ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный курс допускает его изучение в отрыве от других курсов по выбору и представляет собой самостоятельное звено в цепи профильной подготовки, основанной на системе психолого-педагогической, организованной и информационной поддержки процесса самоопределения учащихся.
Данный курс является профессионально ориентированным и дает профильную подготовку в сфере управления.
На воротах истории образования белеют записки с большими буквами: “Требуются…” Требуется новый Песталоцци, новый Макаренко, новый Сухомлинский. Кто пробует? Кто рискнет? Кто не побоится обречь себя на постоянную тревогу, на поиск, на неудачи, на риск?..”
Настали новые времена, которые принесли свои проблемы, свои условия развития цивилизации, сделаны величайшие открытия… И это требует освоение новых, нестандартных подходов к управлению на всех уровнях. Во многих директивных документах по проблеме развития экономики подчеркивается актуальность подготовки кадров, обладающих новым экономическим мышлением, способных выступать активными сторонниками внедрения прогрессивной методики организации труда. Особое значение приобретают такие качества руководителей как предприимчивость, умение общаться с людьми, управлять коллективом, планировать свою работу, принимать верные решения.
Цели и задачи курса
Основной целью данного курса является содействие профессиональной ориентации учащихся через формирование определенной системы знаний, умений и навыков управления в современных условиях.
Для достижения цели данного курса решаются следующие задачи:
- формирование первоначального представления о менеджменте и о профессии менеджер;
- формирование базовых понятий и представлений об особенностях управления;
- содействие саморазвитию;
- формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности.
Организационные принципы, формы, методы и педагогические технологии, применяемые в программе курса
Программа данного курса рассчитана на 16 часов учебного времени. Занятия проводятся два раза в неделю по два часа каждое.
В процессе реализации данного курса используются следующие формы, активные методы и педагогические технологии:
- Лекция, беседа, рассказ;
- Игра, тренинг, круглый стол;
- Метод открытого коллективного анализа;
- Метод свободного выбора;
- Метод мозгового штурма;
- Метод рефлексии (самоанализа и самооценки);
- Тест-опрос;
- Деловая игра;
- Психологический тренинг;
- Педагогическая диагностика и др.
Программа предлагает особое внимание уделить практическому обучению, обеспечить тесную связь теории с практикой управленческой деятельности.
Для развития творческой активности учащихся предлагается самостоятельная работа по проблемам менеджмента. Данный курс тесно связана с знаниями, умениями, навыками, полученными учащимися при изучении социально-экономических дисциплин. Например, по теме “Стратегия, стиль руководства” необходимо использовать знания учащихся по предмету “Деловая культура”. Изучение предмета Экономика” позволит наиболее качественно спланировать свою работу, обеспечить более широкий выбор платных услуг, организовать рекламную деятельность. При изучении курса необходимо постоянно обращать внимание на ее прикладной характер, показывать где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности.
В содержании по каждой теме приведены требования к формулируемым знаниям, умениям.
Ожидаемые результаты
По окончанию данного курса учащиеся должны
ЗНАТЬ:
- основы терминологии менеджмента;
- общие вопросы теории менеджмента;
- функции процесса управления;
- современные методы подготовки, принятия и реализации управленческих решений;
- стратегию, современные теории и стили руководства;
- составные части имиджа современного менеджера;
- информационное обеспечение менеджмента;
- формы делового общения.
УМЕТЬ:
- обосновать миссию, цели, задачи организации и структурных подразделений;
- планировать свою работу и работу своей организации;
- принимать правильное решение в проблемных ситуациях;
- вырабатывать соответствующий стиль руководства;
- оценивать эффективность своей работы и персонала;
- осуществлять контроль за результатами деятельности;
- организовать и проводить совещания, выступления, беседы.
В целом изучение программного материала должно способствовать формулированию у учащихся нового экономического мышления.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН – (16 час.)
