Цели урока:
- Познакомить учащихся с новой буквой. Формирование умения использовать мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова. Закреплять умения проводить звуко-буквенный анализ слова. Расширить представление учащихся об окружающем мире, обогатить словарный запас детей.
- Развивать речь, мышление, внимание, память, мелкую моторику.
- Воспитывать прилежание, самостоятельность, усидчивость, последовательность в действиях, учить планировать и оценивать свою работу.
Оборудование урока: компьютер, мультимедиа проектор, экран, учебник, прописи учащихся, карточки.
Форма использования: проецирование на экран при фронтальной работе с классом.
Программное обеспечение: «Microsoft Office PowerPoint».
Программа: УМК «Школа 2100».
Ход урока
1. Орг.момент.
- У нас сегодня необычный урок обучения грамоте. На уроке у нас гости- давайте поздороваемся с ними. Повернитесь, ребята к нашим гостям, поприветствуйте их, развернитесь и тихонько садитесь.
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
2. Сообщение темы, цели урока.
- Мы продолжаем наше путешествие по стране волшебных букв. Живёт в Букваре известный фокусник.
Как его зовут? Догадайтесь.
Доскажите словечки и узнаете тему нашего урока:
Мягкий голос,
Мягкий шаг,
Это буква… (мягкий знак)
Приложение 1,слайд 1
- Правильно, тема нашего урока «Буква ь (мягкий знак) - показатель мягкости согласных звуков».
- Учитывая тему нашего урока, поставим перед собой цели нашей работы:
- познакомиться с новой буквой;
- учиться читать буквосочетания, слова с новой буквой;
- учиться писать буквосочетания, слова с новой буквой.
3. Изучение нового материала.
Различение звуков. Игра «Твёрдый-мягкий».
- Давайте потренируемся в различении звуков, поиграем в игру «Твёрдый-мягкий». На столах у вас карточки с синим кружком и зелёным кружком. Напомните, пожалуйста, что они обозначают. (Синий цвет - твёрдый звук, зелёный цвет - мягкий звук). Итак, внимание, я называю звуки, а вы показываете его обозначение.
[м] - [м,]
[п,] - [п]
[з] - [з,]
[т] - [т,]
- Молодцы. А какую букву надо поставить на письме, чтобы согласные звуки произносились мягко? (Мягкий знак)
Знакомство с новой буквой.
- Вот она буква ь (мягкий знак) На доску вывешивается буква ь.
- Вот для этого и служит буква ь, которая сама разговаривать не умеет, не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко.
- На что похожа буква мягкий знак? (Предположения детей.)
Буква Р перевернулась –
Мягким знаком обернулась.
Чтение с доски.
- Сейчас мы будем учиться читать буквосочетания с новой буквой по заданиям.
На доске буквосочетания.
Задание 1: прочитать буквосочетания тихо.
Задание 2: прочитать буквосочетания громко.
- Да, мягкий знак – настоящий фокусник. В чём же заключался его фокус? Как произносили буквосочетания? (Мягко)
Вывод: Мягкий знак обозначает мягкость согласных звуков на письме.
Слого- звуковой анализ слов «мел» - «мель».
- Но это ещё не все фокусы мягкого знака. Внимание на доску.
- На доске схемы двух слов.
- Чем отличаются эти схемы? (Последними звуками: один твёрдый, другой мягкий).
- Послушайте загадку и догадайтесь, какое слово спряталось в первой схеме.
Белый камешек растаял
На доске следы оставил. (мел)
(На доске над схемой учитель выставляет буквы.)
- Какую букву надо поставить во втором слове, чтобы последний звук произносился мягко?
(Поставить букву мягкий знак).
- Какие фокусы и превращения вы заметили?
(Заменили твёрдый на мягкий изменилось звучание слова и смысл).
- Что обозначает слово «мел»?
Мел - мягкий белый известняк (осадочная горная порода), употребляется в промышленности, для окраски, писания.
Придумайте предложение. Я пишу мелом на доске.
Что обозначает слово «мель»?
Мель – мелководное место в реке, водоёме.
Придумайте предложение. Мы плыли по реке на лодке и попали на мель.
- Что ещё заметили? Обратите внимание на количество букв и звуков в слове «мель». (Мягкий знак не обозначает звука).
