Цели урока:
- Образовательные:
- отрабатывать примеры сложения вида +2, 3, 4, 5 с переходом через десяток;
- закреплять примеры сложения и вычитания, основанные на нумерации чисел в пределах 20;
- работать над логическим развитием при решении задач;
- повторить знания геометрического материала;
- продолжить работу по формированию вычислительных навыков.
- Развивающие:
- развивать логическое мышление, умение анализировать предложенные задачи и выделять главное;
- развивать самостоятельность, умение преодолевать трудности, навык общения.
- Воспитательные:
- продолжить работу по воспитанию взаимопомощи, культуры общения, способствующей созданию благоприятного климата;
- воспитывать внимание, самоконтроль аккуратность, интерес к предмету.
Оборудование:
- Книга: «Муха-Цокотуха» с портретом К.И. Чуковского;
- русский алфавит над доской;
- наглядные пособия для доски (насекомые, самовар, бочки с медом, два кренделька, две чашки);
- наборное полотно с тараканами, (рисунки);
- таблица с примерами;
- учебник математики М. Моро и др. «Математика» 1 кл.
Ход урока
1. Организационный момент.
У. – Встаньте ровненько, настройтесь на работу, садитесь. Откройте тетради, запишите число и цифру 16. Хорошо!
2. Объявление темы и целей урока.
У. – Ребята тема нашего урока «нумерация чисел в пределах 20. Сложение вида +5». Так же мы будем с вами решать примеры, задачи разных типов, также поработаем с геометрическим материалом.
У. – Урок у нас необычный – Математика в сказке. К нам в гости пришел замечательный детский поэт и писатель К.И. Чуковский (показать портрет) Он принес с собой сказку. А вот какую вы попробуете отгадать.
3. Устный счет.
У. – Название этой сказки зашифровано в примерах, которые записаны на доске. Вы должны прочитать эти выражения математическим языком и сказать ответы:
На доске:
15-1=
20-1=
20+3=
10-9=
У. – Ребята, каждый ответ – это порядковый номер буквы в русском алфавите. И назвав букву соответствию нашим числам мы узнаем, как называется сказка.
(дети используя алфавит составляем слово это слово «Муха»)
У. – Как же называется сказка? («Муха-Цокотуха»)
– Итак, ребята, сказка начинается…
Муха, муха-Цокотуха
Позолоченное брюхо
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
У. – А какую денежку она нашла, вы узнаете, когда посчитаете цепочку примеров. Ответ покажите на карточке, которые лежат у вас на партах:
У. – Молодцы! Она нашла 10 рублей.
Пошла Муха на базар
И купила самовар (показать самовар)
У. – Ребята, конечно же, по настоящему на 10 рублей самовар не купишь, ну а в сказочном мире насекомых я думаю это большие деньги.
«Приходите тараканы,
Я вас чаем угощу».
У. – Смотрите, отовсюду поползли тараканы (показать таракана)
– Посчитайте, сколько приползло тараканов (9). Работа по натуральному ряду чисел.
Задания:
- Назовите число, которое стоит перед числом 9.
- за числом 9
- назовите число, которое на 2 >, чем 9.
- Число, которое на 1<9.
- назовите число, которое стоит между числами 12 и 14, 5 и 7, 16 и и18.
- число, которое на ед. < чем 20.
- число, которое стоит слева от числа 10. Молодцы!
У. – Итак, ребята к Мухе пришли 9 тараканов. А сколько бы их приползло, если бы их было на 2 больше? (11).
На 3 больше?(12).
На 5 больше?(14)
Молодцы!
А если бы было на 4 таракана меньше? (5)
Тараканы прибегали
Все стаканы выпивали.
У. – А сколько бы их было, если на 2 меньше?(7)
А букашки по три чашки
С молоком и крендельком.
4. Физминутка.
Нынче муха-Цокотуха именинница!
У. – Букашками будете вы. Две букашки идут «есть» крендельки к доске, а а остальные будут «пить чай» из этих двух чашек. Надо написать через клеточку предыдущее и последующие числа, для тех которые записаны рядом с чашками. Приятного аппетита (На доске картинки)
(Два ученика работают у доски. Остальные в тетрадях).
Проверка, взаимопроверка.
У. – Хорошо! Молодцы!
Приходили к Мухе блошки
Приносили ей сапожки
А сапожки не простые
В них застежки золотые.
У. – Вот какие красивые сапожки. Ребята на сапожках очень много красивых застежек. У блохи первой на сапогах 19 застежек. Сколько застежек на сапогах у второй блохи, если их столько же, сколько и у первой? (19) Почему?
Приходила к Мухе
Бабушка-Пчела
Мухе-Цокотухе меду принесла…
(показ. Бочонки с медом)
У. – В одном бочонке 10 грамм меда в другом бочонке 8 граммов меда. Сколько граммов меда бабушка – пчела принесла всего? (18) Почему? Давайте запишем решение этой задачи в тетрадь.
«Бабочка красавица
Кушайте варенье, или вам не нравиться
Наше угощенье!
У. – Ребята, варенье у Мухи было с ягодками. Количество ягод вам надо записать цифрой. В этом числе 1 десяток 5 единиц (15).
Поднимите руку у кого получилось такое же число. Проверка.
У. – На варенье у Мухи было также с ягодами без косточек. Вам нужно записать, сколько было ягод без косточек. В этом числе 1 дес. 7 ед. (17). Поднимите руку у кого также. Что вы можете сказать о ягодах с косточками и без косточек.
