Урок биологии в 7-м классе на тему "Класс Двудольные. Семейство Розоцветные"

Разделы: Биология


Цели:

  1. Рассмотреть растения семейства Розоцветные;
  2. Выделить отличительные признаки семейства;
  3. Познакомить с культурными и лекарственными растениями этого семейства;
  4. Научить давать морфолого – биологическую характеристику растениям семейства Розоцветные.

Оборудование: таблицы «Семейство Розоцветные», гербарии растений из различных семейств класса двудольные.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление изученного материала.
  5. Домашнее задание, выставление отметок.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы с Вами продолжим знакомство с растениями класса двудольных. Рассмотрим строение и признаки семейства Розоцветные.

2. Проверка домашнего задания – тест по теме «Семейство Сложноцветные».

3. Изучение нового материала.

Учитель: На прошлых уроках мы с вами приступили к изучению семейств растений класса двудольных. Изучение семейств мы начали с изучения растений семейства крестоцветные. Сегодня мы приступаем к изучению нового семейства. Семейства розоцветные.

Исходя из названия, подумайте, какие растения относятся к этому семейству?

Учащиеся: Роза, шиповник.

Учитель: Это семейство также называют семейством розановых или розовых. К этому семейству относится около 3000 видов 120 родов. Розоцветные распространены преимущественно в странах северного полушария с субтропическим и умеренным климатом, но некоторые виду произрастают и в странах южного полушарий. Среди растений этого семейства встречаются как древесные и кустарниковые, так и травянистые формы растительности (преимущественно многолетние травы). Среди растений семейства встречаются даже вечнозеленые виды (например, дриада точечная, лавровишня лекарственная). Цветки растений семейства розоцветные правильные, обычно обоеполые (цветы морошки разнополые, растение двудомное ). Они имеют двойной околоцветник, состоящий из 5 чашелистиков и 5 (в редких случаях 4-6 ) лепестков. Тычинок в цветке множество, а пестиков может быть множество (как у малины, ежевики, клубники, шиповника ) или один ( как у вишни, сливы ). Если тычинок в цветке много, то они как правило, расположены в несколько кругов и различаются по длине тычиночных нитей. Попробуй написать формулу цветка растений этого семейства.

(К доске выходят 2 ученика, каждый из них пишет вариант формулы растений семейства розоцветные. Класс проверяет и исправляет возможные ошибки).

Учитель: Формула цветка растений семейства розоцветные может выглядеть так:

* Ч5 Л5 Т- П1 или так : * Ч5Л5Т –П-.

Но посмотрите на строение цветка розы ( учитель демонстрирует засушенный или живой цветок розы). Разве у него пять лепестков?

Учащиеся: У этого цветка множество лепестков.

Учитель: Но почему же мы не написали и такую формулу цветка?

(Дети делают свои предположения, учитель исправляет ошибки и дополняет сказанное).

Учитель: Дело в том, что у розы махровые цветки образуются благодаря видоизменению тычинок в лепестки венчика. Настоящих лепестков у нее только пять, а все остальные – видоизмененные тычинки. Такие махровые цветки появились в результате действий селекционеров. У такого растения, как лапчатка прямостоячая или калган, наблюдается обратное явление. У цветков этого растения на 5 лепестков и чашелистиков, а 4. Почему же оно относится к этому семейству?

(Дети делают свои предположения).

Учитель: Дело в том, что лишь на территории России обитает более 100 видов этого рода, и лишь у некоторых из них околоцветник состоит не из 5, а из 4 частей.

Цветки розоцветных обычно крупные, яркие. Благодаря этому их часто используют в декоративных целях. Цветоложе может быть различной формы, чаще всего оно нектароносное. Но у растений данного семейства встречаются и мелкие или не очень крупные цветки. В этом случае цветки собраны в соцветия. Вспомните, что такое соцветие?

Учащиеся: Соцветие – это группа цветов, расположенных близко друг к другу в определенном порядке.

Учитель: Для растений семейства розоцветные характерны такие соцветия как кисть, щиток и простой зонтик, но встречаются и другие типы соцветий. Как вы думаете, какой способ опыления характерен для цветков этого семейства?

Учащиеся: Чаще всего цветки розоцветных опыляются насекомыми.

