Цель: Знать, что в авторских пересказах народных сказок сохраняются и действуют законы жанра народной сказки.
Оборудование: учебник “Литературное чтение” В.Ю.Свиридова, Н.А.Чуракова; рисунки к сказкам С.Писахова, портрет С.Писахова, фотогазеты об экскурсиях в музей С.Писахова и деревню Деда Мороза.
Предварительная подготовка к уроку:
- Посещение музея С.Писахова в г.Архангельске.
- Посещение Деревни Деда Мороза ( экспозиция посвящённая северным сказкам).
- Создание презентации “Степан Писахов”.
Ход урока
.1. Актуализация знаний.
-У нас сегодня гость.
“Он великий умелец. Он всё умеет: ловить рыбу, собирать ягоды, охотится, работать на “железке”, править пароходом, торговать на базаре…”
( Ф. Абрамов)
-Он засушивает впрок северное сияние, гуляет по городу с налимом, как с собакой, морозит волков. Я думаю, вы его узнали.
Сеня Малина.
-Где мы с ним познакомились?
Он герой сказок Степана Писахова. Мы слышали о нём в музее Писахова и в Деревне Деда Мороза видели его скульптуру.
- Степан Григорьевич Писахов, замечательный северный сказочник, рассказывает свои сказки от лица Сени Малины- жителя деревни Уйма, что под Архангельском. И сегодня у нас новая история про него. Кстати, у Сени Малины был реальный прототип Семён Михайлович Кривоногов, по прозвищу – Малина.
2. Анализ литературного текста.
а) Чтение текста учителем.
б) Эмоциональная оценка.
-Что вам понравилось?
- Чем эта сказка удивила вас?
в) Постановка цели урока.
-Предлагаю вам исследовать эту сказку.
г) Чтение текста учениками.
- Прочитайте сказку вполголоса.
-Отметьте: что вас заинтересовало в ней.
д) Анализ текста.
- Вспомните: какие бывают сказки?
Авторские и народные. Сказки волшебные, бытовые, о животных.
- К какому виду относится эта сказка?
Авторская , т.к. нам известен автор Степан Писахов. Она не волшебная, т.к. волшебных превращений нет. Сказка бытовая- в ней житейская история.
-Какие сказки вам напомнил этот текст?
Народные сказки.
- Подтвердите свой ответ.
*Старинные слова, необычно звучащие слова.
Словарная работа.
- выгалила - выскочила
- вызнялись – поднялись
- избоченился – изогнулся
- шибко порато –очень сильно
- окачиваться – обливаться
- остатну – остальную
*Напевпость и мелодичность сказки.
*Вымысел. Сказка похожа на небылицы.
- Прочитайте отрывки , где есть вымысел.
- Вспомните: что такое небылицы?
Литературоведческая справка: небылицы как жанр – это вид народной сказки, в которой вымысел доведён до абсурда.
е) Проверка домашнего задания. Выразительное чтение народных небылиц.
- Найдите в тексте сказки признаки народной сказки.
- Магическое число три.
- Три испытания героя ( дорога по досточкам, блоха, туча).
- Выход героя из дома.
- Сюжет похож на народные сюжеты.
3. Вывод по уроку.
-Завершая наш разговор о сказке мы можем сделать вывод: что и в авторских сказках в основе лежат традиции, сюжеты и законы народных сказок.
- Говоря о сказке мы не можем не вспомнить об авторе этого замечательного произведения. -Предлагаю вам вспомнить, что мы знаем о Степане Григорьевиче Писахове.
- Какие места города Архангельска связаны с именем С. Писахова?
- В каком году родился Писахов?
- Где он учился?
- По каким краям путешествовал Степан Григорьевич?
- Чем увлекался Писахов?
- Чем прославился С.Г.Писахов? ( как художник и сказочник)
- Какие сказки Писахова вы знаете?
- Как звали главного героя сказок Степана Писахова?
4. Итог урока .
-Вручение “Малинок-благодарностей” от Сени Малины за участие в выставке рисунков по сказкам С.Писахова.
-Самоанализ своей работы на уроке.
- Что вам понравилось на уроке?
- Что узнали нового и интересного?
Спасибо за урок!