№ п/п |
Наименование темы |
Всего часов |
В том числе |
Форма занятия |
|
теории |
практика |
||||
1. |
Ведение. Что такое менеджмент |
2 |
1 |
1 |
Лекция с элементами беседы; тренинг-знакомство |
2. |
Организация и ее среда. Психологический практикум |
2 |
1 |
1 |
Психологический практикум |
3. |
Цикл менеджмента. Понятие и сущность процесса принятия решения |
2 |
2 |
- |
Беседа. Решение проблемных ситуаций |
4. |
Деловая игра “Формулирование миссии организации” |
2 |
- |
2 |
Деловая игра |
5. |
Имидж современного руководителя |
2 |
1 |
1 |
Беседа |
6. |
Эффективное поведение на рынке труда |
2 |
- |
2 |
Деловая игра |
7. |
Типы руководителей и стили управления. Управление конфликтами и стрессами |
2 |
1 |
1 |
Беседа. Решение проблемных ситуаций |
8. |
Итоговое занятие |
2 |
- |
2 |
Рефлексия итогов занятия |
ИТОГО: |
16 |
6 |
10 |
Ожидаемые результаты
В результате освоения курса у учащихся формулируются представление о менеджменте как управлении в рыночных условиях, новое экономическое мышление, эмоционально-ценностное отношение к окружающей действительности. Прививаются первоначальные навыки управления организацией.
По результатам прохождения курса (участие во всех пробах, удовлетворительное выполнение всех работ, выполнение заданий) учащимся выдается удостоверение установленного образца.
Перечень практических работ и заседаний для самостоятельного выполнения
- Составление плана работы на день, неделю.
- Составление анализа выполнения выходного и учебного дня. Сколько времени было использовано неэффективно и почему.
- Подготовка рефератов по темам: “Одежда для успеха”, “Этика делового человека”.
- Составление перечня вопросов для собеседования при приеме на работу молодого специалиста (согласно профессии).
- Подготовка беседы руководителя с подчиненными по вопросу подготовки и переподготовки кадров.
- Формулирование миссии какой-либо организации. Дать обоснование своего подхода.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ТАКОЕ МЕНЕДЖМЕНТ.
Знакомство с учащимися, диагностика их профессиональных интересов, склонностей, намерений. Менеджмент как вид профессиональной деятельности, наука, искусство. Менеджер, его место и роль в организации.
Цель и задачи курса, его роль и место в подготовке специалистов. Методы обучения. Взаимосвязь с другими предметами. Требования к учащимся, что должны знать и уметь. Контроль знаний. Обзор литературы. Эволюция управления – как научной дисциплины. Основные подходы к управлению. Характеристика научной, классической, административной школы управления. Развитие поведенческих наук, их влияние на теорию и практику менеджмента. Теория “Человеческого фактора”. Теория “человеческих отношений”. Теория “управления человеческими ресурсами”. Мак Грегора “Х” и “Y”.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ЕЕ СРЕДА.
Общая характеристика “делового управления”.
Определение цели, значения, функции процесса управления. Понятие “Организация”. Формальные и неформальные организации. Культура организации. Внутренняя и внешняя среда организации, их характеристика.
ЦИКЛ МЕНЕДЖМЕНТА.
Планирование. Значение и основы эффективного планирования. Общие принципы планирования. Влияние внутренней и внешней организации на планирование. Стратегическое планирование. Цели, задачи структурных подразделений. Организация, сущность организационной функции. Виды организации, построение организации. Делегирование полномочий. Мотивация, ее понятие. Стимулы сопоставления различных теорий потребностей. Мотивация и компенсация. Контроль. Сущность контроля, его значение. Виды контроля. Характеристика эффективного контроля. Понятие и сущность решений. Рациональные решения в условиях неопределенности информации. Организация выполнения решений.
ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ.
Тема 5, 6. Характеристика содержания работы руководителя. Планирование целей и задач управленческой деятельности и определение возможностей их реализации. Методы исследования, использование рабочего времени руководителя и анализ результатов исследования. Эффективность использования рабочего времени руководителя. Составление индивидуальных планов работы руководителя на месяц, неделю, день. Работа с документацией. Форма отчета и отчетности. Подготовка и проведение деловой беседы, совещания. Телефон и деловое общение. Практическое занятие: разработать план работы на неделю, день (самостоятельно). Составить перечень вопросов для собеседования по вопросу приема молодого специалиста на работу. Провести деловую беседу по телефону с помощью метода проигрывания ролей.
