Цель:
- обобщить знания учащихся о растениях и животных леса.
- развивать внимание, читательский интерес.
- воспитывать любовь к природе.
Оборудование:
- Телевизор и DVD
- Карта “ Природные зоны”
- Карточки с названиями групп
- Плакаты с пословицами
- Таблицы
Ход урока.
I. Орг момент.
II . Работа над темой урока.
Учитель читает стихотворение.
Лес, как бы кадильным дымом,
Весь пропахнувший смолой,
Дышит гнилью вековою
И весною молодой.
А смолу, как слёзы точит
Сосен старая кора,
Вся в царапинах и ранах.
От ножа и топора.
Смолянистым и целебным
Ароматом этих ран
Я люблю дышать всей грудью
В тёплый утренний туман.
Учитель
-Сегодня мы прослушаем отчёт ребят, побывавших в экспедиции. Они нам расскажут о животном и растительном мире лесной полосы.
В экспедиции принимали участие: зоологи, ботаники, синоптики, экологи.
А кто такие зоологи?
-Зоологи - расскажут о фауне (животном мире) лесной полосы. О некоторых животных.
Рассказы детей о медведе.
-Всего сейчас на земле обитает 8 видов медведей . Они нападают весной и осенью, а летом основная его пища- ягоды, орехи, муравьи и другое. Как известно, бурые медведи проводят зиму в берлогах, устраивая себе мягкую подстилочку из мха. Заботятся они и о санитарном состоянии своего зимнего дома: приносят в берлогу ветви хвойных деревьев, смолистые вещества которых убивают бактерии. Медведей не случайно называют косолапыми: они ходят, опираясь на всю стопу, и ставя ноги немного внутрь “носками”. На пальцах у медведей большие когти, которые прекрасно видны на отпечатке медвежьего следа. Отношение к ним всегда было уважительным. Наши предки называли его дедом, дядюшкой, хозяином, Топтыгиным, сочиняли мифы, сказки, песни.
- Почему медведя называют косолапым?
- Как они заботятся о своём жилище?
О лосе.
- Рога лося похожи на ладонь человека с растопыренными пальцами. Большие заостренные уши. Верхняя губа свисает над нижней. Ею он легко захватывает с деревьев листья и побеги, а также снимает со стволов мхи и лишайники. Врага отгоняют не только рогами , но и ногами. У самки нет рогов. В конце весны у неё рождаются один- два малыша.
- На что похожи рога у лося? (пальцы).
-В чём губа помогают лосю?
-Как отличить самца от самки?
-Отгадайте загадку. О белке.
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы?
- Вот чудо из чудес: на дереве выросли грибы! Вернее, не сами выросли, а кто – то их “посадил”. Да вон тот рыженький зверёк с пушистым хвостом и длинными кисточками на ушах это белка готовиться к зиме. Белка живёт в дупле , которое ей оставляет дятел. А если не находит, то устраивает шарообразное жилище, называется оно гайно. Сначала сплетает из толстых веток и прутьев основание, затем делает стены, а сверху- крышу. Внутри своё жилище хозяйка выстилает мхом, лишайником, листьями и шерстью. В таком гнезде обычно один или два входа, которые в сильные морозы белки затыкают мягким лишайником.
-Что у белки на ушах?
-Где белка устраивает себе дом?
-Как она его делает?
О дятле.
В лесу под щебет и под свист
Стучит лесной телеграфист:
“ Здорово, дрозд- приятель!”
И ставит подпись: “Дятел”.
- В редком лесу не услышишь стука дятла. И хоть звуки не музыкальные, всякий любящий природу радуется им. Стучит дятел, долбит деревья - значит, вытаскивает из них вредных насекомых . И дерево будет жить . С утра до позднего вечера работает дятел: прочно упёршись в ствол упругим хвостом, зацепившись сильными ногами, он долбит дерево крепким клювом. Потом, запустив в выдолбленное отверстие длинный клейкий, с зазубринами язык, на который налипают и накалываются насекомые. Он отправляет их себе в рот.
О глухаре.
- Глухарь- самая крупная из тетеревиных птиц. Это настоящая лесная птица, предпочитающая хвойные леса. Птицы хорошо приспособлены к условиям снежных зим. Лапы у них оперены до самых пальцев, и они могут ходить по заснеженному насту не проваливаясь. Многие из них ночуют зимой, зарывшись в снег. Во время токового “пения” глухарь теряет слух, за что и получил своё название. Этой особенностью обычно пользуются охотники, так как в другое время к глухарю подобраться сложно, потому что он очень осторожен.
-Куда они прячутся на ночь?
-За что этих птиц прозвали глухарями?
Физкультминутка.
Ботаники приготовили отчёт о флоре (некоторых растениях).
