Программа элективного курса "Алгебраические приемы и методы решения уравнений"

Разделы: Математика


Пояснительная записка.

Курс «Алгебраические приемы и методы решения уравнений» создан в поддержку предмета «математика», а также для подготовки к ЕГЭ, предназначен учащимся 11 непрофильных классов.

Особенностью данной программы является её ориентированность на решение заданий, которые входят в КИМы по математике, а в школьной программе рассмотрены не достаточно системно, т. к. требуют применения не только стандартных, но и искусственных приёмов.

Задания такого вида предполагают не только развитие конкретных математических знаний и умений, но и вырабатывают определённый математический стиль мышления, способствует воспитанию активности в поиске способа решения уравнения, понимания красоты и изящества математических рассуждений.

Устранить недостаточную информированность учащихся в данном вопросе и призвана данная программа.

Цель программы. Создать целостную картину различных видов уравнений, и в зависимости от этого, способов их решения.

Задачи.

  • Выработать умение при решении уравнений, наряду со стандартными способами, применять и искусственные приёмы, а также решать уравнения двумя и более способами, отбирать рациональные.
  • Расширить спектр заданий, посильных для учащихся, по каждому виду уравнений школьного курса.
  • Создать благоприятные условия для стремления учащихся к самостоятельной творческой деятельности.

Программа реализуется в форме комбинированных занятий и практикумов по решению задач. Комбинированные занятия строятся по принципу сочетания элементов

  • лекции-диалога,
  • беседы-обсуждения,
  • семинара,
  • практического решения разнообразного задачного материала , в том числе, подобранного самими учащимися.

Текущий контроль предусмотрен в форме

  • наблюдения за деятельностью учащихся,
  • индивидуального собеседования с учащимися.

После завершения каждого раздела программы учащиеся в результате самостоятельной работы с различными задачниками представляют выполненную ими подборку уравнений и их решений, иллюстрирующих материал изученных тем. Итоговый контроль по каждому разделу осуществляется в форме «зачет/незачет».

На изучение курса отводится 34 часа.

Методическое обеспечение

  1. Математика. Подготовка к ЕГЭ-2009. Вступительные испытания. Под редакцией Ф.Ф.Лысенко. – Ростов-на-Дону: Легион, 2008.
  2. Математика. Подготовка к ЕГЭ-2010. Вступительные испытания. Под редакцией Ф.Ф.Лысенко. – Ростов-на-Дону: Легион, 2009.
  3. Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения. 10 – 11 классы: Учебно - метод. пособие / С.Н.Олехник, М.К.Потапов, П.И.Пасиченко. – М.: Дрофа, 2001.
  4. П.В.Семенов. Уравнения и неравенства. М.: МЦНМО, 2008.

Основное содержание курса.

1. Тригонометрические уравнения (9 ч)

Простейшие тригонометрические уравнения. Частные случаи. Уравнения, сводимые к алгебраическим. Метод разложения на множители. Понижение порядка тригонометрических уравнений. Однородные уравнения. Применение преобразования суммы в произведение, произведения в сумму. Метод введения вспомогательного угла. Метод оценки. Отбор общих корней уравнения в нескольких сериях решений тригонометрических уравнений.

2. Иррациональные уравнения(8 ч)

Метод возведения обеих частей уравнений в одну и ту же степень. Решение уравнений с использованием замены переменной. Метод разложения на множители выражений, входящих в уравнение. Метод выделения полных квадратов при решении иррациональных уравнений. Метод оценки. Применение монотонности функций. Умножение обеих частей на сопряженное выражение.

3. Показательные и логарифмические уравнения (7 ч)

Простейшие показательные уравнения. Использование свойств степеней и логарифмов.

Применение замен. Логарифмирование, потенцирование. Метод оценки левой и правой частей уравнения. Применение монотонности функций.

4. Уравнения, содержащие знак модуля (5 ч)

Основные методы решения уравнений с модулем. Метод замены переменных при решении уравнений, содержащих абсолютные величины. Метод интервалов при решении уравнений, содержащих абсолютные величины. Способ последовательного раскрытия модуля при решении уравнений, содержащих «модуль в модуле» Графическое решение уравнений, содержащих абсолютные величины.

5. Уравнения, содержащие параметр (5 ч)

Линейные уравнения с параметром. Уравнения, сводящиеся к линейным. Уравнения второй степени с параметром. Уравнения, сводящиеся к квадратным.

Требования к подготовке учащихся.

Учащиеся должны знать:

  • Основные понятия, относящиеся к уравнениям.
  • Алгоритмы решения элементарных уравнений школьной программы, нахождение области определения данных уравнений.
  • Формулы, применяемые при решении уравнений.

Учащиеся должны уметь:

  • Решать уравнения несколькими способами
  • Применять искусственные приёмы при решении более сложных уравнений.
  • Грамотно записывать ответ при решении уравнений с параметрами.
  • Укладываться в отведённое время.