Внеклассное мероприятие "Чыл пазы – праздник начала года"

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка.

Данное занятие может быть проведено как урок по ознакомлению с культурой хакасского народа или внеклассное мероприятие в общеобразовательной школе, а так же в Центре детского творчества.

Возраст обучающихся: 10-14 лет.

Цели и задачи:

  • Знакомство и освоение новогодних ритуалов Чыл пазы (ритуал повязывания чалама)
  • Показать традиционную символику цвета и определить его значение в хакасских календарных праздниках.
  • Воспитание чувства принадлежности к этнической культуре своего народа, с вытекающими отсюда интересами к музыке, поэзии, фольклору, национальной одежде и т. д.

Формы и методы реализации:

Форма обучения: фронтальная.

Методы: объяснительно-иллюстративные и словесные.

Основные знания, умения, навыки, характеризующие результативность усвоения материала:

  • Учащиеся должны иметь первоначальное представление о том, как хакасы отмечали праздник встречи Нового года – Чыл пазы и ритуалах, связанных с ним.
  • Уметь громко и выразительно читать стихотворения, исполнять под музыку национальные песни.

Материально-техническое обеспечение: Костюмы животных (мышь, корова, заяц, ящерица, змея, куница, лошадь, баран, петух, журавль, собака, коза, верблюд), для инсценировки учениками сказки «Чей год?» Плакат, на котором написан и нарисован в круге двенадцатилетний животный цикл – «Муче». Ленточки белого, красного, зеленого и голубого цвета, для повязывания на березу и одна лента черного цвета, музыкальный центр и микрофоны.

Ход мероприятия

Учитель: Добрый день дорогие ребята. Скажите вы любите праздники? А какой праздник у вас самый любимый? Ни один праздник не ждут так, как Новый год. Дети мечтают о новогодних подарках, взрослые загадывают заветные желания и все желают друг другу счастья, добра и радости в наступающем году.

Скажите пожалуйста, когда на Руси стали отмечать новый год? Правильно ребята, всего три столетия назад, по указу Петра I появилась традиция отмечать Новый год в ночь на 1 января.

Ребята, а кто из вас знает, когда празднуют Новый год по хакасскому календарю? Правильно, сейчас весной, в день весеннего равноденствия – 22 марта. Новый год знаменует собой приход весны, времени, когда наступает тепло. С весной связано воскрешение природы и жизненных сил человека. Хакасами была создана своя система измерения времени и пространства. До присоединения к России они пользовались своим календарем и с помощью 12 животных считали года. Каждый год носил имя определенного животного и согласно представлениям имел свои признаки и особенности. Например: на этом плакате нарисован и написан двенадцатилетний животный цикл – «Муче». Из пяти таких «муче» складывался век, в котором насчитывалось 60 лет.

«Муче»

  1. куске чылы (год мыши) – хороший, теплый год;
  2. iнек чылы (год коровы) – холодный год;
  3. тулгу чылы (год лисицы) – плохой год;
  4. хозан чылы (год зайца) – холодный год;
  5. килескi чылы (год ящерицы) – хороший год;
  6. чылан чылы (год змеи) – теплый год;
  7. чылгы чыл (год лошади) – теплый год;
  8. кiзi чылы (год человека) холодный год;
  9. хой чылы (год овцы) холодный год;
  10. танах чылы (год курицы) – хороший год;
  11. турна чылы (год журавля) теплый, хороший год;
  12. оскi чылы (год козы) хороший год.

Учитель: А знает ли кто-нибудь из вас, почему мыши отдали первый год. Не знаете? Тогда я предлагаю вам посмотреть старинную сказку «Чей год?»

Инсценировка сказки «Чей год?»

Учитель: Однажды звери собрались на большой поляне и стали спорить о том, кому надо отдать первый год. Вышла на середину круга корова и говорит:

Корова: «Первый год вы должны отдать мне, ведь я кормлю человека,благодаря мне на его столе всегда есть молоко, айран, сметана, творог и масло.»

Лошадь: «Мое молоко тоже полезно, ведь из него хакасы готовят замечательный напиток – кумыс, а кроме тог на мне человек ездит и перевозит грузы».

Верблюд: «Вот еще. Да положи на тебя половину моего груза, ты упадешь и в пище ты барствуешь. Тебя нужно поить чистой водой, да кормить отборным зерном. А я могу месяц не пить и есть лишь одни колючки».

Баран: «Да если бы не было меня, из чьей шерсти бы люди вязали шапки и варежки, а из шкур шили теплые тулупы? Кусок баранины лучшая еда для хакаса. Так что первый год вы должны отдать мне».