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей. (берёза)
- Ствол у берёзы даже в сильную жару и солнце почти не нагревается. Удивительно, правда? Впрочем, если вспомнить, что белый цвет отражает солнечные лучи. Весной белят стволы фруктовых деревьев, чтобы уберечь их от солнечных ожогов. Вот и берёзу цвет её коры предохраняет от ожогов: сама-то кора у неё тонкая, не то что у дуба или сосны, которым не страшны горячие солнечные лучи.
О лиственнице.
- Лиственница- доброе дерево, ласковое, она близкая родственница сосны и ели (ведь вместо листьев у неё хвоинки). В отличие от других хвойных деревьев лиственница каждый год меняет свой зелёный наряд- осенью хвоинки у неё опадают, а весной появляются новые, как у лиственных деревьев листья. Её древесина удивительно прочна, не поддаётся гниению даже в воде и очень ценится в строительстве.
-Почему это дерево называется лиственница?
Пословица: Пока лиственница иголки не осыплет, снегу не будет.
Об осине.
- В конце лета и осенью у многих деревьев листья желтеют или краснеют. А вот есть дерево, которое “меняет одежду” по многу раз в день. Стоит подуть ветру, как дерево моментально из зелёного станет зеленовато-серым. Пронесётся ветер -и оно снова в зелёном платье. Что это за дерево? Это осина. Как же она переодевается? Очень просто. Сверху лист осины яркий, зелёный, а снизу – зеленовато- серый. Подул ветер- и лист тотчас же начал дрожать, будто ему холодно и он чего-то боится. Дунет ветер посильнее- и листья все, как по команде, переворачиваются своей светлой стороной кверху. А издали кажется. Будто дерево “переоделось”
-Почему дрожат листья у осины?
О сосне.
- С давних пор люди оценили замечательные свойства сосны. Стойкость. Недаром древние римляне называли её “палас”, что значит – “скала”. Сосне действительно не страшны ни морозы, не ветер, ни жара, ни засуха. Одного лишь боится – темноты. Ей нужно много света и солнца. Ещё одно замечательное свойство сосны – способность очищать воздух от вредных бактерий. Это дерево здоровья. Недаром санатории строят там, где много сосны.
Примета: Хорошие предсказатели погоды - сосновые шишки. В сухую погоду их чешуйки открываются. Если же приближается дождь. Они закрываются.
-Какие еще растения лесной полосы вы знаете?
Просмотр фрагмента о лесной полосе.
Наша страна – лесная держава. Она занимает первое место в мире по площади лесов среди всех других государств. Зона лесов занимает больше половины территории России. Она делится на тайгу, смешанные леса. Разным деревьям требуется разное количество тепла. Лиственный лес – светлый. В ясную погоду в таком лесу много солнца. Хвойные деревья – менее требовательны к теплу. Эти деревья образуют хвойные леса – тайгу. Хвойный лес мрачный, тенистый.
Синоптики приготовили сообщения о пернатых синоптиках.
- Вороны устроили в небе хороводы – к снегопаду.
-Вороны летают и кружатся – к морозу.
-Тетерева сидят на верхушках деревьев – к ясной погоде.
-Будет хорошая погода, если роем летают комары.
- Голуби разворковались - к хорошей погоде.
-Сова кричит – на холод.
- Ласточки летают над самой землёй – к ухудшению погоды.
Экологи расскажут об охране природы. О животных и растениях, занесённых в “Красную книгу”.
Мир растений играет важную роль в изумительной гармонии жизни, что мы, люди, должны относится к “Зелёному другу”, с максимальной бережностью и любовью , на какую способен человек. Красная книга – это сигнал опасности. Она не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учёными о животных и растениях. Помните, беречь надо и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Их жизнь часто зависит от тебя от твоего поведения в природе.
Если б только-только-только,
Если б только на планете,
Если б только все земляне
Всё живое берегли,
То возможно - можно - можно,
То наверно – верно – верно,
Книги красной точно - точно
Никогда б не завели!
III. Итог урока.
- Каких обитателей леса вы запомнили?
-Как надо относиться к природе?
-Каких ещё животных вы знаете?
- Какие растения?
Отгадайте загадки.
В густом лесу под ёлками,
Осыпанный листвой.
Лежит клубок с иголками,
Колючий и живой. (ёж)Домик без окон, только
Вход есть, да балкон.
В дом забраться не легко,
Он над нами высоко.
Ни ступенек, ни крыльца
Для какого он жильца? (скворец)Прыг-скок, трусишка!
Хвост- коротышка,
Ушки вдоль спинки,
Глаза с косинкой.
Одежда в два цвета:
На зиму и лето. (заяц)
IV. Домашнее задание.
- Составить правила поведения в природе.