Творческий проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своего народа "Земля русская"

Разделы: Работа с дошкольниками


Предметно – содержательная область: межпредметный (несколько разделов программы).

По продолжительности: длительный проект (в течение 9 месяцев).

Цель проекта: Обогащать опыт детей о своей Родине через приобщение к культурному наследию своего народа.

Задачи:

  1. Расширять и углублять представление о Родине – России – как месте, где человек родился, живет, славу и богатство которой должен беречь и приумножать.
  2. Расширять кругозор на основе материала, доступного пониманию детей: былин, сказок, рассказов об исторических событиях нашей Родины.
  3. Приобщать к истокам народной культуры.
  4. Расширять представление о народной русской одежде (деталях костюма, материалах, технике изготовления, способах украшения).
  5. Формировать и углублять знания детей о русском фольклоре.
  6. Заучивать наизусть лучших образцов русской и классической поэзии и фольклора.
  7. Формировать навыки культуры речевого общения.
  8. Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свою страну.
  9. Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции русского народа: трудолюбие, доброту, сострадание, взаимовыручку, гостеприимство.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, педагоги.

Ценность проекта:

  1. Создание особого психологического пространства развития детей, интересного и понятного им, в котором происходят процессы самопонимания, самоопределения, смыслообразования.
  2. Участие ребенка в проекте в соответствии с его способностями и интересами.
  3. Вовлечение родителей в процесс проекта.
  4. Ребенок получает не только знания, но и развивается творчески.

Подготовительный этап:

  1. Определения педагогом темы, цели и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
  2. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

Основной этап реализации проекта:

1. Участие родителей в проектной деятельности:

  1. Участие в подборе информации (иллюстраций, книг) по теме проекта, предметов быта, познавательного материала.
  2. Участие в совместных праздниках, развлечениях.

2. Содержание деятельности педагога. Система мероприятий.

Сентябрь

Занятия “Это русская сторонка, это – Родина моя”.

Цель: формировать представление о стране, в которой мы живём. Учить подбирать однокоренные слова к слову родина (родной, родимый, родня, родители). Воспитывать интерес к родному краю и желание больше узнать о нём.

Познавательная деятельность Беседа на тему “По следам хлеба”.

Цель: Проследить логическую цепочку: сев, уборка, обработка зерна, выпечка хлеба. Воспитывать уважение к труду хлебороба.

Художество – речевая деятельность Д/игра “Сказочная мозаика”.

Цель: Вспомнить знакомые народные сказки, чему они учат. Вызывать желание подрожать положительным сказочным героем.

Устное народное творчество Заучивание русской народной потешки “Барашеньки – крутороженьки”.

Цель: Продолжать знакомить с русским фольклором и воспитывать интерес к нему.

Праздники, развлечение “Осенины”.Русская народная игра “Ворон”.

Цель. Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе. Учить согласовывать движения со словами в русской народной игре.

Октябрь

Занятия “Выступает, будто пава” (Занятие в русской горнице)

Цель. Познакомить детей с русским народным костюмом: с названиями элементов одежды, с их происхождением. Воспитывать интерес к истории русского народа.

Познавательная деятельность Беседа на тему: ”Как рубашка выросла” (по рассказу К.Д.Ушинского).

Цель. Познакомить с этапами выращивания льна, с народными приметами и обычаями при посеве и сборе урожая, с новыми пословицами и поговорками о труде, земле.

Устное народное творчество Слушание русских народных песен в грамзаписи.

Цель. Учить различать лирические и плясовые мелодии. Воспитывать интерес к народной песне.

Праздники, развлечения Вечер развлечений. “Приходите в гости к нам; рады мы всегда гостям”.

Цель. Учить использовать в речи детей пословицы, поговорки. Воспитывать

Ноябрь

Занятия Знакомство с предметами быта русского народа” (занятие в русской горнице).

Цель. Познакомить детей с ткацким станком, со скатертями и другими предметами быта, которые шили из домотканой ткани. Воспитывать интерес к предметам быта русского народа.

Познавательная деятельность Развивающий диалог на тему “Мой дом - мой друг”

Цель. Помочь детям понять и усвоить смысл поговорки “Что посеешь-то и пожнешь”. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений по типу: “Мой дом - мой друг, потому что…”

Художественно-речевая деятельность Рассказывание и чтение в лицах русской народной сказки “У страха глаза велики”. Дидактическая игра “Собери сказку”.

Цель. Продолжать знакомить детей с традициями русского народного творчества. Обратить внимание на особенности композиции сказки (присказка, зачин).

Устное народное творчество Знакомство с народными приговорками. Заучивание приговорки “С горы на гору”.

Цель. Познакомить детей с народными приговорками, с особенностями этого жанра.

Праздники, развлечения Вечер развлечений “Проводы осени”.

Цель. Активизировать в речи детей народные приметы и поговорки об осени. Разучить русскую считалку. Познакомить с русской народной игрой “Звонарь”. Воспитывать интерес к русским народным играм.

