Открытый урок в 8-м классе "Словарь как средство повышения автономии учащихся"

Разделы: Иностранные языки


Цели и задачи урока:

  • Освоение навыка использования словаря, как эффективного справочного пособия.
  • Использование словаря, как средства обучения иностранному (английскому) языку.
  • Дать учащемуся наглядный показ слова в его разнообразии, его смысловых связях с другими словами.
  • Сформировать элементарные навыки работы со словарём (поиск нужных слов и определение их значения, правильного звучания и написания).
  • Научить избегать языковых и речевых ошибок и корректировать свою речь с помощью слова.
  • Расширить базовый словарный запас учащихся.
  • Повысить уровень компетентности учащихся в использовании ИКТ.

Оборудование: АРМ учителя, электронный словарь, компьютер, раздаточный материал.

Этапы урока:

  1. Организационный момент (цели и задачи урока).
  2. Изучение нового материала: теоретические посылки о частях речи и поиске их в словаре.
  3. Закрепление знаний на практике: заполнение таблиц, обсуждение, составление ситуаций.
  4. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент: пояснение цели и структуры занятия, формы его проведения.

2. Введение в тему:

a) Объяснения учителя о базовом слове и его производных с суффиксами и префиксами, и наглядный показ в электронном словаре “статьи”, и её содержания.

b) Введение учителем новых суффиксов и префиксов и повторение старых, образующих разные части речи, и ознакомление с ними учащихся для расширения их вокабуляра:

-ion, -er, -ship, -ance/-ence, etc. (существительное);
-ful, -ous, -ty, -ant/-ent, etc. (прилагательное);
im-, un-, ir- in-, il-, dis-, etc. (префиксы для антонимов).

c) Объяснение и показ в словаре сложных слов, связанных и образованных с помощью главного слова и дополнительного, их написание (fire, fire brigade, fire- bug, fire chief, etc).

3 а.

  • Поиск производных (прилагательных, глаголов, наречий) слов в электронном словаре (ЭС) при работе с ним.
  • Заполнение таблицы (раздаточный материал).

Таблица A

noun verb adjective adverb
success succeed successful successfully
disappointment ----- ----- -----
----- ----- exhausted -----
----- ----- relaxing -----
----- injure ----- -----
relax ----- ----- -----
  • Поиск в ЭС антонимов (с помощью префиксов: -im, -ir, etc.) следующих слов: polite, fit, obedient, sensitive, logical, reasonable, pure, rational.
  • Заполнение таблицы (раздаточный материал).

Таблица B

im-      
un- ungreatful    
ir-      
in-      
il-      
dis-      

3 b.

Актуализация знаний.

I) Зная значение производных всегда можно выразить вашу мысль разными путями. Практикуя это, вы улучшаете стиль вашего английского языка.

Например, предложение: James reads very well for his age может быть выражено иначе, а именно: James isa good reader for his age.

Задание: попытайтесь сделать то же самое в следующих предложениях (раздаточный материал):

  1. Debbie, as a pop-singer, was a great success last year. Last year Debbie was a ………….. pop-singer.
  2. After having worked on the computer for 6 James looks exhausted. This …………….. work on the computer 6 hours a day makes James look very tired.
  3. Bill finds going fishing very relaxing. For Bill is a good form of ………….. .
  4. I tried to hide my disappointment. I tried not to how ………………… .
  5. Susan is not good at discussions, she can’t be logical. Susan’s ……………… stalesments spoil our discussions.
  6. Margo never thanks people who do a lot for her. Margo is always so …………… to people who do a lot for her.

II) Работа со сложными словами. Поиск их в ЭС и освоение их в речи письменной и устной. Работа со словом shop , как основным словом и словами-дополнениями к нему. Работаем с предложенными отрывками текста (раздаточный материал) о некоей Клодией и её посещением магазина вместе с подругой Джулией.

  • Прочесть отрывки текста и расположить их в правильной последовательности.
  1. Suddenly, Claudia ran up to Julia? Grabbed her arm and whispered in her ear. She had just seen a man put a jar of coffee in his coat pocket and walk out. There was no doubt-he was ___________!
  2. While Claudia was deciding which biscuit to buy, Julia wandered off to look for the new shampoo that she’d seen advertised on the television the night before.
  3. Then Julia felt a hand on her shoulder. ‘Excuse me, madam. I thing you’d better come back to the shop. The owner is phoning the police. It was the _________, who had run out after her.
  4. On Saturday morning Claudia and Julia walked down to the corner of their road to buy a pint of milk at the __________.
  5. Julia looked down and realized she was still holding the shampoo that she had been looking at when Claudia had noticed the man. The __________ must have thought she was a ___________!
  6. Julia rushed out of the shop and tried to follow the _________. But he had already disappeared into a new cowered __________ opposite, where lots of shops. How would she ever find him there?
  7. When they got there Claudia remembered that she needed a few more things. Soon there was too much to carry, so they put all their _________ in a _________ basket.
  8. She remembered the sign in the shop “____________ ARE ALWAYS’PROSECUTED. What would happen to her? How could she explain?
  • Найти в ЭС необходимые по смыслу слова (сложные слова) и заполнить пропуски в тексте.
  • Закончить рассказ самостоятельно, а именно описать возвращение Джулии в магазин, где она узнала, что Клодия уже всё рассказала его владельцу. Написать, что именно она рассказала.

3. Домашнее задание: написать свою небольшую (в 120-150 слов) историю, используя сложные слова из статьи fire, слова из таблиц А и В и воспроизвести эту историю устно. Обратите особое внимание на предложения - примеры, дающиеся в статье. Они помогут вам лучше понять, как употреблять эти слова в контексте.

Список литературы:

  1. Белоножкина Е.Г. “Современные педагогические технологии (сборник статей “Актуальные проблемы иноязычного образования в школе и в вузе”. МИИО, 2009г.)
  2. Качалова Е.А. статья “Современные педагогические технологии (“Инновационные процессы в языковом образовании”. - материалы научно-практических семинаров ГЭП, М., МИИО, 2009г.)
  3. Махмурян К.С., статья “Автономия учащихся и автономия учителя, как сопряжённые категории”. (сборник статей “Актуальные проблемы иноязычного образования в школе и в вузе”. МИИО, 2009г.)
  4. Соловова Е.М. “Методика обучения иностранным языкам”. (продвинутый курс) , АСТ Астрель, Москва,2008г.