Цель: Повторить и совершенствовать умения умножать и делить многозначные числа, умения решать разнотипные задачи; развивать внимание, самостоятельность, креативность мышления, самооценку, самоконтроль, умения работать в группах; способствовать формированию интереса к предмету; воспитывать взаимовыручку, любви к народному творчеству, чтению;
Оборудование: иллюстрации на мультимедиа, рисунки дворца, домика и сауны, портреты царя и трех сыновей; бумаги, ручки;
Ход урока.
I. Организационный момент.
Кто ищет трудность,
Тот находит мудрость. – (глубокий ум,опирающийся
на жизненный опыт)
II. Сообщение темы, цели и задач урока.
-Сегодня у нас будет необычный урок, урок–сказка.
Итак: В некотором царстве в некотором государстве жил-был царь. И было у него три сына. Старший умный был детина, средний и так и сяк, младший вовсе был дурак.
Сказку я начала так, как начинаются многие народные сказки. А наша будет другая. Наша задача доказать, что у царя не было плохих детей, а сыновья были умные, дружные, жизнерадостные. Это вы можете сделать, решив задачи, выполнив все задания.
Ну, давайте ближе познакомимся с семьёй царя, а для этого решим задачу.
Задача – разминка: Царь со своими сыновьями отправился в поход. У каждого из них был рюкзак. У царя был рюкзак легче, чем у среднего сына, но тяжелее, чем у старшего. У младшего сына рюкзак легче, чем у среднего, но тяжелее, чем у царя. Идут они друг за другом. Каждый впереди идущий имеет более легкий рюкзак. В каком порядке идут царь и сыновья?
( Ответ: 1-ый идет старший сын, 2-царь, 3-младший, 4-средний сын Для решения этой задачи можно задать стрелками отношение “легче, чем”. Считываем с графа: У старшего сына рюкзак легче, чем у царя. У царя рюкзак легче, чем у среднего и у младшего. У младшего рюкзак легче, чем у среднего.)
-Старший сын будет работать с первой группой, средний – со второй, а младший – с третьей.
-Царь приглашает нас в гости в свои владения. Мы видим, что на территории есть: дворец, летний домик, сауна.
(внимание класса обращается на иллюстрацию с изображением территориальных владений)
-Какие геометрические фигуры вы выделите в строении дворца?
(пирамида, конус, цилиндр, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, луч, отрезок. Команды по очереди называют и получают баллы.)
-А теперь посмотрим, какую землю имеет царь.
Класс коллективно вычисляет площадь территории (группам раздаются задания для дальнейшей работы – приложения №1, 2, 3):
1) Площадь территории: 280*58=16.240м²
2) Задания по группам: 1группа вычисляет площадь дворца, 2 – домика, 3 – бани.
а)Площадь дворца: 1 – го этажа 2 – ух этажей 3 – ёх этажей б)Площадь летнего домика в)Площадь сауны |
48*12=576м² 576*2=1.152м² 576*3=1.728м² 16*9=144м² 12*6=72м² |
группы самостоятельно работают, затем объясняют всему классу ход решения задачи и объявляют ответы
3) –На территории имеются леса, поля и сады. Какую площадь они занимают?
задачи на нахождение доли числа: Если площадь всей усадьбы 16.240м², то
а) вторая часть занята лесами? 16.240:2=8.120м²
б) пятая часть занята полями? 16.240:5=8.120м²
в) восьмая часть занята садами? 16.240:2=2,030м²
-Царь со своими сыновьями приглашают нас на прогулку в сад.
4) задачи с составлением уравнений:
а) В саду старший сын собрал яблоки. В корзине 20 яблок.
Когда съели несколько яблок, то в корзине осталось 15 яблок. Сколько яблок съели с корзины?
20-х=15 (5)
б) Второй сын предлагает задачу о грушах. На дереве висели 120 груш. Когда сорвали несколько груш, то осталось на дереве 95 груш. Сколько груш сорвали?
120-х=95 (25)
в) Третий Царевич подошёл клумбе с розами. На клумбе утром цвело 18 роз. За день расцвело еще несколько роз и к вечеру их стало 27. Сколько роз расцвело за день?
18+х=27 (9)
(идет работа в группах, один с каждой группы объясняет и объявляет ответ)
-Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
5) Задача для всех групп:
Царь 6ч. плыл на корабле по синему морю со скоростью 140 км/ч., а потом летел на ковре-самолете несколько часов со скоростью 200 км/ч. Сколько часов царь летел на ковре-самолете, если он всего преодолел 1640км. расстояния?
140*6=840км на корабле
1640-840=800км на корабле-самолете
800:200=4ч. на ковре-самолете
III. Итог урока.
1) какое впечатление оставил это урок? Какие сыновья у царя? Выставление оценок командам по итогам набранных баллов.
2) координатный угол (кол-но, на доске)
И (6;1) С (5;0) А (3;2) О (8;2)
Б (7;3) П (2;1) С (1;3) (спасибо)