Урок математики по теме "Нумерация чисел в пределах 20. Сложение вида …+5"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Образовательные:
    • отрабатывать примеры сложения вида +2, 3, 4, 5 с переходом через десяток;
    • закреплять примеры сложения и вычитания, основанные на нумерации чисел в пределах 20;
    • работать над логическим развитием при решении задач;
    • повторить знания геометрического материала;
    • продолжить работу по формированию вычислительных навыков.
  2. Развивающие:
    • развивать логическое мышление, умение анализировать предложенные задачи и выделять главное;
    • развивать самостоятельность, умение преодолевать трудности, навык общения.
  3. Воспитательные:
    • продолжить работу по воспитанию взаимопомощи, культуры общения, способствующей созданию благоприятного климата;
    • воспитывать внимание, самоконтроль аккуратность, интерес к предмету.

Оборудование: 

  • Книга: «Муха-Цокотуха» с портретом К.И. Чуковского;
  • русский алфавит над доской;
  • наглядные пособия для доски (насекомые, самовар, бочки с медом, два кренделька, две чашки);
  • наборное полотно с тараканами, (рисунки);
  • таблица с примерами;
  • учебник математики М. Моро и др. «Математика» 1 кл.

Ход урока

1. Организационный момент.

У. – Встаньте ровненько, настройтесь на работу, садитесь. Откройте тетради, запишите число и цифру 16. Хорошо!

2. Объявление темы и целей урока.

У. – Ребята тема нашего урока «нумерация чисел в пределах 20. Сложение вида +5». Так же мы будем с вами решать примеры, задачи разных типов, также поработаем с геометрическим материалом.

У. – Урок у нас необычный – Математика в сказке. К нам в гости пришел замечательный детский поэт и писатель К.И. Чуковский (показать портрет) Он принес с собой сказку. А вот какую вы попробуете отгадать.

3. Устный счет.

У. – Название этой сказки зашифровано в примерах, которые записаны на доске. Вы должны прочитать эти выражения математическим языком и сказать ответы:

На доске:

15-1=
20-1=
20+3=
10-9=

У. – Ребята, каждый ответ – это порядковый номер буквы в русском алфавите. И назвав букву соответствию нашим числам мы узнаем, как называется сказка.

(дети используя алфавит составляем слово это слово «Муха»)

У. – Как же называется сказка? («Муха-Цокотуха»)

– Итак, ребята, сказка начинается…

Муха, муха-Цокотуха
Позолоченное брюхо
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.

У. – А какую денежку она нашла, вы узнаете, когда посчитаете цепочку примеров. Ответ покажите на карточке, которые лежат у вас на партах:

У. – Молодцы! Она нашла 10 рублей.

Пошла Муха на базар
И купила самовар (показать самовар)

У. – Ребята, конечно же, по настоящему на 10 рублей самовар не купишь, ну а в сказочном мире насекомых я думаю это большие деньги.

«Приходите тараканы,
Я вас чаем угощу».

У. – Смотрите, отовсюду поползли тараканы (показать таракана)

– Посчитайте, сколько приползло тараканов (9). Работа по натуральному ряду чисел.

Задания:

  1. Назовите число, которое стоит перед числом 9.
  2. за числом 9
  3. назовите число, которое на 2 >, чем 9.
  4. Число, которое на 1<9.
  5. назовите число, которое стоит между числами 12 и 14, 5 и 7, 16 и и18.
  6. число, которое на ед. < чем 20.
  7. число, которое стоит слева от числа 10. Молодцы!

У. – Итак, ребята к Мухе пришли 9 тараканов. А сколько бы их приползло, если бы их было на 2 больше? (11).

На 3 больше?(12).
На 5 больше?(14)

Молодцы!

А если бы было на 4 таракана меньше? (5)

Тараканы прибегали
Все стаканы выпивали.

У. – А сколько бы их было, если на 2 меньше?(7)

А букашки по три чашки
С молоком и крендельком.

4. Физминутка.

Нынче муха-Цокотуха именинница!

У. – Букашками будете вы. Две букашки идут «есть» крендельки к доске, а а остальные будут «пить чай» из этих двух чашек. Надо написать через клеточку предыдущее и последующие числа, для тех которые записаны рядом с чашками. Приятного аппетита (На доске картинки)

(Два ученика работают у доски. Остальные в тетрадях).

Проверка, взаимопроверка.

У. – Хорошо! Молодцы!

Приходили к Мухе блошки
Приносили ей сапожки
А сапожки не простые
В них застежки золотые.

У. – Вот какие красивые сапожки. Ребята на сапожках очень много красивых застежек. У блохи первой на сапогах 19 застежек. Сколько застежек на сапогах у второй блохи, если их столько же, сколько и у первой? (19) Почему?

Приходила к Мухе
Бабушка-Пчела
Мухе-Цокотухе меду принесла…

(показ. Бочонки с медом)

У. – В одном бочонке 10 грамм меда в другом бочонке 8 граммов меда. Сколько граммов меда бабушка – пчела принесла всего? (18) Почему? Давайте запишем решение этой задачи в тетрадь.

«Бабочка красавица
Кушайте варенье, или вам не нравиться
Наше угощенье!

У. – Ребята, варенье у Мухи было с ягодками. Количество ягод вам надо записать цифрой. В этом числе 1 десяток 5 единиц (15).

Поднимите руку у кого получилось такое же число. Проверка.

У. – На варенье у Мухи было также с ягодами без косточек. Вам нужно записать, сколько было ягод без косточек. В этом числе 1 дес. 7 ед. (17). Поднимите руку у кого также. Что вы можете сказать о ягодах с косточками и без косточек.

