Пояснительная записка
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования личности творческой, обладающей высокой культурой, с широкими и глубокими познаниями, имеющей чувство патриотизма. Как построить воспитательный процесс, чтобы учащиеся были социально востребованными?
Программа “Мир, в котором Я живу” предназначена для воспитательной работы в 1-4 классах. Программа поможет классным руководителям профессионально и грамотно организовать внеклассную работу с детьми на протяжении четырех лет.
Занятия, разработанные в соответствии с данной программой, предполагают привлечение родителей, работников учреждении культуры, допобразования и др. Программа помогает ученику адаптироваться в новом школьном мире, проявить свою индивидуальность, сформировать новое отношение к себе, своему характеру, способностям.
В программе намеренно не занесены сроки проведения мероприятий. Каждый классный руководитель самостоятельно выбирает время их проведения либо по мере необходимости, либо в связи с календарными датами.
Программа “Мир, в котором Я живу” разработана в соответствии с Конституцией РФ, Конвенцией ООН о правах ребёнка, Уставом школы.
Данная программа апробирована в течение четырех лет (2003 -2007годы). Наблюдения, отзывы детей, учителей, родителей, свидетельствуют о ее эффективности. Дети быстро адаптируются к школьной жизни, у них формируются коммуникативные навыки, прививаются нормы поведения в общественных местах, расширяется кругозор, в том числе в области здорового образа жизни. К концу 4 класса дети отличаются самостоятельностью и активной гражданской позицией.
Цель программы:
- формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения;
- развитие любознательности, познавательных интересов, творческих способностей;
- помощь детям в адекватном выражении своего “Я”
- воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России”.
Задачи программы:
- формировать нравственную культуру учащихся;
- способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семье;
- создавать условия для сохранения и укрепления здоровья детей; вести пропаганду здорового образа жизни
- воспитывать гармоничную, всесторонне развитую личность;
- развивать у детей интерес к совместному время провождению, самоуважение и взаимоуважение.
Основные направления работы:
- “Я, моя семья, мои друзья”;
- “Я и мой край родной”;
- “Я и мой интеллект”;
- “Я и мое здоровье”.
Направление “Я, моя семья, мои друзья”
Цель деятельности классного руководителя:
- Воспитывать у детей ценить своих родных и близких, дорожить дружбой.
- Организация и совместное проведение досуга детей.
- Создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе “ учитель-ученик-родитель”.
1 класс |
2класс |
3класс |
4класс |
Беседы |
|||
“Моя любимая мамочка”; “Мамины руки не знают скуки”; “Почему меня так назвали”; “Мои бабушка и дедушка”; |
“Как образовалась моя семья”; “Как росли мои бабушка и дедушка”; “Как растили мои бабушки дедушки моих родителей”; “Что означает моя фамилия”; “Воспетое народом материнство”; Ролевая игра “Ежели вы вежливы”; “Почему я непослушен” |
“Что умеют бабушкины руки”; “Старость – это всегда слабость”; “У кого будет мое отчество” |
“Что такое честь фамилии”; “Я –будущая надежда семьи”; “Семейное древо”; “Кто были мои предки” |
Конкурсы |
|||
“Данила-мастер” (работа с природным материалом) Конкурс рисунков “Моя семья” |
“Маленькая хозяюшка”; “Рыцарский турнир”; Конкурс рисунков и творческих работ “Семья и школа” |
Конкурс рисунков и творческих работ “Профессии наших родителей”; Конкурс чтецов на заданную тему |
Конкурс красоты и очарования; “А и сильные и могучие богатыри на славной Руси”; Инсценирование народных сказок |
Праздники |
|||
“Давайте познакомимся”; Праздник мам; Праздник ко Дню защитника Отечества |
“Род, родные, Родина”; “При солнышке тепло, при матери добро”; Семейный праздник “Веселые старты” |
“Мама, папа и я – спортивная семья”; “Масленица”; “Что за день 8 Марта!” |
“И вот он дом, в котором мы живем”; “Фабрика звезд” (Выпускной) |
Направление “Я и мой край родной”
Цель деятельности классного руководителя:
- Научить детей интересоваться историей своего края, места, где они живут приобщаться к духовным и национальным традициям.
- Воспитание личности с богатым духовным, социально-нравственным потенциалом.