У. – А еще послушайте: Когда жук съел 10 конфет, то кузнечику осталось всего лишь 3 конфеты. На сколько больше съел жук, чем кузнечик? (На 7). А сколько конфет они съели вместе? (13)
У вас получился в тетрадях ряд чисел: 15, 17, 7, 13.
– Назовите самое маленькое число, самое большое число? Какое здесь число лишнее? Почему?
У. – Молодцы, ребята.
Вы узнали, что муха умеет готовить варенье как с косточками, так и без них. И что жук может быстро съесть почти все конфеты. И оставить, очень мало другим гостям. А скажите, пожалуйста, как за столом должны вести себя воспитанные гости? (ответы детей) Молодцы!
5. Физминутка.
6. 3-е пр-го. Работа в тетрадях, по учебнику.
У.
Вдруг какой-то старичок-паучок,
нашу муху в уголок поволок.
Хочет бедную убить
Цокотуху погубить.
Дорогие гости помогите
паука злодея зарубите!
И кормила я вас, и поила я вас.
Не покиньте меня в мой последий час!
Но жуки-червяки испугалися
По углам, по щелям разбежалися
Тараканы: под диваны, а козявочки: под лавочки
А букашки под кровать не желают воевать
И никто даже с места не сдвинется,
Погибай, пропадай именинница! (показ. паутину)
У. – Вот так ребята!.. Никто не мог помочь мухе в беде. Стыдно за таких гостей. Неприятно.
– А как бы вы поступили в такой ситуации. Я уверена вы бы не бросили именинницу в беде.
У. – Ребята, давайте мы покажем пауку, что не боимся его и выполним задание. Решим примеры с комментированием с места
7+4=
8+5=
9+3=
9+5=
Молодцы!
– А злодей то не шутит.
Руки-ноги он Мухе веревками крутит.
У.- – Ребята давайте такие веревки начертим в тетрадях, только в виде 3 отрезков. Первая веревка длиной 10 см. Начертите такой отрезок. Вторая веревка на 2 см. короче первой. Начертите отрезок. Третья веревка на 1 см длиннее второй. Начертите отрезок. Как узнали длину 2 веревки. Что вы можете сказать о 1 и 2 веревках, 0 2 и 3 веревках. Хорошо!
– Зубы острые в самое сердце вонзает.
И кровь у нее выпивает.
Муха криком кричит, надрывается.
А злодей молчит, ухмыляется.
Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик, и в руке его горит
Маленький фонарик.
У. – Ребята, давайте рассмотрим фонарик комара в увеличенном виде.
У. – Что вы видите, из чего состоит фонарик.
Покажите фигуры, которые вы увидели. Сколько …?
Закрепление знаний по нумерации.
Где убийца? Где злодей?
Не боюсь его когтей!
У. – Кто будет комариком? Спасти Муху можно, если верно назвать числа на паутине в порядке возрастания (увеличения) начиная с самого малого. Если будет ошибка, Паук «выпьет кровь» у Комарика. Тогда Муху будет спасать другой Комарик. (Дети выполняют задание)
– Что вы заметили? Еще одно задание, которое надо нам выполнить это решить задачу №3 с.62.
У. – Откройте учебники.
– Прочитайте задачу про себя. (затем один ученик читает вслух).
Разбор задачи:
- О ком говорится в задаче? Кто родился у девочки? (котята)
- Какие и сколько родились? (3 и 2)
- Что еще известно в задаче? (1 подарила)
- Что нужно узнать в задаче. (сколько Котят осталось)
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос? (нет).
- Что для этого нужно знать? (сколько всего котят родились). Сколько родилось белых? Пестрых?
- Как узнать, сколько всего родилось (нужно сложить 3+2)
- Как потом узнать, сколько котят осталось? (5-1)
- Верно. Итак, сколько действий будет в задаче? (2)
- Какое первое действие? (к 3+2)
- Что мы будем делать во втором действии? (5-1)
- Что мы узнаем, выполнив это действие? (сколько осталось).
– Давайте запишем решение этой задачи с пояснением.
- 3+2=5 (к) – всего у девочки.
- 5-1=4 (к) – осталось.
Ответ: 4 котенка. Молодцы!
7. Физминутка.
Самостоятельная работа учащихся.
Подлетает к пауку.
Саблю вынимает
и ему на всем скаку.
Голову срубает!
Муху за руку берет
и к окошечку ведет.
Я злодея зарубил,
я тебя освободил
и теперь, душа-девица.
На тебе хочу жениться!
– Вот видите, ребята мы тоже участвовали в освобождении Мухи. И последнее задание, которое нам нужно выполнить, чтобы начался пир у Мухи-Цокотухи. Это задание в рабочей тетради. №2 с. 23.
– А сейчас проведем взаимопроверку. Поменяйтесь тетрадями и поставьте друг другу оценку.
Молодцы!
Закройте тетради. Сядьте правильно.
Тут букашки и козявки
Выползают из-под лавки.
Слава, слава Комару-победителю.
Эй, сороконожки бегите по дорожке.
Зовите музыкантов.
Будем танцевать
Сапоги скрипят
Каблуки стучат.
Будет, будет мошкара.
Веселиться до утра.
Нынче Муха-Цокотуха именинница .
Вот и начался праздник у наших насекомых. Они очень рады, что вы помогли освободить Муху. Молодцы.
8. Подведение итогов.
–Что интересного вам было на уроке?
– Что больше всего понравилось?
Урок окончен!