Работа по учебнику
- В нашем Букваре тоже есть слова, с которыми поработал наш фокусник мягкий знак.
- Откройте учебник на стр. 154.
- Сейчас мы будем учиться читать слова 1 столбика с новой буквой – ь.
Найдите его в учебники. Приготовьте карандаши.
Чтение вполголоса.
- Учимся читать, слушая свой голос.
- По ходу чтения карандашом отметьте непонятные слова для вас.
Словарная работа.
- Какие слова непонятны?
- Ну, что же обратимся за помощью к нашему фокуснику мягкому знаку. Внимание на экран.
Приложение 1, слайды 2-6
(Объяснение значений слов.)
МОЛ – примыкающее одним концом к берегу оградительное сооружение для защиты порта от морских волн.
МОЛЬ – маленькая бабочка, гусеницы, которая является вредителем меха, шерсти, хлебных зёрен, растений.
УГОЛ – в геометрии плоская фигура, образованная лучами, исходящими из одной точки. Угол комнаты.
УГОЛЬ – ископаемое твёрдое, горючее вещество растительного происхождения. Каменный уголь.
БЫЛ – слово в русском языке, употребляется для обозначения действия в прошедшем времени.
БЫЛЬ – то, что было в действительности, действительное происшествие.
ПЫЛ – сильный жар от огня. Пирожки с пылу, с жару.
ПЫЛЬ – мельчайшие сухие частицы, носящиеся в воздухе или скапливающиеся на поверхности чего-нибудь.
КОН – место, куда в игре надо попасть при броске.
КОНЬ – непарнокопытное животное семейства лошадиных.
ФИЗМИНУТКА.
- А теперь давайте отдохнём. Встали все.
- Я называю слова. Если в слове есть ь (мягкий знак), то вы приседаете, если его нет, то поднимаете руки вверх и делаете хлопок.
Ел, ель, брать, брат, мель, мел, роль, хор.
Если нравится тебе, то делай так…
(Два щелчка пальцами над головой.)
Если нравится тебе, то делай так…
(Два хлопка в ладоши.)
Если нравится тебе, то делай так…
(Два хлопка над головой.)
Если нравится тебе, то делай так…
(Два притопа ногами).
Пальчиковая гимнастика.
Мы ладони сложим вместе,
Словно их сцепили тестом.
Начинаем опускать, только, чур, не разжимать.
(Дети складывают ладони вместе, пальцы смотрят вверх, локти в разные стороны. Затем, не разжимая ладони и не опуская локти, опускают кисти рук вниз, прогибая запястья).
Письмо в прописях.
- Вернёмся к поставленной цели урока. Что мы уже сделали?
- А что предстоит ещё сделать?
- Давайте научимся писать нашего фокусника в прописи. Откройте прописи на странице 35. Проговорим стихотворение.
Я тетрадь свою открою,
И наклонно положу,
Я друзья скрывать не стану,
Ручку я вот так держу.
Сяду ровно, не согнусь,
За работу я возьмусь.
а) Сравнение написания буквы ь с буквой ы: общие элементы, разные.
б) Учитель показывает на доске, дети в воздухе прописывают:
Я рисую мягкий знак нежной капелькой вот так…
- Начинаем на верхней линейке рабочей строки. Вниз опускаем наклонную прямую, не доходя до нижней линии, делаем закругление вправо, касаемся нижней линии, ведём полуовальную линию вверх, закругляем влево до середины строки и закрываем овал прямой.
в) Задание:
- обвести ь в прописи 1 строка;
- обвести буквы ы, ь и написать соблюдая наклон ь 5 раз.
- Теперь подчеркните у себя три самые лучшие буквы.
г) Работа над соединениями.
- Посмотрите на 3 строку и скажите как соединяется ь с буквами?
(Нижним соединением или петлёй – поворотом в середине буквы.)
Учитель показывает одно соединение, дети пишут в воздухе ь с нижним соединением, а затем в прописи.
Учитель показывает одно соединение с петлёй, дети прописывают в воздухе, а потом в прописи все остальные.
Обозначение мягкости согласных звуков гласными.