- Воспитание достойного гражданина своей страны
1 класс |
2класс |
3класс |
4класс |
|
Беседы |
||||
“Не ломайте веточку”; “Осенний лист – краса природы”; Классный час “Синичкин день”; “Красота природы моей местности”; “Чем славится мой поселок” |
“Растения – составная часть природного окружения человека”; “Не нарушайте тишину”; “Красная книга Кубани”; “Именем Екатерины нареченный” |
“В лесу родилась елочка”; “Земля – наш общий дом”; “Кубань – здравница России”; “Мое место в природе”; |
“Красная книга”; “Этот удивительный мир животных”; “Как прекрасен этот мир, посмотри!” |
|
Конкурсы |
||||
Конкурс загадок “Алфавит”; Конкурс рисунков о природе Конкурс поделок из природного материала |
Конкурс загадок “Вопросы Деда Всеведа”; Конкурс рисунков и творческих работ “Природа глазами детей”; |
Конкурс тематических листовок и плакатов “Охрана растений и животных”; “Вода –эликсир жизни” (викторина); “Веселая рыбалка” ( конкурс загадок на экологическую тему) |
Конкурс
сочинений на экологическую тему;
Олимпиада “Земля – наш общий дом”; Конкурс чтецов “Ты Кубань – ты наша Родина”; |
|
Праздники |
||||
Утренник “Осенний листопад” |
Праздник урожая |
Праздник цветов |
Литературно –музыкальный праздник “Родина любимая моя”; Праздник “Золотая осень” |
Направление “Я и мой интеллект”
Цель деятельности классного руководителя:
- Выявление и развитие индивидуальных творческих задатков и способностей детей;
- Учить детей эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.
- Выработка жизненных ценностей, понимания добра и зла, смысла жизни.
1 класс |
2 класс |
3класс |
4класс |
Беседы |
|||
Урок гражданственности “Я – гражданин России”; “Москва – столица нашей Родины”; “Почему учатся в школе?”; “Книги –наши друзья”; |
“Дорогая моя столица…” “Флаги России”; “Пионеры герои”; “Правила дорожные знать каждому положено”; “Покорение луны и Марса” Что празднуют 1Мая. |
“Откуда есть пошла земля русская”; “Герои России”; Экскурсия в краеведческий музей г. Темрюка и музей казачества в ст. Старотитаровскую; “5 минут у карты”; |
Встреча с детьми войны; Что такое “патриотизм”?; “Знаем ли мы себя?”; Экскурсия в город-герой Новороссийск |
Конкурсы |
|||
Конкурс рисунков на военную тематику; Конкурс строя и песни посвященный Дню Победы; Конкурс загадок различной направленности; |
Конкурс рисунков “Святые заступники Руси”; Викторина “Крестики-нолики”; Конкурс загадок на заданную тематику; |
Конкурс рисунков на военную тематику; Викторина “Екатеринодар –Краснодар - Транзит”; Игра –аукцион “История гимна, герба и флага России”; Конкурс строя и песни посвященный Дню Победы; Конкурс рисунков и сочинений “Святые заступники Руси”; |
Конкурс плакатов “Я против войны; Изготовление макета на военную тему”; Конкурс чтецов “Широка страна моя родная”; Конкурс строя и песни посвященный Дню Победы; Викторина “Екатеринодар –Краснодар - Транзит”; Конкурс рисунков и сочинений “Святые заступники Руси” |
Праздники |
|||
“Учебный день, которого нет в расписании” Праздник чая; Праздник Азбуки |
“По страницам любимых сказок” |
“Как мне милы родные звуки” (музыкальная гостиная) |
Вечер памяти, посвященный Дню Победы; Выставка “Быт наших предков” |
Направление “Я и мое здоровье”
Цель деятельности классного руководителя:
- Развитие духовных и физических возможностей личности
- Формирование прочных основ нравственного и здорового образа жизни.
1 класс |
2класс |
3класс |
4класс |
Беседы |
|||
“Телевизор в жизни ребенка”; “О необходимости соблюдения гигиены”; “Как правильно одеваться, чтобы не заболеть” |
“Дружи с водой; “О здоровом сне”; “Спорт –это залог здоровья”; Беседа школьной медсестры “Как быть здоровым”; “Вредные привычки”; “Курить или жить” |
“О медицинских профессиях”; “О вредных привычках”; “Как уберечься от насилия”; Беседа школьной медсестры “Уроки Мойдодыра” |
“Режим дня в жизни школьника”; Встреча с врачом педиатром “О вредных привычках”; “Если хочешь быть здоров -закаляйся”; “Анри Дюнан –основатель Красного Креста” |
Конкурсы |
|||
“Загадки от доктора Пилюлькина”; Конкурс рисунков на тему “Мое здоровье” |
Конкурс рисунков на тему “Мое здоровье” |
“Какие лекарственные растения ты знаешь”; Конкурс рисунков, листовок на тему “Мое здоровье” |
Конкурс рисунков, листовок и плакатов на тему “Мое здоровье”; Конкурс плакатов “Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца” |
Праздники |
|||
“Как настроение?” |
“Я здоровье берегу, сам себе я помогу” |
Веселый урок о здоровье (предметно –тематический праздник) |
Предметно –тематический праздник “Отчего мы иногда болеем” |
Схема взаимодействия школы с субъектами воспитания по реализации Программы “Мир, в котором Я живу”
Список литературы:
- Журнал “Начальная школа”, №3 1991г. стр.5;
- Журнал “Начальная школа”, №8 1991г. стр.48;
- Л.Н. Яровая, О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина, Л.А. Обухова Внеклассные мероприятия. 2 класс. – М. ; ВАКО, 2004. – 160 с. - (Мозаика детского отдыха).
- Журнал “Начальная школа”, №10 2000г. стр.57;