А что подразумевается под словом «нравственность»?
По определению из словаря Ожегова С.И.: «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».
Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает»
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи.
В настоящее время потеряны нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.
Интересные результаты были получены при ответе педагогов нашей школы на вопрос «Что, на Ваш взгляд, изменилось в поведении школьников за последние годы – 3-5 лет?». Педагоги называли те или иные изменения в поведении школьников, исходя из своего собственного педагогического и жизненного опыта. Лидером среди положительных изменений является то, что дети стали «более свободны, самостоятельны, уверенны в себе, активны, прагматичны».
Педагоги отметили и отрицательные изменения в поведении современных школьников. Здесь лидерами являются «равнодушие к окружающему миру, людям» (17%), «дети стали более агрессивны, циничны, эгоистичны» (15%), «обесценилось нравственное поведение, низкий уровень воспитанности» (11%).
Почему так происходит?
Кто же оказывает наибольшее влияние на духовно – нравственное воспитание школьников?
С этим вопросом мы обратились к педагогам нашей школы и родителям учащихся.
И получили следующие результаты.
Из которых мы видим, что воспитание есть процесс социальный. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но, прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.
Поэтому целью нашего образовательно-воспитательного процесса стало: формирование и становление интеллектуальной и духовно – нравственной личности.
Для достижения поставленной цели мы определили следующие задачи:
- Объединение процесса воспитания в школе и семье.
- Формирование ценностных ориентаций личности младшего школьника.
- Развитие творческих способностей.
Ожидаемый конечный результат:
- Формирование навыков и привычек нравственного поведения.
- Обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных чувств.
Для осуществления целенаправленного воздействия на формирование интеллектуально-нравственной личности мы используем следующий вариант системы.
Данная система включает в себя 4 компонента:
- Целевой, который направлен на осознание детьми общечеловеческих ориентиров и социального поведения в соответствии с ними.
- Содержательный, который раскрывается через овладение «азбукой нравственности» и воспитание школьников в традициях отечественной культуры.
- Деятельностный. В него входят три понятия:
- активная творческая деятельность,
- приобщение к ценностям родного края,
- формирование патриотических чувств.
- Оценочно-результативный, при помощи которого осуществляется диагностика и самодиагностика, анализ психолого-педагогической поддержки, а также коррекция.
Работая по данной системе, мы определили следующие направления своей педагогической деятельности:
- Формирование потребности в здоровом образе жизни;
- Патриотическое воспитание.
- Формирование духовности.
- Эстетическое развитие.
- Развитие детского общественного движения.
- Совместная работа школы и семьи.
А также выделили наиболее эффективные методы словесно - эмоционального воздействия:
- Рассказ. Он помогает учащимся понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения.
- Разъяснение. Применяется, чтобы сформировать и закрепить новое моральное качество или форму поведения, а также для выработки правильного отношения ученика к совершённому поступку.
- Внушение. Используется в тех случаях, когда воспитанник должен принять определённые установки и мотивы поведения.
- Этическая беседа. Применяется в обсуждении и анализе поступков и выработке нравственных оценок.
Метод наглядно – практического воздействия – пример. Пример даёт конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения.
Организация воспитательного процесса проявляется в формах и приемах воспитания. В своей воспитательной работе мы используем такие формы, как конкурсы рисунков и поделок, спортивные мероприятия, общешкольные, семейные праздники, трудовые дела, творческие сочинения, сочинения стихов и рассказов о дружбе и помощи, встречи с интересными людьми, экскурсии, патриотические мероприятия, акции милосердия и другие.
Активно ведется у нас совместная работа и с педагогами дополнительного образования. Они очень помогают не только советами по проведению различных праздников, игр, выставок, но и поддерживают наши маленькие “звездочки” – таланты, помогая им полнее развивать творческие и артистические способности.
Измерителями результатов работы по нравственному воспитанию могут быть наблюдения, разбор проблемных вопросов, анализ конфликтных нравственных ситуаций, сочинения, рисунки, поделки детей, а также анкеты и диагностики, которые вы можете увидеть в рабочих материалах семинара и использовать в своей работе.
Проблему нравственного воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги – ученые. И сейчас она актуальна. На основе результатов педагогической деятельности в этом направлении мы можем сделать следующий вывод.
Эффективность нравственного воспитания школьников возможна при создании педагогических условий: мотивационной, содержательной и деятельностной. Использование разных методов и приёмов, а также проведенные нами мероприятия дали динамику развития нравственных качеств школьников в сторону увеличения. И всё же теоретические знания преобладают над практическими умениями, поэтому работу по формированию нравственности мы будем продолжать, чтобы теоретические знания вошли в зону «актуального развития» (по теории развития Выготского). Своей работой мы подтверждаем «закономерность нравственного воспитания, которую сформулировал В.А. Сухомлинский: «Если человека учат добру - …в результате будет добро»