Заседание литературной гостиной к 104-летию со дня рождения Д.С. Лихачева "Память сердца"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • пробудить у ребят интерес к творчеству великого Учителя-Мудреца,
  • помочь учащимся раскрыть богатство, глубину разностороннего мастерства, историка, литературоведа, рассказать детям о тяжелом, ноинтересном детстве писателя;
  • совершенствовать навыки выразительного чтения
  • воспитать любовь и уважение к своей Родине, родному слову, русской культуре.

Оформление: стенд “Старейшине отечественной культуры Посвя щается”, книжная выставка, презентация. Слайды - 1 , 2

Учитель:

Добрый день, дорогие друзья!

В этом году наша страна отмечает 104-летие со дня рождения великого Учителя и Мудреца Д.С.Лихачева. Лихачев действительный член (академии) Российской Академии наук. Известный ученый, автор трудов, посвященных истории русской литературы и русской культуры.

“Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе”. Д.Лихачев.

Жизнь- это море!
Плыть – желаешь?
Построй- корабль из добрых дел.

Вспоминается встреча с Д.С. Лихачевым в Останкино. Ему был задан вопрос: “В чем вы видите смысл жизни”? Ученый ответил: “Жизнь - это драгоценный дар, он дается не зря: не для мелочей, не для собирания мебели и устройства своей квартиры, не для покупки машин. Он дается для какой-то огромной, великой цели. Вы подумайте, природа создавала человека миллионы лет. И человек обязан отблагодарить природу за это и своей творческой работой продолжить созидательную деятельность. Она может быть продолжена в маленьких областях и больших областях, в очень престижных и в не очень престижных. Но нужно продолжать накапливать все то, что способствует созиданию. И тогда человек будет счастлив, тогда он будет сознавать, что он живет не зря”.

Вся долгая жизнь Д.С. Лихачева явилась подтверждением этих слов. Он умер 30. 09 1999 года, всего лишь около месяца не дожив до девяноста трех лет.Думается, что именно любовь к людям, звучащая в его строках, и ответствен ность за их судьбу определили особое, просветительское служение Д.С. Лихачева в последние годы его жизни, когда он духовно просвещал своих младших современников словом добра и красоты.

“Письма о добром и прекрасном” - наглядное тому свидетельство. Они адресованы прежде всего молодым читателям, кому еще предстоит учиться жизни, идти ее сложными путями. “Я буду счастлив, если читатель, к какому бы возрасту он ни принадлежал, найдет в моих письмах хотя бы часть того, с чем он может согласиться”.

Чтец:

Память – одно из важнейших свойств бытия. Лист бумаги… Сожмите его и расправьте. На нем останутся складки – бумага обладает памятью. Обладают памятью растения, камень, стекло, вода, птицы. А что и говорить о памяти человеческой, заложенной в веках, переходящей от одного поколения к другому! Память - преодоление времени, преодоление смерти!

Чтец:

Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в вещах, которые им принадлежали, значит он не любит старые дома, старые улицы, значит, у него нет любви к своему городу! Если человек равнодушен к памятниками истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране!

Чтец:

Мои первые детские воспоминания наивны и сложены из мелочей и случай ностей. Но разве не из мелочей и случайностей и состоит наша жизнь !? Отец случайно поссорившись с моим дедом , ушел из дома и , вопреки всем , стал инженером . Он был красив , энергичен, одевался щеголем и слыл удивительным танцором! На бале он и познакомился с моей матерью, они даже получили приз за свой танец!

Чтец:

Мать была из купеческой среды, давшей сильнейшие старообрядческие традиции нашей семье, а также любовь к музыке, литературе и хлебосольству!В квартире непременно кто-то гостил! Помню- вечер, мы с няней в детской.

Я с братом смотрю волшебный фонарь! Какие яркие цвета, душа замирает! Аняня шьет генеральскую шинельку моему любимому плюшевому медвежонкупод чтение “Генерала Топтыгина” Некрасова.

Чтец:

Мне два или три года. Я получил в подарок немецкую книжку с очень яркими картинками. На одной из них сад, яблоня с крупными яблоками и ярко-синее небо. Так радостно было смотреть на эту картинку зимой и страстно мечтать о лете! А вот еще! Одно из счастливейших воспоминаний моей жизни… Мама лежит на кушетке, я забираюсь к ней на подушки , мы вместе поем песни: “Дети, в школу собирайтесь, петушок пропел давно”, “Травка зеленеет, солнышко блестит”.

Чудесно!

Чтец: Слайды – 3,4,5

В великолепный Мариинский центр меня начали водить с четырех лет! На первом представлении – в “Щелкунчике” - меня поразил снег, падавший на сцене и сверкающая красавица-елка! Голубой бархат Мариинки в моей памяти неизменно связан с душевным подъемом и радостью!