- Расхвастался мягкий знак, что он самый волшебный и красивый у детей в прописях. Кто же поставит хвастунишку фокусника на место?
(Предположения детей.)
- Некоторые жители нашего Букваря стали смеяться: «Мы и без тебя умеем показывать фокусы. Смотри: был ЛУК, стал ЛЮК, был МАЛ, стал МЯЛ».
Так гласные поставили хвастунишку на место.
- Кто поставил хвастунишку на место?
(Гласные, которые обозначают мягкость согласных на письме).
- Назовите их, (Е,Ё,И,Ю,Я)
Письмо слов с печатного образца по заданию.
- Сейчас мы будем учиться писать слова с мягким знаком, но по заданию.
- Прочитайте слова в прописях вполголоса.
- Найдите слово, которое обозначает крупную дикую или домашнюю водоплавающую птицу с длинной шеей. (Гусь.) Запишите. Проверьте на экране.
Приложение 1,слайд 7
- Найдите слово и запишите, которое обозначает крупное парнокопытное животное с ветвистыми рогами. (Олень). Проверьте на экране.
- Крупное парнокопытное животное с широкими уплощёнными рогами. (Лось). Проверьте на экране.
Приложение 1,слайд 8.
- Найдите слово и запишите, обозначающее мельчайшие сухие частицы, носящиеся в воздухе или скапливающиеся на поверхности чего-нибудь. (Пыль).
Приложение 1,слайд 9.
- Дикое или домашнее непарнокопытное животное. (Конь). Проверьте на экране.
Приложение 1,слайд 10.
- Ископаемое твёрдое, горючее вещество растительного происхождения. (Уголь). Проверьте на экране.
Приложение 1,слайд 11.
- ТО, что было в действительности, действительное происшествие. (Быль).
Проверьте на экране.
Приложение 1,слайд 12.
- Слово, обозначающее отсутствие желание трудиться, склонность к безделью. (Лень). Проверьте на экране.
Приложение 1,слайд 13.
- Подчеркните во всех словах, которые вы написали мягкий знак.
- Где находится он? (В конце слова).
Игра «Спрячь ь в середину».
- Давайте сыграем с вами в игру и попробуем наш мягкий знак спрятать в середину, Что получиться из этого?
- Прочитайте слова, записанные в прописи. Что заметили? (Слово с мягким знаком на конце обозначает один предмет, а в середине спрятался - обозначает много предметов).
Вывод: мягкий знак может стоять в середине и в конце слова.
- А в начале слова? (Нет, так как не имеет заглавной буквы).
- Запишите слова, подчеркните мягкий знак в середине слова.
Работа с предложением.
- А сейчас мы проверим, как вы научились писать слова с мягким знаком в середине и на конце слова. (звук читается мягко)
(На доске.)
Игор_ поймал на реч_ке пят_ окун_ков.
Вставить, пропущенный мягкий знак. Объяснить.
- Скажите, где вы напишите мягкий знак? Почему?
- А в каком слове вы мягкий знак писать не будете? Почему? (речке).
Учителем организуется проверка, на экране появляется предложение и ученики проверяют.
Приложение 1, слайд 14.
Записать в прописи, проговаривая шёпотом каждое слово предложения.
Итог урока.
Поднимите руку, кому понравилось знакомство с известным фокусником, который живёт в стране волшебных букв. Что понравилось?
Что нового узнали на уроке?
Чему учились?
Оценка урока.
Как мы работали?
Приложение 1,слайд 15.
- Посмотрите на Пушистиков. У них разное настроение. Выберите себе Пушистика, у которого такое же настроение как у каждого из Вас.
Учитель показывает на экране Пушистика, а дети поднимают руку, если его выбрали.
Рефлексия.
- Кто хочет объяснить, почему выбрал того или другого Пушистика.
- С чем связано такое ваше настроение на уроке?
- Молодцы, ребята, вы очень хорошо поработали. Порадовали меня, гостей, и на родительском собрании я вас всех похвалю, за то, что вы так хорошо работали. Мамам и папам будет очень приятно. Спасибо всем.Урок закончен.
Список литературы.
- Волина В.В. Занимательное азбуковедение.-М.:Просвещение, 1994.
- Шибаев А.Язык родной, дружи со мной.-Л.,1981.