Цели и задачи урока:
- Освоение навыка использования словаря, как эффективного справочного пособия.
- Использование словаря, как средства обучения иностранному (английскому) языку.
- Дать учащемуся наглядный показ слова в его разнообразии, его смысловых связях с другими словами.
- Сформировать элементарные навыки работы со словарём (поиск нужных слов и определение их значения, правильного звучания и написания).
- Научить избегать языковых и речевых ошибок и корректировать свою речь с помощью слова.
- Расширить базовый словарный запас учащихся.
- Повысить уровень компетентности учащихся в использовании ИКТ.
Оборудование: АРМ учителя, электронный словарь, компьютер, раздаточный материал.
Этапы урока:
- Организационный момент (цели и задачи урока).
- Изучение нового материала: теоретические посылки о частях речи и поиске их в словаре.
- Закрепление знаний на практике: заполнение таблиц, обсуждение, составление ситуаций.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент: пояснение цели и структуры занятия, формы его проведения.
2. Введение в тему:
a) Объяснения учителя о базовом слове и его производных с суффиксами и префиксами, и наглядный показ в электронном словаре “статьи”, и её содержания.
b) Введение учителем новых суффиксов и префиксов и повторение старых, образующих разные части речи, и ознакомление с ними учащихся для расширения их вокабуляра:
-ion, -er, -ship, -ance/-ence, etc. (существительное);
-ful, -ous, -ty, -ant/-ent, etc. (прилагательное);
im-, un-, ir- in-, il-, dis-, etc. (префиксы для антонимов).
c) Объяснение и показ в словаре сложных слов, связанных и образованных с помощью главного слова и дополнительного, их написание (fire, fire brigade, fire- bug, fire chief, etc).
3 а.
- Поиск производных (прилагательных, глаголов, наречий) слов в электронном словаре (ЭС) при работе с ним.
- Заполнение таблицы (раздаточный материал).
Таблица A
noun | verb | adjective | adverb |
success | succeed | successful | successfully |
disappointment | ----- | ----- | ----- |
----- | ----- | exhausted | ----- |
----- | ----- | relaxing | ----- |
----- | injure | ----- | ----- |
relax | ----- | ----- | ----- |
- Поиск в ЭС антонимов (с помощью префиксов: -im, -ir, etc.) следующих слов: polite, fit, obedient, sensitive, logical, reasonable, pure, rational.
- Заполнение таблицы (раздаточный материал).
Таблица B
im- | |||
un- | ungreatful | ||
ir- | |||
in- | |||
il- | |||
dis- |
3 b.
Актуализация знаний.
I) Зная значение производных всегда можно выразить вашу мысль разными путями. Практикуя это, вы улучшаете стиль вашего английского языка.
Например, предложение: James reads very well for his age может быть выражено иначе, а именно: James isa good reader for his age.
Задание: попытайтесь сделать то же самое в следующих предложениях (раздаточный материал):
- Debbie, as a pop-singer, was a great success last year. Last year Debbie was a ………….. pop-singer.
- After having worked on the computer for 6 James looks exhausted. This …………….. work on the computer 6 hours a day makes James look very tired.
- Bill finds going fishing very relaxing. For Bill is a good form of ………….. .
- I tried to hide my disappointment. I tried not to how ………………… .
- Susan is not good at discussions, she can’t be logical. Susan’s ……………… stalesments spoil our discussions.
- Margo never thanks people who do a lot for her. Margo is always so …………… to people who do a lot for her.
II) Работа со сложными словами. Поиск их в ЭС и освоение их в речи письменной и устной. Работа со словом shop , как основным словом и словами-дополнениями к нему. Работаем с предложенными отрывками текста (раздаточный материал) о некоей Клодией и её посещением магазина вместе с подругой Джулией.
- Прочесть отрывки текста и расположить их в правильной последовательности.
- Suddenly, Claudia ran up to Julia? Grabbed her arm and whispered in her ear. She had just seen a man put a jar of coffee in his coat pocket and walk out. There was no doubt-he was ___________!
- While Claudia was deciding which biscuit to buy, Julia wandered off to look for the new shampoo that she’d seen advertised on the television the night before.
- Then Julia felt a hand on her shoulder. ‘Excuse me, madam. I thing you’d better come back to the shop. The owner is phoning the police. It was the _________, who had run out after her.
- On Saturday morning Claudia and Julia walked down to the corner of their road to buy a pint of milk at the __________.
- Julia looked down and realized she was still holding the shampoo that she had been looking at when Claudia had noticed the man. The __________ must have thought she was a ___________!
- Julia rushed out of the shop and tried to follow the _________. But he had already disappeared into a new cowered __________ opposite, where lots of shops. How would she ever find him there?
- When they got there Claudia remembered that she needed a few more things. Soon there was too much to carry, so they put all their _________ in a _________ basket.
- She remembered the sign in the shop “____________ ARE ALWAYS’PROSECUTED. What would happen to her? How could she explain?
- Найти в ЭС необходимые по смыслу слова (сложные слова) и заполнить пропуски в тексте.
- Закончить рассказ самостоятельно, а именно описать возвращение Джулии в магазин, где она узнала, что Клодия уже всё рассказала его владельцу. Написать, что именно она рассказала.
3. Домашнее задание: написать свою небольшую (в 120-150 слов) историю, используя сложные слова из статьи fire, слова из таблиц А и В и воспроизвести эту историю устно. Обратите особое внимание на предложения - примеры, дающиеся в статье. Они помогут вам лучше понять, как употреблять эти слова в контексте.
Список литературы:
- Белоножкина Е.Г. “Современные педагогические технологии (сборник статей “Актуальные проблемы иноязычного образования в школе и в вузе”. МИИО, 2009г.)
- Качалова Е.А. статья “Современные педагогические технологии (“Инновационные процессы в языковом образовании”. - материалы научно-практических семинаров ГЭП, М., МИИО, 2009г.)
- Махмурян К.С., статья “Автономия учащихся и автономия учителя, как сопряжённые категории”. (сборник статей “Актуальные проблемы иноязычного образования в школе и в вузе”. МИИО, 2009г.)
- Соловова Е.М. “Методика обучения иностранным языкам”. (продвинутый курс) , АСТ Астрель, Москва,2008г.