Цели
- образовательная: закреплять умения различать падежи по совокупности признаков; развивать навык правописания безударных падежных окончаний имен существительных; развивать устную и письменную речь учащихся;
- развивающая: развивать внимание, память, логическое мышление, творческое воображение, умение анализировать и обобщать;
- воспитательная: воспитывать аккуратность в работе, уважение к товарищам, любовь к родной природе.
Оборудование: сигнальные диски, презентация, музыкальное сопровождение П.И.Чайковский «Времена года. Декабрь».
Ход урока
1.Организация класса.
Слайд 1. Приложение 1
- Отгадайте загадку:
Он пушистый, серебристый,
Белый, белый,
Чистый, чистый
И на солнышке искрится.
(Снег)
- Как ложится снег на землю? Тихо сели.
- Запишите число.
2. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы закрепим умения правильно писать падежные окончания имен существительных, различать падежи существительных и поговорим о зиме.
3. Чистописание.
ая ое
- К какому склонению относятся существительные с окончаниями -ая?
- К какому склонению относятся существительные с окончаниями -ое?
- Какие еще существительные относятся ко 2 склонению?
- Какие существительные относятся к 3 склонению?
4.Актуализация знаний.
Слайд 2. Приложение 1
- Расшифруйте слова. ВЬГ СНГПД МТЛЬ
Запись с комментированием (выделяем ударение, безударные гласные).
Слайд 3. Приложение 1
вьюга снегопад метель
- Что общего в словах?
(Существительные; в единственном числе; зимние явления природы, осадки.)
- Назовите лишнее слово, обоснуйте свой ответ.
- На какие три группы их можно разделить? Обозначьте склонение существительных.
- Просклоняйте существительные по падежам (1 ряд - 1 скл., 2 ряд - 2 скл., 3 ряд – 3 скл.)
Проверка. Слайд 4. Приложение 1
- В каких случаях мы не пишем у существительных окончание –е?
Вывод.
5. Работа по теме урока. Слайд 5. Приложение 1
а) Прочитайте. Что общего?
- Как правильно написать окончание существительного?
Работа с сигнальными кругами. (1 столбик - устно)
б) Самостоятельная работа.(2 столбик - письменно)
Проверка (с сигнальными кругами).
в) Составление предложения ; разбор по частям речи и по членам предложения; словосочетания.
6. Письмо по памяти. Слайд 6. Приложение 1
- Прочитайте пословицу.
Слайд 7. Приложение 1
- Почему так говорят?
Запись. Проверка.
7. Физминутка.
8.Творческая работа.
а) Поэтическая минутка. Слайд 8. Приложение 1
- Вы любите зиму? Почему?
- Какие стихи о зиме знаете?...
- Многие поэты и композиторы воспевали это время года.
б) Сегодня на уроке мы тоже будем писать текст о зиме. Слайд 9. Приложение 1
Прочитайте словосочетания. Что себе представили?
- Дополните их, чтобы получился текст. Какой это текст?
- Как записывается текст?
в) Запись текста. Проверка.
Чтение вслух текстов учащимися.
10. Итоги:
- Что понравилось в уроке?
- Чему учились на уроке?
- Как не ошибиться в написании безударных окончаний существительных?