Цели урока:
Дидактическая: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления.
Образовательная: создать условия для:
- формирования у учащихся представлений о законах царя Хаммурапи;
- понимания роли законодательства в государстве
Развивающая:
- критическое мышление через чтение информационного текста;
- коммуникативные навыки.
Воспитательная:
- формировать активную жизненную позицию;
- поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, коллективная, парная
Оборудование:
- Учебник, атлас
- Задания для групповой работы (документы и т.д.)
- Фото из Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия.
- Эпиграф урока: “Закон – паутина: маленькие насекомые погибают в ней, крупные благополучно пробиваются” Анахарсис
Технологическая карта урока:
Тип урока |
Работа с информационным текстом |
Стадия I. Вызов. |
Составление кластера |
Стадия II. Осмысление. |
Работа с информационным текстом и фиксирование тезисов в рабочих листах |
Стадия III. Рефлексия. |
Синквейн |
ХОД УРОКА.
“Закон – паутина: маленькие
насекомые погибают в ней, крупные
благополучно пробиваются”.
Анахарсис
(запись на доске)
1 этап – вызов.
Задачи фазы вызова:
- Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом;
- Пробудить познавательный интерес к изучаемой теме;
- Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.
Учитель
В 1901 году французские археологи нашли большой столб из твердого черного камня - базальта. Со всех сторон он был покрыт ровными рядами клинописи. В верхней части камня находилось такое изображение: на троне восседает бог солнца Шамаш, а перед ним в почтительной позе стоит царь Хаммурапи. Бог вручает Хаммурапи жезл – знак власти над людьми. Солнце видит всё, что совершается на небе и на земле. Шамаш небесный судья и владыка, а Хаммурапи – земной судья и владыка. Можно предположить, что подобные стелы были установлены во всех городах Вавилона для общего обозрения.
Вопросы:
Что это были за тексты на базальтовом столбе? (законы)
Для чего выставлены стелы во всех городах Вавилона? (для знания и соблюдения)
Задание классу: составить кластер слова - ЗАКОН
Вопросы:
- Что такое закон?
- Для чего необходимы законы?
- Что можно сказать о царе, изучив законы?
- Можно ли узнать о жизни людей из законов?
(Ответы фиксируются на доске: Закон - правитель, человек, наследство, власть, управление, государство, признак …)
- Как вы думаете, существует ли связь между царем и законами?
- Какого содержания законы выгодны правителю – царю?
- Может ли содержание законов стать для нас источником информации? Объясните свой ответ.
- Можно ли утверждать, что в законах нашла отражение жизнь вавилонян?
Ребята высказывают предположения.
(работа организуется сначала индивидуально, затем - в парах., вся информация фиксируется на доске)
Работа с картой (атлас по истории древнего мира – карта Древний Вавилон)
А теперь вернемся на несколько тысячелетий назад.
Города Двуречья долго воевали между собой. Победил в этой войне Вавилон, под властью которого объединилось почти все Двуречье. Располагался Вавилон в очень удобном месте – в самом центре Двуречья, там, где близко сходились Тигр и Евфрат. Самым могущественным и знаменитым царем Вавилонского царства был Хаммурапи. Он правил с 1792 по 1750 год до н.э.
2 этап урока – стадия осмысления
Задачи фазы реализации смысла:
- Помочь активно воспринимать изучаемый материал;
- Помочь соотнести старые знания с новыми.
Работа с историческими документами (работа в парах)
Всего 4 текста статей из законов Хаммурапи.
Задание:
Познакомится с текстами законов Хаммурапи и в рабочих листах записать, что они узнали о жизни различных слоёв вавилонского общества.
1 текст - Приведены статьи, из которых можно узнать, какие отрасли хозяйства были развиты в Вавилоне.
2 текст - Приведены статьи, посвященные долговому рабству.
3 текст - Приведены статьи, посвященные рабству.
4 текст - Статьи, в которых особое внимание уделяется воинам.
После заполнения рабочих листов в парах, учитель снова организует работу с кластером в том же порядке: индивидуально – в парах – коллективно.
Дополнение кластера, вернувшись к записи, которая была составлена на этапе вызова.
Получается расширенный кластер, который дополняется рабочими листами, которые составили обучающиеся в парах.
3 этап урока – рефлексия.
Задачи фазы рефлексии:
- Помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал;
- Помочь самостоятельно определить направления дальнейшего изучения материала.
На этом этапе учитель использует прием написания синквейна (синквейн – это маленькое стихотворение, состоящее из пяти строк. (Синквейн происходит от французского слова “5”). Написанное в лаконичной форме, оно позволяет описывать суть понятия или явления, а также осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.
Алгоритм составления синквейна:
Первая строка: тема или предмет, выраженные одним словом (сущ.)
Вторая строка: описание темы или предмета (два прилагательных или причастия).
Третья строка: три глагола, характеризующих действия темы/предмета.
Четвертая строка: фраза, выражающая отношение автора к теме/предмету (обычно состоит из четырех значимых слов).
Пятая строка: синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово).
Обучающиеся пишут синквейн индивидуально (некоторые в парах).
Хаммурапи | Закон | Царь |
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд |
Учитель:
Как бы вы охарактеризовали Хаммурапи как правителя?
Согласны ли вы с эпиграфом урока.
Домашнее задание:
Учебник.
А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История древнего мира: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений. № 14
Работа с текстом учебника – составление двучастного дневника.
Двучастный дневник (по тексту законов о лекарях, о преступлениях)
Сильное впечатление |
Личные ассоциации |
/слово, фраза, которые поразили, удивили, вызвали воспоминания, протест, озадачили/ |
/что заставило записать именно эту цитату? какие мысли появились? какие возникли вопросы?/ |
Литература:
- Вигасин А.А.и др. История древнего мира: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С. Свенцицкая. –М.: Просвещение, 2007.
- Дэвид Клустер “Что такое критическое мышление?” ИД “Первое сентября”, газета “Русский язык” №29/2002.
- С.В.Столбунова “Развитие критического мышления. Апробация технологии” ИД “Первое сентября”, газета “Русский язык” №28/2003.
- Е.Е.Вишнякова “Не только о технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо” ИД “Первое сентября”, газета “Русский язык” №15/2004.
- Хрестоматия по истории древнего мира: Пособие для учителя /Сост. Ю.С.Крушкол и др.; Под. Ред. Е.А.Черкасовой. – 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Просвещение, 1987.