Урок литературного чтения во 2-м классе «С.Писахов "Из-за блохи". Авторская сказка и черты народной в ней»

Разделы: Начальная школа


Цель: Знать, что в авторских пересказах народных сказок сохраняются и действуют законы жанра народной сказки.

Оборудование: учебник “Литературное чтение” В.Ю.Свиридова, Н.А.Чуракова; рисунки к сказкам С.Писахова, портрет С.Писахова, фотогазеты об экскурсиях в музей С.Писахова и деревню Деда Мороза.

Предварительная подготовка к уроку:

  1. Посещение музея С.Писахова в г.Архангельске.
  2. Посещение Деревни Деда Мороза ( экспозиция посвящённая северным сказкам).
  3. Создание презентации “Степан Писахов”.

Ход урока.

1. Актуализация знаний.

-У нас сегодня гость.

“Он великий умелец. Он всё умеет: ловить рыбу, собирать ягоды, охотится, работать на “железке”, править пароходом, торговать на базаре…”

( Ф. Абрамов)

-Он засушивает впрок северное сияние, гуляет по городу с налимом, как с собакой, морозит волков. Я думаю, вы его узнали.

Сеня Малина.

-Где мы с ним познакомились?

Он герой сказок Степана Писахова. Мы слышали о нём в музее Писахова и в Деревне Деда Мороза видели его скульптуру.

- Степан Григорьевич Писахов, замечательный северный сказочник, рассказывает свои сказки от лица Сени Малины- жителя деревни Уйма, что под Архангельском. И сегодня у нас новая история про него. Кстати, у Сени Малины был реальный прототип Семён Михайлович Кривоногов, по прозвищу – Малина.

2. Анализ литературного текста.

а) Чтение текста учителем.

б) Эмоциональная оценка.

-Что вам понравилось?

- Чем эта сказка удивила вас?

в) Постановка цели урока.

-Предлагаю вам исследовать эту сказку.

г) Чтение текста учениками.

- Прочитайте сказку вполголоса.

-Отметьте: что вас заинтересовало в ней.

д) Анализ текста.

- Вспомните: какие бывают сказки?

Авторские и народные. Сказки волшебные, бытовые, о животных.

- К какому виду относится эта сказка?

Авторская , т.к. нам известен автор Степан Писахов. Она не волшебная, т.к. волшебных превращений нет. Сказка бытовая- в ней житейская история.

-Какие сказки вам напомнил этот текст?

Народные сказки.

- Подтвердите свой ответ.

*Старинные слова, необычно звучащие слова.

Словарная работа.

  • выгалила - выскочила
  • вызнялись – поднялись
  • избоченился – изогнулся
  • шибко порато –очень сильно
  • окачиваться – обливаться
  • остатну – остальную

*Напевпость и мелодичность сказки.

*Вымысел. Сказка похожа на небылицы.

- Прочитайте отрывки , где есть вымысел.

- Вспомните: что такое небылицы?

Литературоведческая справка: небылицы как жанр – это вид народной сказки, в которой вымысел доведён до абсурда.

е) Проверка домашнего задания. Выразительное чтение народных небылиц.

- Найдите в тексте сказки признаки народной сказки.

  • Магическое число три.
  • Три испытания героя ( дорога по досточкам, блоха, туча).
  • Выход героя из дома.
  • Сюжет похож на народные сюжеты.

3. Вывод по уроку.

-Завершая наш разговор о сказке мы можем сделать вывод: что и в авторских сказках в основе лежат традиции, сюжеты и законы народных сказок.

- Говоря о сказке мы не можем не вспомнить об авторе этого замечательного произведения. -Предлагаю вам вспомнить, что мы знаем о Степане Григорьевиче Писахове.

  • Какие места города Архангельска связаны с именем С. Писахова?
  • В каком году родился Писахов?
  • Где он учился?
  • По каким краям путешествовал Степан Григорьевич?
  • Чем увлекался Писахов?
  • Чем прославился С.Г.Писахов? ( как художник и сказочник)
  • Какие сказки Писахова вы знаете?
  • Как звали главного героя сказок Степана Писахова?

4. Итог урока .

-Вручение “Малинок-благодарностей” от Сени Малины за участие в выставке рисунков по сказкам С.Писахова.

-Самоанализ своей работы на уроке.

- Что вам понравилось на уроке?

- Что узнали нового и интересного?

Спасибо за урок!

Приложение 1

Приложение 2

Презентация