Урок окружающего мира по теме "Лесная зона"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • обобщить знания учащихся о растениях и животных леса.
  • развивать внимание, читательский интерес.
  • воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

  • Телевизор и DVD
  • Карта “ Природные зоны”
  • Карточки с названиями групп
  • Плакаты с пословицами
  • Таблицы

Ход урока.

I. Орг момент.

II . Работа над темой урока.

Учитель читает стихотворение.

Лес, как бы кадильным дымом,
Весь пропахнувший смолой,
Дышит гнилью вековою
И весною молодой.
А смолу, как слёзы точит
Сосен старая кора,
Вся в царапинах и ранах.
От ножа и топора.
Смолянистым и целебным
Ароматом этих ран
Я люблю дышать всей грудью
В тёплый утренний туман.

Учитель

-Сегодня мы прослушаем отчёт ребят, побывавших в экспедиции. Они нам расскажут о животном и растительном мире лесной полосы.

В экспедиции принимали участие: зоологи, ботаники, синоптики, экологи.

А кто такие зоологи?

-Зоологи - расскажут о фауне (животном мире) лесной полосы. О некоторых животных.

Рассказы детей о медведе.

-Всего сейчас на земле обитает 8 видов медведей . Они нападают весной и осенью, а летом основная его пища- ягоды, орехи, муравьи и другое. Как известно, бурые медведи проводят зиму в берлогах, устраивая себе мягкую подстилочку из мха. Заботятся они и о санитарном состоянии своего зимнего дома: приносят в берлогу ветви хвойных деревьев, смолистые вещества которых убивают бактерии. Медведей не случайно называют косолапыми: они ходят, опираясь на всю стопу, и ставя ноги немного внутрь “носками”. На пальцах у медведей большие когти, которые прекрасно видны на отпечатке медвежьего следа. Отношение к ним всегда было уважительным. Наши предки называли его дедом, дядюшкой, хозяином, Топтыгиным, сочиняли мифы, сказки, песни.

- Почему медведя называют косолапым?

- Как они заботятся о своём жилище?

О лосе.

- Рога лося похожи на ладонь человека с растопыренными пальцами. Большие заостренные уши. Верхняя губа свисает над нижней. Ею он легко захватывает с деревьев листья и побеги, а также снимает со стволов мхи и лишайники. Врага отгоняют не только рогами , но и ногами. У самки нет рогов. В конце весны у неё рождаются один- два малыша.

- На что похожи рога у лося? (пальцы).

-В чём губа помогают лосю?

-Как отличить самца от самки?

-Отгадайте загадку. О белке.

Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы?

- Вот чудо из чудес: на дереве выросли грибы! Вернее, не сами выросли, а кто – то их “посадил”. Да вон тот рыженький зверёк с пушистым хвостом и длинными кисточками на ушах это белка готовиться к зиме. Белка живёт в дупле , которое ей оставляет дятел. А если не находит, то устраивает шарообразное жилище, называется оно гайно. Сначала сплетает из толстых веток и прутьев основание, затем делает стены, а сверху- крышу. Внутри своё жилище хозяйка выстилает мхом, лишайником, листьями и шерстью. В таком гнезде обычно один или два входа, которые в сильные морозы белки затыкают мягким лишайником.

-Что у белки на ушах?

-Где белка устраивает себе дом?

-Как она его делает?

О дятле.

В лесу под щебет и под свист
Стучит лесной телеграфист:
“ Здорово, дрозд- приятель!”
И ставит подпись: “Дятел”.

- В редком лесу не услышишь стука дятла. И хоть звуки не музыкальные, всякий любящий природу радуется им. Стучит дятел, долбит деревья - значит, вытаскивает из них вредных насекомых . И дерево будет жить . С утра до позднего вечера работает дятел: прочно упёршись в ствол упругим хвостом, зацепившись сильными ногами, он долбит дерево крепким клювом. Потом, запустив в выдолбленное отверстие длинный клейкий, с зазубринами язык, на который налипают и накалываются насекомые. Он отправляет их себе в рот.

О глухаре.

- Глухарь- самая крупная из тетеревиных птиц. Это настоящая лесная птица, предпочитающая хвойные леса. Птицы хорошо приспособлены к условиям снежных зим. Лапы у них оперены до самых пальцев, и они могут ходить по заснеженному насту не проваливаясь. Многие из них ночуют зимой, зарывшись в снег. Во время токового “пения” глухарь теряет слух, за что и получил своё название. Этой особенностью обычно пользуются охотники, так как в другое время к глухарю подобраться сложно, потому что он очень осторожен.

-Куда они прячутся на ночь?

-За что этих птиц прозвали глухарями?

Физкультминутка.

Ботаники приготовили отчёт о флоре (некоторых растениях).

Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей. (берёза)

- Ствол у берёзы даже в сильную жару и солнце почти не нагревается. Удивительно, правда? Впрочем, если вспомнить, что белый цвет отражает солнечные лучи. Весной белят стволы фруктовых деревьев, чтобы уберечь их от солнечных ожогов. Вот и берёзу цвет её коры предохраняет от ожогов: сама-то кора у неё тонкая, не то что у дуба или сосны, которым не страшны горячие солнечные лучи.

О лиственнице.

- Лиственница- доброе дерево, ласковое, она близкая родственница сосны и ели (ведь вместо листьев у неё хвоинки). В отличие от других хвойных деревьев лиственница каждый год меняет свой зелёный наряд- осенью хвоинки у неё опадают, а весной появляются новые, как у лиственных деревьев листья. Её древесина удивительно прочна, не поддаётся гниению даже в воде и очень ценится в строительстве.

-Почему это дерево называется лиственница?

Пословица: Пока лиственница иголки не осыплет, снегу не будет.

Об осине.

- В конце лета и осенью у многих деревьев листья желтеют или краснеют. А вот есть дерево, которое “меняет одежду” по многу раз в день. Стоит подуть ветру, как дерево моментально из зелёного станет зеленовато-серым. Пронесётся ветер -и оно снова в зелёном платье. Что это за дерево? Это осина. Как же она переодевается? Очень просто. Сверху лист осины яркий, зелёный, а снизу – зеленовато- серый. Подул ветер- и лист тотчас же начал дрожать, будто ему холодно и он чего-то боится. Дунет ветер посильнее- и листья все, как по команде, переворачиваются своей светлой стороной кверху. А издали кажется. Будто дерево “переоделось”

-Почему дрожат листья у осины?

О сосне.

- С давних пор люди оценили замечательные свойства сосны. Стойкость. Недаром древние римляне называли её “палас”, что значит – “скала”. Сосне действительно не страшны ни морозы, не ветер, ни жара, ни засуха. Одного лишь боится – темноты. Ей нужно много света и солнца. Ещё одно замечательное свойство сосны – способность очищать воздух от вредных бактерий. Это дерево здоровья. Недаром санатории строят там, где много сосны.

Примета: Хорошие предсказатели погоды - сосновые шишки. В сухую погоду их чешуйки открываются. Если же приближается дождь. Они закрываются.

-Какие еще растения лесной полосы вы знаете?

Просмотр фрагмента о лесной полосе.

Наша страна – лесная держава. Она занимает первое место в мире по площади лесов среди всех других государств. Зона лесов занимает больше половины территории России. Она делится на тайгу, смешанные леса. Разным деревьям требуется разное количество тепла. Лиственный лес – светлый. В ясную погоду в таком лесу много солнца. Хвойные деревья – менее требовательны к теплу. Эти деревья образуют хвойные леса – тайгу. Хвойный лес мрачный, тенистый.

Синоптики приготовили сообщения о пернатых синоптиках.

- Вороны устроили в небе хороводы – к снегопаду.

-Вороны летают и кружатся – к морозу.

-Тетерева сидят на верхушках деревьев – к ясной погоде.

-Будет хорошая погода, если роем летают комары.

- Голуби разворковались - к хорошей погоде.

-Сова кричит – на холод.

- Ласточки летают над самой землёй – к ухудшению погоды.

Экологи расскажут об охране природы. О животных и растениях, занесённых в “Красную книгу”.

Мир растений играет важную роль в изумительной гармонии жизни, что мы, люди, должны относится к “Зелёному другу”, с максимальной бережностью и любовью , на какую способен человек. Красная книга – это сигнал опасности. Она не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учёными о животных и растениях. Помните, беречь надо и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Их жизнь часто зависит от тебя от твоего поведения в природе.

Если б только-только-только,
Если б только на планете,
Если б только все земляне
Всё живое берегли,
То возможно - можно - можно,
То наверно – верно – верно,
Книги красной точно - точно
Никогда б не завели!

III. Итог урока.

- Каких обитателей леса вы запомнили?

-Как надо относиться к природе?

-Каких ещё животных вы знаете?

- Какие растения?

Отгадайте загадки.

В густом лесу под ёлками,
Осыпанный листвой.
Лежит клубок с иголками,
Колючий и живой. (ёж)

Домик без окон, только
Вход есть, да балкон.
В дом забраться не легко,
Он над нами высоко.
Ни ступенек, ни крыльца
Для какого он жильца? (скворец)

Прыг-скок, трусишка!
Хвост- коротышка,
Ушки вдоль спинки,
Глаза с косинкой.
Одежда в два цвета:
На зиму и лето. (заяц)

IV. Домашнее задание.

- Составить правила поведения в природе.