Тема 7. Руководство: власть, авторитет и личное влияние. Мотивация и оптимальное стимулирование работы персонала. Методы изучения личности работников. Формы организации труда. Подготовка, повышения квалификации персонала. Аттестация. Методы управления и стадии развития коллектива. Основные понятия функционирования коллектива. Психологическая совместимость. Сущность совместимости. Конфликты и путь их преодоления. Природа конфликта. Конфликты в организации. Предупреждение и разрешение конфликта.
Слагаемые служебные репутации. Характеристики делового поведения. Выбор средств компенсации недостающих качеств. Требование и нормы служебной этики. Классификация стилей управления. Новые типы руководителей – переходные типы, менеджеры, лидеры, творческий руководитель, предприниматель. Подверженность стрессу. Определение стрессоустойчивости. Шкала степени напряженности. Как справляться со стрессом? Профилактика стресса. Формула выживаемости. Саморегуляция состояния. Релаксация по методу Бенсона. Суждения А. Эллиса, помогающие бороться с ненужной тревожностью.
Практическая работа: рефераты “Одежда для успеха”, “Этика делового человека” (самостоятельно). Практикум “Решение проблемных ситуаций в коллективе”.
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ.
Подведение итогов. Рефлексия, заполнение анкеты “День за днем” или “Мнение”.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ
Основные знания и умения по темам: 1, 2, 3, 4
Учащиеся должны знать:
- основную терминологию менеджмента
- общие вопросы теории менеджмента
- функции процесса управления
- факторы внешней и внутренней среды организации
- основные типы организационных структур управления
Учащиеся должны уметь:
- обосновать миссию, цели, задачи организации и структурных подразделений
- составлять заданную структуру управления
- определять преимущество и недостатки ОСУ
- принимать правильные решения в проблемных, нестандартных ситуациях
- правильно реагировать на управленческую информацию
Основные знания и умения по темам: 5, 6, 7, 8
Учащиеся должны знать:
- планирование целей и задач управленческой деятельности
- методику подготовки и проведения совещаний, собраний, деловой беседы
- принципы и методы управления персоналом и трудовым коллективом
- требования и нормы служебной этики
- классификацию типов руководителей и стилей управления
- методы управления и стадии развития коллектива
Учащиеся должны уметь:
- планировать работу организации и свою собственную как руководителя
- анализировать эффективность использования своего рабочего времени и рабочего времени персонала
- провести совещание, деловую беседу и сделать анализ результативности
- составить протокол совещания
- написать заявление, приказ, распоряжение, письмо, докладную и объяснительную записку
- определить степень конфликтности
- предупредить конфликтные ситуации и разрешить их положительно
- определить тип руководителя и стиль его управления
- вести переговоры о сотрудничестве
- предупредить стрессовые состояния и справляться с ними
Перечень литературы (основная)
- Герчикова И. Менеджмент. Учебник. М., 2000 г.
- Гребцова В. Менеджмент. М., знание, 1993 г.
- Делопроизводство в кадровой службе //библиотека журнала “Трудовое право РФ”, 1999 г.
- Завыкин В. Психология в рекламе. М., Датастром, 1996 г.
- Зайверитл. Ваше время в ваших руках (советы руководителям). М., Экономика, 1991 г.
- Кнорринг В.И. Искусство управления. Учебник, БЕК, 1997 г.
- Лебедева М. Вам предстоят переговоры. М., Экономика 1993 г.
- Казначевская Г.Б. Менеджмент. Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2000 г.
- Роберт М. Энциклопедия современного управления /под редакцией В.Н. Володиной, ВИПК, Энерго, 1998 г.
- Шредер Г.А. Руководитель сообразно ситуации, 1994 г.
Перечень литературы (дополнительная)
- Дисон В. Проблемы менеджмента в вопросах и ответах. ИПТК, Логос, 1992 г.
- Кричевский Р. Вы – руководитель. Дело, 1993 г.
- Вопросы управления // Журнал Дайджест.
- Менеджмент в России и за рубежом. Из-во “Финпресс”, 1997 г.
- Уткин Э.А. Профессия – менеджер. М., Экономика, 1992 г.
Средства обучения
Организационно-педагогические:
- образовательная программа
- тематика практических работ
- перечень заданий для самостоятельной работы
Учебные пособия:
- схемы
- раздаточный материал
- тесты
Тематические средства обучения:
- компьютер
- слайды
- доска