Цель: рассмотреть, как изменяется сила тока в цепи и напряжение на полюсах источника в зависимости от полного сопротивления цепи.
Оборудование: ноутбук, презентация к уроку, карточки с вопросами, рабочие листы, гальванический элемент, аккумулятор, пьезоэлемент, термопара.
Демонстрация 1: источник тока, ключ, амперметр, вольтметр, реостат, соединительные провода.
Демонстрация 2: источник тока (напряжение 15В), ключ, лампа накаливания, реостат 2 Ом, плавкий предохранитель, соединительные провода.
Фронтальный эксперимент: Группа1-3: источник тока, ключ, реостат, амперметр, вольтметр, соединительные провода. Группа 4: ноутбук, ЦОР http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/37c160cb-66fd-4f45-f0a7-17f031e28157/00144677047358844.htm
План урока
- Повторение изученного материала (5 мин);
- Актуализация знаний (3 мин);
- Изучение нового материала (23 мин);
- Закрепление нового материала (3 мин);
- Проверка знаний (7мин);
- Подведение итогов (2мин);
- Домашнее задание, комментарии (2 мин).
Ход урока
1. Повторение начинается с проблемного опыта (Демонстрация 1).
1.1. Продемонстрируйте необходимость исследования всей электрической цепи, а не только ее участка.
1.2. Вопросы и задания на карточках:
- Вывод закона Ома для полной цепи.
- Начертить на доске график зависимости силы тока от напряжения (график не стирать).
- Что такое сторонние силы? (Приложение 3. Слайд 3)
- Что такое электродвижущая сила?
- Назовите характеристика источника тока. (Приложение 3. Слайд 4)
- Как формулируется закон Ома для полной цепи?
2. Актуализация знаний
2.1. Какова природа сторонних сил в представленных источниках тока? (гальванический элемент, аккумулятор, пьезоэлемент, термопара или Слайд 5 (Приложение 3))
2.2. Назовите характеристики известных вам источников тока.
3. Изучение нового материала
3.1. Сила тока в цепи зависит от трех величин: ЭДС и внутреннее сопротивление относятся к источнику тока, внешнее сопротивление – к внешней цепи. Из закона Ома следует, что от внешнего сопротивления зависит не только сила тока, но и напряжение на полюсах источника.
Uвнеш= I*R= ε*R/(R+r)
3.2. Исследуем зависимость силы тока и напряжения от внешнего сопротивления. (Приложение 1, Слайд 6 (Приложение 3)).
В рабочих листах к уроку указано задание, которое вам предстоит выполнить в группах. Займите рабочие места, карандашом в таблицу в строку, соответствующую вашему заданию внесите ваши предположения, затем выполните экспериментальную проверку, ответьте на вопросы в рабочих листах.
3.3. Фронтальное заполнение 1-4 строк таблицы (Приложение 3. Слайд 7). При заполнении первой строки изобразить на графике на доске перераспределение напряжения.
3.4. Заполнение 5 строки (R → 0) учителем. Как вы думаете, почему никто не выполнял этого задания? (Короткое замыкание)
Коротким замыканием называется случай в технике, когда сопротивление внешнего участка цепи ничтожно мало по сравнению с внутренним сопротивлением источника. Напряжение на зажимах источника становится равным нулю, а сила тока достигает своего максимального значения, определяемого величиной внутреннего сопротивления. Iк.з.= ε/r (записать в таблицу)
3.5. Вычислите ток короткого замыкания для предложенных в рабочем листе источников тока.
Короткое замыкание представляет различную опасность для разных источников тока:
- У гальванических элементов внутреннее сопротивление имеет большую величину, поэтому ток к.з. небольшой – неопасен для них.
- У свинцовых аккумуляторов ток к.з. может привести к разрушению пластин.
- Особенно опасен ток к.з. в осветительных сетях, питаемых от подстанций. Короткое замыкание может вызвать перегрев проводов, пожар здания.
3.6. Существует еще одна причина выхода из строя электроприборов и возгорания – превышение допустимого безопасного значения силы тока. (Демонстрация 2).
3.7. Что используют для предохранения электрических цепей от возгорания? (Предохранители)
- Какие предохранители используются у вас дома, в школе? (Приложение 3. Слайд 8)
- Посмотрите видеосюжет и ответьте на вопрос: почему нельзя использовать «жучки», проволоку произвольного сечения в предохранителях? (Приложение 3. Слайд 9)
4. Закрепление изученного материала
- Какой из графиков соответствует гальваническому элементу, аккумулятору, осветительной сети? (Приложение 3. Слайд 10)
- Как изменились показания амперметра и вольтметра при движении ползуна реостата вверх? Где используется это явление? (в театре) (Приложение 3. Слайд 11)
- Решите задачу. (Приложение 3. Слайд 12)
5. Проверка знаний
Вариант 1. (дифференцировано). Самостоятельная работа №9: начальный уровень 6 заданий, средний и достаточный по 2 задания.
Вариант 2. Тест. (Приложение 2)
6. Подведение итогов
Мы рассмотрели зависимость силы тока и напряжения в электрической цепи от внешнего и внутреннего сопротивления и установили, какие явления при этом происходят в цепи.
Напишем синквейн на тему Закон Ома:
Закон Ома
Экспериментальный, фундаментальный
Объясняет, рассчитывает, применяется
Участок цепи, полная цепь
Ток
7. Домашнее задание
§ 11 (2,3),
Подготовиться к лабораторной работе № 1 «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».
По полученным экспериментально численным данным определить внутреннее сопротивление источника тока.
Список литературы
- Л.Э.Генденштейн, Ю.И.Дик, Физика, 11класс – Москва, Илекса, 2006.
- Л.А.Кирик, Л.Э.Генденштейн, Ю.И.Дик, Физика, 11 класс, Методические материалы – Москва, Илекса, 2006.
- Л.А.Кирик, Ю.И.Дик, Физика, 11 класс, Сборник заданий и самостоятельных работ – Москва, Илекса, 2006.
- А.Е.Марон, Е.А.Марон Физика. Дидактические материалы. 11 класс – Москва, Дрофа, 2005.
- А.П.Рымкевич Задачник Физика 10-11классы – Москва, Дрофа, 2005.
- В.А.Буров Демонстрационный эксперимент по физике, частьII.
- Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Физика, 10 класс – Москва, Просвещение, 1994.
- Ю.И.Дик, О.Ф.Кабардин, Физика, учебное пособие для 10 класса школ и классов с углубленным изучением физики – Москва, АСТ, 1999.
- Н.М.Шахмаев, Молекулярная физика. Электродинамика – Москва, Просвещение, 1983.
- Н.М.Шахмаев, С.Н.Шахмаев, Д.Ш.Шахмаев, Физика-10 – Москва, Просвещение, 1994.
- Ю.А.Сауров, Г.А.Бутырский, Электродинамика, Модели уроков – Москва, Просвещение, 1992.
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0f6f4a89-41ea-455b-b2df-53db74a8778f/%5BPH10_07-013%5D_%5BIM_12%5D.swf
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3e0d70b2-6b4c-e282-1b7c-c952eba5a074/00144675413830244.htm
- Лабораторная работа (Задание 4): http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/37c160cb-66fd-4f45-f0a7-17f031e28157/00144677047358844.htm