Учитель: Какие признаки насекомоопыляемых растений вы выявили?

Учащиеся: Для насекомоопыляемых растений характерно наличие крупных ярких цветков с нектаром и приятным запахом. Кроме того, большое количество тычинок в цветке розоцветных, их круговое расположение вокруг пестика и неодинаковая высота являются дополнительным средством, повышающим вероятность разного размера, которые не могут миновать контакта с тычинками на пути к пестику за нектаром.

Учитель: У растений семейства разноцветных наблюдается, наверное, самое большое разнообразие плодов среди всех семейств. У растений этого семейства могут быть простые и сложные плоды, сухие или сочные, односемянные и многосемянные, цельные и распадающиеся. Чаще всего это многогнездные коробочки, орешки, многоорешки или костянки. У многих растений семейства встречается плод яблоко.

Вспомните строение плодов. Как выглядит плод, образованный из цветка с несколькими пестиками? Учащиеся: Из цветков с несколькими пестиками образуются сборные плоды, состоящие как бы из отдельных плодиков.

Учитель: Для каких растений семейства разноцветных характерен подобный плод?

Учащиеся: Для малины, ежевики.

Учитель: Земляника и клубника имеют особый плод, который образован не стенками завязи, а разросшимся мясистым сочным цветоложем. Вспомните, как называется подобный плод? Такой плод называют земляничной, или фрагой. Название этого плода произошло то латинского родового названия земляники и клубники- Fragaria. Способы распространения семян растений розоцветных также крайне разнообразны. Некоторые семена, как например, семена гравилата, имеют специальные выросты в идее волосков или крючочков, с помощью которых они прикрепляются к шерсти животных или одежде людей и переносятся на новое место. Семена некоторых лапчаток, например, лапчатки гусиной, прилипают к лапкам животных вместе с частичками размокшей от дождя земли и тоже переносятся на большие расстояния. Плоды рябины, черемухи, боярышника поедаются птицами и, пройдя через пищеварительный тракт, вместе с пометом выбрасываются на большом расстоянии от материнского организма. Листовые пластинки у растений семейства розоцветных могут быть как простыми (яблоня, груша), так и сложными, в разной степени рассеченными: перистыми (шиповник, лапчатка гусиная), тройчатыми (земляника, клубника). В целом сложные листовые пластинки в рамках данного семейства встречаются чаще, чем простые. Листорасположение обычно очередное, реже супротивное. Несмотря на подобное разнообразие в строении плодов, соцветий и многообразии жизненных форм, однотипность строения цветка очевидна. Именно по сходности строения цветков все многообразие растений и было объединено в общее семейство.

Более подробно хотелось бы поговорить о лекарственных растениях данного семейства и направлениях их применения в медицине. Сушеные плоды малины используются как потогенное средство при простудных заболеваниях. Из свежих плодов варят сироп, часто входящий в состав многих микстур для улучшения их вкуса. Плоды малины содержат эфирные масла, яблочную и лимонную кислоту, витамин С. Плоды и листья земляники так же используют в медицине при подагре, почечных камнях. Некоторые виды шиповника используются в медицине как противоцинговое средство. Многие виды этого растения содержат большое количество витамина С, а так же провитамин А (каротин).

Водные и спиртовые настои, а так же жидкие экстракты плодов боярышника применяют при нервных заболеваниях. Сердечно – сосудистых заболеваниях и при гипертонии. Плоды черемухи употребляют как вяжущее средство, а так же применяют вытяжку из цветков черемухи в качестве глазной примочки.

4. Закрепление изученного материала.

Учитель: А сейчас вы дадите морфолого – биологическую характеристику растениям, лежащими на ваших столах. План характеристики написан на доске.

План характеристики:

  1. Рассмотреть побег с листьями, выяснить форму листьев, расположение их на стебле, особенность строения стебля.
  2. Изучить форму и строение цветка, сравнить с рисунком в учебнике.
  3. Рассмотреть плод. Определить, к какому типу он относится. Определить формулу цветка.
  4. Домашнее задание, выставление отметок.

Учитель: Ребята сегодня вы все молодцы, хорошо поработали. Отметки получили ……

Домашнее задание – параграф 48.