У. – А еще послушайте: Когда жук съел 10 конфет, то кузнечику осталось всего лишь 3 конфеты. На сколько больше съел жук, чем кузнечик? (На 7). А сколько конфет они съели вместе? (13)

У вас получился в тетрадях ряд чисел: 15, 17, 7, 13.

– Назовите самое маленькое число, самое большое число? Какое здесь число лишнее? Почему?

У. – Молодцы, ребята.

Вы узнали, что муха умеет готовить варенье как с косточками, так и без них. И что жук может быстро съесть почти все конфеты. И оставить, очень мало другим гостям. А скажите, пожалуйста, как за столом должны вести себя воспитанные гости? (ответы детей) Молодцы!

5. Физминутка.

6. 3-е пр-го. Работа в тетрадях, по учебнику.

У.

Вдруг какой-то старичок-паучок,
нашу муху в уголок поволок.
Хочет бедную убить
Цокотуху погубить.
Дорогие гости помогите
паука злодея зарубите!
И кормила я вас, и поила я вас.
Не покиньте меня в мой последий час!
Но жуки-червяки испугалися
По углам, по щелям разбежалися
Тараканы: под диваны, а козявочки: под лавочки
А букашки под кровать не желают воевать
И никто даже с места не сдвинется,
Погибай, пропадай именинница! (показ. паутину)

У. – Вот так ребята!.. Никто не мог помочь мухе в беде. Стыдно за таких гостей. Неприятно.

– А как бы вы поступили в такой ситуации. Я уверена вы бы не бросили именинницу в беде.

У. – Ребята, давайте мы покажем пауку, что не боимся его и выполним задание. Решим примеры с комментированием с места

7+4=
8+5=
9+3=
9+5=

Молодцы!

– А злодей то не шутит.
Руки-ноги он Мухе веревками крутит.

У.- – Ребята давайте такие веревки начертим в тетрадях, только в виде 3 отрезков. Первая веревка длиной 10 см. Начертите такой отрезок. Вторая веревка на 2 см. короче первой. Начертите отрезок. Третья веревка на 1 см длиннее второй. Начертите отрезок. Как узнали длину 2 веревки. Что вы можете сказать о 1 и 2 веревках, 0 2 и 3 веревках. Хорошо!

– Зубы острые в самое сердце вонзает.
И кровь у нее выпивает.
Муха криком кричит, надрывается.
А злодей молчит, ухмыляется.
Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик, и в руке его горит
Маленький фонарик.

У. – Ребята, давайте рассмотрим фонарик комара в увеличенном виде.

У. – Что вы видите, из чего состоит фонарик.

Покажите фигуры, которые вы увидели. Сколько …?

Закрепление знаний по нумерации.

Где убийца? Где злодей?
Не боюсь его когтей!

У. – Кто будет комариком? Спасти Муху можно, если верно назвать числа на паутине в порядке возрастания (увеличения) начиная с самого малого. Если будет ошибка, Паук «выпьет кровь» у Комарика. Тогда Муху будет спасать другой Комарик. (Дети выполняют задание)

– Что вы заметили? Еще одно задание, которое надо нам выполнить это решить задачу №3 с.62.

У. – Откройте учебники. – Прочитайте задачу про себя. (затем один ученик читает вслух).

Разбор задачи:

  • О ком говорится в задаче? Кто родился у девочки? (котята)
  • Какие и сколько родились? (3 и 2)
  • Что еще известно в задаче? (1 подарила)
  • Что нужно узнать в задаче. (сколько Котят осталось)
  • Можем ли мы сразу ответить на вопрос? (нет).
  • Что для этого нужно знать? (сколько всего котят родились). Сколько родилось белых? Пестрых?
  • Как узнать, сколько всего родилось (нужно сложить 3+2)
  • Как потом узнать, сколько котят осталось? (5-1)
  • Верно. Итак, сколько действий будет в задаче? (2)
  • Какое первое действие? (к 3+2)
  • Что мы будем делать во втором действии? (5-1)
  • Что мы узнаем, выполнив это действие? (сколько осталось).

– Давайте запишем решение этой задачи с пояснением.

  1. 3+2=5 (к) – всего у девочки.
  2. 5-1=4 (к) – осталось.

Ответ: 4 котенка. Молодцы!

7. Физминутка.

Самостоятельная работа учащихся.

Подлетает к пауку.
Саблю вынимает
и ему на всем скаку.
Голову срубает!
Муху за руку берет
и к окошечку ведет.
Я злодея зарубил,
я тебя освободил
и теперь, душа-девица.
На тебе хочу жениться!

– Вот видите, ребята мы тоже участвовали в освобождении Мухи. И последнее задание, которое нам нужно выполнить, чтобы начался пир у Мухи-Цокотухи. Это задание в рабочей тетради. №2 с. 23.

– А сейчас проведем взаимопроверку. Поменяйтесь тетрадями и поставьте друг другу оценку.

Молодцы!

Закройте тетради. Сядьте правильно.

Тут букашки и козявки
Выползают из-под лавки.
Слава, слава Комару-победителю.
Эй, сороконожки бегите по дорожке.
Зовите музыкантов.
Будем танцевать
Сапоги скрипят
Каблуки стучат.
Будет, будет мошкара.
Веселиться до утра.
Нынче Муха-Цокотуха именинница .

Вот и начался праздник у наших насекомых. Они очень рады, что вы помогли освободить Муху. Молодцы.

8. Подведение итогов.

–Что интересного вам было на уроке?

– Что больше всего понравилось?

Урок окончен!