Урок истории по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

Дидактическая: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления.

Образовательная: создать условия для:

  • формирования у учащихся представлений о законах царя Хаммурапи;
  • понимания роли законодательства в государстве

Развивающая:

  • критическое мышление через чтение информационного текста;
  • коммуникативные навыки.

Воспитательная:

  • формировать активную жизненную позицию;
  • поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, коллективная, парная

Оборудование:

  1. Учебник, атлас
  2. Задания для групповой работы (документы и т.д.)
  3. Фото из Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия.
  4. Эпиграф урока: “Закон – паутина: маленькие насекомые погибают в ней, крупные благополучно пробиваются” Анахарсис

Технологическая карта урока:

Тип урока

Работа с информационным текстом

Стадия I. Вызов.

Составление кластера

Стадия II. Осмысление.

Работа с информационным текстом и фиксирование тезисов в рабочих листах

Стадия III. Рефлексия.

Синквейн

ХОД УРОКА.

“Закон – паутина: маленькие насекомые погибают в ней, крупные благополучно пробиваются”.
Анахарсис

(запись на доске)

1 этап – вызов.

Задачи фазы вызова:

  • Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом;
  • Пробудить познавательный интерес к изучаемой теме;
  • Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.

Учитель

В 1901 году французские археологи нашли большой столб из твердого черного камня - базальта. Со всех сторон он был покрыт ровными рядами клинописи. В верхней части камня находилось такое изображение: на троне восседает бог солнца Шамаш, а перед ним в почтительной позе стоит царь Хаммурапи. Бог вручает Хаммурапи жезл – знак власти над людьми. Солнце видит всё, что совершается на небе и на земле. Шамаш небесный судья и владыка, а Хаммурапи – земной судья и владыка. Можно предположить, что подобные стелы были установлены во всех городах Вавилона для общего обозрения.

Вопросы:

Что это были за тексты на базальтовом столбе? (законы)

Для чего выставлены стелы во всех городах Вавилона? (для знания и соблюдения)

Задание классу: составить кластер слова - ЗАКОН

Вопросы:

  • Что такое закон?
  • Для чего необходимы законы?
  • Что можно сказать о царе, изучив законы?
  • Можно ли узнать о жизни людей из законов?

(Ответы фиксируются на доске: Закон - правитель, человек, наследство, власть, управление, государство, признак …)

  • Как вы думаете, существует ли связь между царем и законами?
  • Какого содержания законы выгодны правителю – царю?
  • Может ли содержание законов стать для нас источником информации? Объясните свой ответ.
  • Можно ли утверждать, что в законах нашла отражение жизнь вавилонян?

Ребята высказывают предположения.

(работа организуется сначала индивидуально, затем - в парах., вся информация фиксируется на доске)

Работа с картой (атлас по истории древнего мира – карта Древний Вавилон)

А теперь вернемся на несколько тысячелетий назад.

Города Двуречья долго воевали между собой. Победил в этой войне Вавилон, под властью которого объединилось почти все Двуречье. Располагался Вавилон в очень удобном месте – в самом центре Двуречья, там, где близко сходились Тигр и Евфрат. Самым могущественным и знаменитым царем Вавилонского царства был Хаммурапи. Он правил с 1792 по 1750 год до н.э.

2 этап урока – стадия осмысления

Задачи фазы реализации смысла:

  • Помочь активно воспринимать изучаемый материал;
  • Помочь соотнести старые знания с новыми.

Работа с историческими документами (работа в парах)

Всего 4 текста статей из законов Хаммурапи.

Задание:

Познакомится с текстами законов Хаммурапи и в рабочих листах записать, что они узнали о жизни различных слоёв вавилонского общества.

1 текст - Приведены статьи, из которых можно узнать, какие отрасли хозяйства были развиты в Вавилоне.

2 текст - Приведены статьи, посвященные долговому рабству.

3 текст - Приведены статьи, посвященные рабству.

4 текст - Статьи, в которых особое внимание уделяется воинам.

После заполнения рабочих листов в парах, учитель снова организует работу с кластером в том же порядке: индивидуально – в парах – коллективно.

Дополнение кластера, вернувшись к записи, которая была составлена на этапе вызова.

Получается расширенный кластер, который дополняется рабочими листами, которые составили обучающиеся в парах.

3 этап урока – рефлексия.

Задачи фазы рефлексии:

  • Помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал;
  • Помочь самостоятельно определить направления дальнейшего изучения материала.

На этом этапе учитель использует прием написания синквейна (синквейн – это маленькое стихотворение, состоящее из пяти строк. (Синквейн происходит от французского слова “5”). Написанное в лаконичной форме, оно позволяет описывать суть понятия или явления, а также осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.

Алгоритм составления синквейна:

Первая строка: тема или предмет, выраженные одним словом (сущ.)

Вторая строка: описание темы или предмета (два прилагательных или причастия).

Третья строка: три глагола, характеризующих действия темы/предмета.

Четвертая строка: фраза, выражающая отношение автора к теме/предмету (обычно состоит из четырех значимых слов).

Пятая строка: синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово).

Обучающиеся пишут синквейн индивидуально (некоторые в парах).

Хаммурапи Закон Царь
1 ряд  2 ряд  3 ряд

Учитель:

Как бы вы охарактеризовали Хаммурапи как правителя?

Согласны ли вы с эпиграфом урока.

Домашнее задание:

Учебник.

А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История древнего мира: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений. № 14

Работа с текстом учебника – составление двучастного дневника.

Двучастный дневник (по тексту законов о лекарях, о преступлениях)

Сильное впечатление

Личные ассоциации

/слово, фраза, которые поразили, удивили, вызвали воспоминания, протест, озадачили/

/что заставило записать именно эту цитату?

какие мысли появились?

какие возникли вопросы?/

Литература:

  1. Вигасин А.А.и др. История древнего мира: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С. Свенцицкая. –М.: Просвещение, 2007.
  2. Дэвид Клустер “Что такое критическое мышление?” ИД “Первое сентября”, газета “Русский язык” №29/2002.
  3. С.В.Столбунова “Развитие критического мышления. Апробация технологии” ИД “Первое сентября”, газета “Русский язык” №28/2003.
  4. Е.Е.Вишнякова “Не только о технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо” ИД “Первое сентября”, газета “Русский язык” №15/2004.
  5. Хрестоматия по истории древнего мира: Пособие для учителя /Сост. Ю.С.Крушкол и др.; Под. Ред. Е.А.Черкасовой. – 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Просвещение, 1987.

Приложение.