет на формирование генов творчества, какую роль предки играют в становлении личности и характерных качеств человека. Здесь представлен материал по литературе, биологии, генеалогии, сведения, которые легли в основу проекта. Результатом работы был образовательный сайт.

Не менее интересными интегрированными проектами стали «Мусорный кризис – моя проблема», направленный на решение экологической проблемы родного города.

Проект «Альфред Шнитке – возвращение в Энгельс» был создан в технологии Flash, который был посвящен жизни и творчеству нашего земляка Альфреда Гарриевича Шнитке.

«Дети без родителей» – эмоциональный, нравственно сложный социальный проект. Он основан на долгосрочных исследованиях, проведенных в социально-реабилитационном центре «Надежда». Особенностью использования информационных технологий в этом проекте стало не только живое общение с детьми, попавшими в социально-опасное положение, но и дистанционное общение при помощи коммуникационных технологий.

«Здоровые дети – здоровая нация» – взгляд школьников на национальный проект «Здоровье». В нем интегрированы такие научные области как экология, биология, обществознание, информатика.

Вот ещё не полный перечень проектов, созданных в нашей школе, на стыке таких наук как география и история, краеведение и литература, биология и химия, физика и психология, музыка и социология, изобразительное искусство и экология, право и информатика. Итогами внедрения информационных технологий через интегрированные проекты можно считать развитие мыслительных, творческих способностей обучающихся, поддержку талантливой молодежи, повышение качества образования и мотивации обучения. Каждый из этих проектов имеет практическую направленность, общественную значимость и используется при изучении учебных предметов, элективных курсов на занятиях факультативов и кружков.

Приложение