Чтец:

Раз в год – поездка в Павловск, осенью, “пошуршать листьями”, раз в год – посещение Домика Петра Великого, прогулки на пароходах и поездках с неизменными слоеными пирожками и горячим бульоном в привокзальных буфетах! А по вечерам дома мы играли в лото и шашки, читали на ночь исторические романы…

Чтец:

Петербург – Ленинград – город моего детства, город трагической красоты, единственный в мире! Первые впечатления детства – барки, яхты, шхуны, ялики, баржи на свинцово- серой, величественной Неве… Есть что-то зыбкое в пространстве этого города – призрака! Мостовые были из булыжника, утрамбованного вручную пришлыми крестьянами. Это была работа на совесть! Особенно красивы былибулыжные мостовые из разноцветных гранитных камней после дождя или поливки!

Чтец:

Для чего же привлекательны для детей обычаи, традиции! На вербную неделю в Петербург приезжали финны катать ребятишек в своих крестьянских санках с лентами и бубенцами! А рождественские рынки, яркие, шумные, с хрустом соленых огурчиков , ароматов пирогов и горячего соитня!

Чтец:

Весной мы рано уезжали на дачу в приморскую Куоккалу. Днем, в жару, пляж гудел, как пчелиный улей, роем детских голосов, приглушенных плеском волн. Эта музыка пляжа запомнилась мне на всю жизнь! Поразительно, но здесь был явственно слышен тяжелый звон Исаакиевского собора! Что за чудо веселья,развлечений, озорства, театральных экспромтов, была эта Куоккала! Она была царством детей! В дни рождения украшали сад и пляж китайскими фонариками, жгли фейерверки и костры: интересы детей, их развлечения господствовали, а взрослые с удовольствием принимали участие в детских играх!.

Чтец:

В мае 1914 года мы всей семьей отправились в путешествие по Волге от Рыбинска до Саратова и обратно. В первый же день обедали на палубе на свежем воздухе. До сих пор помню запах только что испеченного хлеба и свежих весенних огурчиков! Много пели. Песни слышались и с берега, и с верхних и нижних палуб. На каждой остановке у пристани собирался маленький базар. Капитан говорил, что и где покупать- ягоды, корзины, рыбу, икру.

Чтец:

В Троицу капитан остановил наш пароход прямо у зеленого луга. На возвышенности стояла деревенская церковь. Внутри она вся была украшена березками, пол усыпан травой и полевыми цветами. А церковное пение было необыкновенным! Все Волга была пронизана пением и чудесными запахами луговых цветов, свежей и ванили! На рынках встречались персы, кавказцы, татары, калмыки, чуваши,мордвины – все одетые по-своему и говорившие на своих языках. В Сарепте и Саратове слышалась немецкая речь. теперь я могу сказать про себя с гордостью: “Я видел Волгу!”.

Чтец:

Осенью 1914 года я поступил в школу –гимназию. Часто старшие школьники накидывались на меня с кулаками, но я всякий раз давал отпор. Несправедливых замечаний в дневнике была масса! А я ведь просто защищал свою честь!!!

Чтец:

Как я не хотел ходить в школу!!! По вечерам, становясь на колени, чтобы повторять вслед за матерью молитву, я еще прибавлял от себя: “Боженька, сделайт ак, чтобы я заболел!” И, правда, я заболевал, у меня поднималась температура!

Родителям пришлось забрать меня из школы и нанять репетитора. Это была школь ница –беженка из Польши. Маленькая, худенькая… Нанималась она заниматься со мной за плату вместе с обедом. И за столом во время обеда она казалась особенно маленькой и жалкой.

От этой польской девочки я получил первый урок национального воспитания. Рассказывая мне русскую историю, она увлеклась и стала говорить про польскую историю, а я взял да и выпалил ей в лицо: “Никакой польской истории нет!”

Учебника истории Польши действительно на русском языке не было. Я спутал ИСТОРИЮ с учебником истории! Польская школьница стала мне возражать и вдруг …заплакала. Этих слез мне и сейчас стыдно.

Чтец:

Удивительно, как быстро проходит время! Стирается многое. Остается главным образом детство. И детство это как воспоминание о каком-то рае! Я помню, что мы с семьей очень любили прогулки. И вот в тех местах, где сейчас лежат мои родители, брат Михаил, где кладбище, там мы собирали чернику! Это было как будто совсем недавно! И какое счастливое это было время.

Чтец:

Сейчас смотришь семейные фотографии- и отец и мать были такие красивые, элегантные и… вместе с тем такие домашние! Для них счастье было- это дом,главным образом ДОМ!!! Отец обожал сам делать мороженое по воскресеньям, а к Пасхе собственноручно запекал окорок!.

Чтец:

А мама готовила пасху из творога и пекла вкуснейший кулич с разноцветными башенками! И вот есть эту корочку от запеченного окорока и эту мамину пасху и кулич – это блаженство было! Лучше ничего не было! Как внимательны должны быть родители к своим детям, потому что все это запоминается на всю жизнь и потом передается уже своим детям!

Чтец:

Навязчиво и естественно входят впечатления прошлого в духовный мир человека и человек с открытой душой входит в прошлое. Он учится уважению к предкам и помнит о том, что нужно будет его потомкам. Забота о прошлом- это забота о будущем.

Чтец:

Любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, свое село, свой город, свою страну, свою культуру и язык, весь земной шар необходимо! Ведь человек – не степное растение перекати-поле, ведь у человека есть РОДИНА, и с нее он сам и начинается!

Слайды - 6-10