Собака: «Пустое брешет баран, если бы не я вас всех давно бы съели волки».

Учитель Долго спорили животные. Одна только мышь молчала. Они так сильно ругались, что все охрипли. И вот когда даже петух потерял свой голос, на середину круга вышла маленькая мудрая мышь.

Мышь: «Давайте первый год отдадим тому,кто первым увидит восход солнца».

Учитель Все животные согласились, особенно верблюд, ведь он надеялся на свой высокий рост. Перед рассветом все повернулись к востоку и стали ждать солнце. Вдруг мышь закричала

Мышь: «Смотрите, солнце, солнце»!

Учитель: Только тут верблюд понял, что мышь кричит стоя у него на горбу, на который она потихоньку забралась по его длинной шерсти. Верблюд сбросил мышку и хотел раздавить ее ногой, но не успел, маленькая мышь юркнула в норку. Первый год отдали мышке, а верблюда за ротозейство совсем лишили года.

Учитель Ребята скажите пожалуйста, согласно такому календарю, какой год закончился и какой наступает?

«По мировоззрению хакасского народа, начало года – начало творения. Мир создается заново каждое утро и в полном объеме каждый год. Голова года вернулась, голова змеи загнулась. У хакасов движение времени понимается как вращение. Колесо времени сопровождается повторением,а завершение годового цикла словами: Чыл пазы килдi, чыл пазы айланды! – голова года вернулась, голова змеи загнулась». [5]

(выходят девочка и мальчик в национальной одежде)

Мальчик

И когда из небесных стран на родную землю вернулись
40 птичьих родов, одаренных крылами!
Когда из весенних лесов золотая кукушка
Подала чистый голос свой,
Когда Старый год свой виток завершил,
Тогда Новый год о себе возвестил!

Девочка

Когда белеющие снега стронулись на хребтах,
Когда набухли истоки рек, в тесных бурля берегах,
Когда напитанные снегами забили всюду горные ключи,
По берегам озер альпийских зазеленели камыши!
Когда Старый год свой виток завершил
Тогда Новый год о новом витке возвестил.

(чтецы садятся на свои места)

Учитель Новый год – Чыл пазы занимает особенное место в цикле календарных праздников и обрядов хакасов. Зима была самым тяжелым временем в жизни кочевых народов. Изнурительный холод, сильные ветры, нехватка корма для скота, запасов пищи на зиму, вынуждали людей жить на жесткой продовольственной диете. Медленно тянулась зима, но все ближе и ближе новый год – Чыл пазы – коней зимы, начало весны.

А кто из вас знает, как народ готовился к этому празднику?

В юртах наводили порядок, убирали мусор, накопившийся за год, вытряхивали и чистили одежду старую, если была новая - надевали новую. В день Нового года на стол ставили свежесваренное мясо, молочные продукты. Начиналось новогоднее застолье, взаимные поздравления. Наа ырыснан ! С новым счастьем!- так поздравляли друг друга на праздник Чыл пазы. Люди дарили друг другу подарки. Самыми дорогими подарками считались те, которые сделаны своими руками, так как во время изготовления в них входила кус (сила, энергия) изготовителя, в двойном размере обогащавшая одариваемого. Вероятно поэтому отцы сыновьям готовили кожаные детали охотничьего снаряжения, а жены мужьям вышивали кисеты, плели пояса.

В России ель - символ новогоднего праздника. Ель, зеленая в любое время года, олицетворяла вечную молодость и долголетие. По обычаю немцев ель была священным деревом, в ветвях которого обитает добрый дух лесов. А какое дерево считалось священным у хакасов? Для хакасов священным деревом издавна считается береза, в прошлом она была выражением родового коллектива. Ствол березы соотносился с основами рода – кровное родство, ветви – отдельные семьи, листья – члены семьи, а корни, уходившие в землю связывали род с предками.

А сейчас дорогие ребята я предлагаю вам послушать песню на слова и музыку М.П. Боргоякова «ПАЙ ХАЗЫН» «Священная береза». [1]

Кудрявая береза на горе
Сорока ветвями разрастается,
Пятьдесят зеленых кос
По плечам березы растекаются.

Припев
Если сорок у нее ветвей –
Начинают песню парни.
Если пятьдесят зеленых кос –
Начинают песню девы.

