Урок-сказка "Повторение умножения и деления многозначных чисел" (4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: Повторить и совершенствовать умения умножать и делить многозначные числа, умения решать разнотипные задачи; развивать внимание, самостоятельность, креативность мышления, самооценку, самоконтроль, умения работать в группах; способствовать формированию интереса к предмету; воспитывать взаимовыручку, любви к народному творчеству, чтению;

Оборудование: иллюстрации на мультимедиа, рисунки дворца, домика и сауны, портреты царя и трех сыновей; бумаги, ручки;

Ход урока.

I. Организационный момент.

Кто ищет трудность,
Тот находит мудрость. – (глубокий ум,опирающийся на жизненный опыт)

II. Сообщение темы, цели и задач урока.

-Сегодня у нас будет необычный урок, урок–сказка.

Итак: В некотором царстве в некотором государстве жил-был царь. И было у него три сына. Старший умный был детина, средний и так и сяк, младший вовсе был дурак.

Сказку я начала так, как начинаются многие народные сказки. А наша будет другая. Наша задача доказать, что у царя не было плохих детей, а сыновья были умные, дружные, жизнерадостные. Это вы можете сделать, решив задачи, выполнив все задания.

Ну, давайте ближе познакомимся с семьёй царя, а для этого решим задачу.

Задача – разминка: Царь со своими сыновьями отправился в поход. У каждого из них был рюкзак. У царя был рюкзак легче, чем у среднего сына, но тяжелее, чем у старшего. У младшего сына рюкзак легче, чем у среднего, но тяжелее, чем у царя. Идут они друг за другом. Каждый впереди идущий имеет более легкий рюкзак. В каком порядке идут царь и сыновья?

( Ответ: 1-ый идет старший сын, 2-царь, 3-младший, 4-средний сын Для решения этой задачи можно задать стрелками отношение “легче, чем”. Считываем с графа: У старшего сына рюкзак легче, чем у царя. У царя рюкзак легче, чем у среднего и у младшего. У младшего рюкзак легче, чем у среднего.)

-Старший сын будет работать с первой группой, средний – со второй, а младший – с третьей.

-Царь приглашает нас в гости в свои владения. Мы видим, что на территории есть: дворец, летний домик, сауна.

(внимание класса обращается на иллюстрацию с изображением территориальных владений)

-Какие геометрические фигуры вы выделите в строении дворца?

(пирамида, конус, цилиндр, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, луч, отрезок. Команды по очереди называют и получают баллы.)

-А теперь посмотрим, какую землю имеет царь.

Класс коллективно вычисляет площадь территории (группам раздаются задания для дальнейшей работы – приложения №1, 2, 3):

1) Площадь территории: 280*58=16.240м²

2) Задания по группам: 1группа вычисляет площадь дворца, 2 – домика, 3 – бани.

а)Площадь дворца:

1 – го этажа

2 – ух этажей

3 – ёх этажей

б)Площадь летнего домика

в)Площадь сауны

 

48*12=576м²

576*2=1.152м²

576*3=1.728м²

16*9=144м²

12*6=72м²

группы самостоятельно работают, затем объясняют всему классу ход решения задачи и объявляют ответы

3) –На территории имеются леса, поля и сады. Какую площадь они занимают?

задачи на нахождение доли числа: Если площадь всей усадьбы 16.240м², то

а) вторая часть занята лесами? 16.240:2=8.120м²
б) пятая часть занята полями? 16.240:5=8.120м²
в) восьмая часть занята садами? 16.240:2=2,030м²

-Царь со своими сыновьями приглашают нас на прогулку в сад.

4) задачи с составлением уравнений:

а) В саду старший сын собрал яблоки. В корзине 20 яблок.

Когда съели несколько яблок, то в корзине осталось 15 яблок. Сколько яблок съели с корзины?

20-х=15 (5)

б) Второй сын предлагает задачу о грушах. На дереве висели 120 груш. Когда сорвали несколько груш, то осталось на дереве 95 груш. Сколько груш сорвали?

120-х=95 (25)

в) Третий Царевич подошёл клумбе с розами. На клумбе утром цвело 18 роз. За день расцвело еще несколько роз и к вечеру их стало 27. Сколько роз расцвело за день?

18+х=27 (9)

(идет работа в группах, один с каждой группы объясняет и объявляет ответ)

-Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

5) Задача для всех групп:

Царь 6ч. плыл на корабле по синему морю со скоростью 140 км/ч., а потом летел на ковре-самолете несколько часов со скоростью 200 км/ч. Сколько часов царь летел на ковре-самолете, если он всего преодолел 1640км. расстояния?

140*6=840км на корабле

1640-840=800км на корабле-самолете

800:200=4ч. на ковре-самолете

III. Итог урока.

1) какое впечатление оставил это урок? Какие сыновья у царя? Выставление оценок командам по итогам набранных баллов.

2) координатный угол (кол-но, на доске)

И (6;1) С (5;0) А (3;2) О (8;2)

Б (7;3) П (2;1) С (1;3) (спасибо)

Приложение