Царская береза издали
В лучах солнца собой светится,
Из года в год ее листвой
Мое сердечко сладко тешится

Припев

К ней когда я ни приду,
Меня она волнует нежной песнею,
Хрустальный звон ее листвы
Влечет великой тайною небесной

Припев

Учитель В праздник Чыл пазы на березу повязывали многоцветные лоскутные ленточки – чалама. Чалама должны быть белого, голубого,красного и зеленого цвета. Не допускались черные чалама. Как вы думаете почему?. Потому что черный цвет олицетворял болезнь, горе, печаль. Черные чалама считались вместителем сути злых духов. Человек завязывал 3 узелка (прошлые, настоящие и будущие несчастья, болезни, обиды, всякого рода неприятности на черной ленте) освобождая себя от них, возвращая их Эрлик Хану – богу тьмы и горя, очищая себя от скверных злых Духов. Черные чалама сжигались в Огне, тем самым совершался ритуал уничтожения зла в Огне. [6]

Скажите какого цвета чалама у меня в руках?

Эта цветовая гамма полностью отождествлена с добрыми силами. Вот чалама белого цвета. Белый цвет символизирует чистоту, истину, является символом верности и преданности. Чалама голубого цвета обозначает благополучие мирного неба, гармонию и согласие, равновесие энергии Космоса и Природы на земле. Посмотрите вот эти ленточки красного цвета. А знаете ли вы, что обозначает красный цвет? Конечно это образ Солнца, которое дарит людям тепло и спокойствие. Образ Солнца соотносится с образам От Ине (Богини Огня) - самым святым и почитаемым. Началом новой семьи и центром жилища является очаг, а От Ине почиталась за хозяйку очага. Красные чалама можно сравнить с высокими языками огня в очаге. Наверное, вы сами уже догадались, что символизируют чалама зеленого цвета? Конечно это цвет трав, листьев, любой растительности на земле – символ вечности, живой Природы, начале всех начал на земле.

Давайте все вместе выйдем на улицу и повяжем эти ленточки на березу. (выход на улицу)

Учитель Привязывая чалама к дереву человек вкладывал в каждый из них реальное пожелание самому себе, своей семье, своему народу – здоровья, благополучия, рождения детей, урожая и т.д. Чалама на дереве надо навешивать так, чтобы они были доступны глазу добрых божеств, поэтому их старались делать яркими, длинными, заметными издали. С момента привязания чалама были неприкосновенны, если кто-то их срывал, его ждала кара Духов этой земли за святотатство.

По хакасскому обычаю под звуки колокольчиков давайте сосредоточим мысли на самых заветных мечтах и лучших пожеланиях и попросим их воплотиться.

Давайте привяжем чалама на березу. Привязывание чалама будем сопровождать такими словами, повторяйте их за мной. [6]

На белую грудь твою
Белые чалама!
Всемогущему Небу
Синие чалама!
Пламенеющему Солнцу
Красные чалама!...

Выходят девочка и мальчик в национальной одежде.

Девочка

Ради жизни, чтоб не прекращалась
Жилища ради, чтоб не разрушалось
Головы склоняя, совершаем поклоненье
Обычай, начатый в древности,
Да достигнет до великих творцов!
Обычай начатый предками,
Да достигнет до белых чаянов!

Мальчик

Пусть ваши ноги будут крепкими!
Пусть ваши руки будут сильными!
Пусть ваши мысли будут чистыми!
Пусть дорога впереди будет открытой!
А дорога позади,будет закрытой!
Алас!

В конце занятия предлагаю исполнить песню на стихи музыку П.М. Боргоякова

«Чарых куннiг хакасиям»
Сотворенная наша земля
В путь по Солнцу плывет и движется
Небом данное имя хакас 2 раза
В ожерелье бессмертия нижется

В стремнинах бурля, река Абакан
Веной жизни пусть будет вечною
Свои воды неся в голубой океан, 2 раза
Силою дружбы наполнит верною

В бессмертном горении звезды ночи-
Да пусть сверкают вовеки в небе.
О мать Хакасия, светом любви 2 раза
Всегда светила в пути ты мне бы

Перечень использованной литературы: 

  1. П.М. Боргояков Пай Хазын Священная береза. / Абакан, 2002.
  2. Л.Р.Кызласов Древнейшая Хакасия. / Издательство Московского Университета, 1986.
  3. В.Я. Бутанаев, А.Л.Верник Народные праздники Хакасии. / Абакан, 1999.
  4. Г.Г. Котожеков Культура народов Саяно – Алтайского нагорья. / Абакан, 2002.
  5. А.С. Тутатчиков Родовые праздники весеннего цикла. / Хакасское книжное издательство, Абакан, 2004.
  6. И.С. Чертыкова Чыл пазы – Новый год в современной культуре хакасского народа (материалы Республиканской научно-практической конференции 20-21 марта 2004 г.) / Хакасское книжное издательство, Абакан, 2005.