Декабрь

Занятия Конкурс рассказов на тему “В деревенской избе, в светлой горенке”

Цель. Закрепить названия предметов старинного быта. Учить использовать в своих рассказах пословицы и поговорки.

Познавательная деятельность Беседа на тему “Имя улицы моей”.

Цель. Знакомить детей с историей родного города. Объяснить происхождение названий некоторых улиц города. Побуждать детей к связанным высказываниям на тему “Моя улица”

Художественно-речевая деятельность Знакомство детей с русской народной сказкой “Крылатый, мохнатый да масленый”.

Цель. Помочь детям понять смысл увлекательной и мудрой сказки, полюбить ее, обратить внимание на начало и конец сказки.

Устное народное творчество Конкурс народных пословиц.

Цель. Умение отличать пословицу от поговорки. Вспомнить знакомые пословицы.

Праздники, развлечения Посиделки “Здравствуй зимушка-зима”.

Цель. Познакомить детей с русскими народными зимними праздниками: Рождество, Новый год, Крещение; с обычаями, традициями празднования их.

Январь

Занятие “Крещенский праздник”.

Цель. Познакомить детей с русским народным праздником, с традициями и народными приметами с ним связанными. Рассказать детям о главном событии этого дня: освящение воды в проруби и купание в ней.

Познавательная деятельность Игра-путешествие “Город мой родной”.

Цель. Продолжать знакомить детей с родным городом, его достопримечательностями. Учить описывать свои впечатления и настроение. Воспитывать интерес к родному городу.

Художественно-речевая деятельность Рассказывание и инсценировка фрагментов из русской народной сказки “Лиса и заяц”.

Цель. Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками. Воспитывать любовь к ним.

Устное народное творчество Разучивание колядочных закличек.

Цель. Познакомить детей с праздником “Коляда”, с его традициями празднования.

Праздники, развлечения Вечер русских народных игр.

Цель. Разучить русскую народную игру “Пирог”. Вспомнить знакомые: “Звонарь”, “Ворон”. Создать радостное настроение.

Февраль

Занятие “Не посрамим земли русской”.

Цель. Продолжать знакомить детей с земли русской. Знакомить с былинами о русских богатырях. Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за мужество русских людей, желание быть похожими на них.

Познавательная деятельность Беседа на тему “Русская березка”.

Цель. Рассказать детям о русских традициях связанных с русской березкой-любимым деревом на Руси. Познакомить со стихами русских поэтов о русской березке.

Художественно-речевая деятельность Литературная викторина по произведениям о защитниках земли русской .Рассматривание картин и иллюстраций о русских богатырях.

Цель. Знакомить детей с былинными героями земли русской. Учить составлять рассказ по картинке. Воспитывать уважение к русским богатырям.

Устное народное творчество Знакомство с русскими народными частушками.

Цель. Познакомить детей с русскими народными частушками. Вызвать желание исполнять их.

Праздники, развлечения Праздник “ Масленица”.Русская народная игра “Тень, тень, потетень”

Цель. Познакомить детей с народными традициями празднования праздника: народные гулянья с блинами, спортивные состязания, сожжение чучела.

Март

Занятие “Русский самовар”.

Цель. Познакомить детей с предметом народного быта -самоваром. Обогащать знания о народных традициях, связанных с чаепитием. Воспитывать чувство гордости за русских мастеров-умельцев. Учить словесному описанию узоров, орнаментов.

Познавательная деятельность Беседа на тему “Что такое Земля?”

Цель. Формировать у детей общее представление о Земле, о том, что все в природе взаимосвязано и что все это надо беречь, как наш общий дом. Упражнять в составлении предложений со словом “дом”.

Художественно-речевая деятельность Вечер загадок.

Цель. Продолжать знакомить детей с жанрами устного народного творчества. Формировать умение находить в текстах загадок метафоры, сравнения. Воспитывать умение и желание придумывать загадки.

Устное народное творчество Сказка в гостях.

Цель. Рассказывание детьми русских народных сказок по выбору детей. Воспитывать умение находить отличительные особенности в русских народных сказках, выделять средства выразительности, характерные для народного языка.

Праздники, развлечения “Огонек для милых мам”

Цель. Учить детей почитать и уважать своих мам. Вспомнить пословицы, стихи о мамах, бабушках.

Апрель

Занятие Занятие в кабинете изо на тему “Русская матрешка” (с элементами рисования).

Цель. Познакомить детей с народной игрушкой, с ее историей возникновения. Учить описывать матрешку, отмечая особенности росписи. Воспитывать интерес к народной игрушке.

Познавательная деятельность Коллективный рассказ на тему: “Родина малая и большая”.

Цель. Учить логически выстраивать монологи-рассуждения, используя при этом свои представления об окружающем мире. Воспитывать бережное отношение ко всему, что нас окружает.

Художественно-речевая деятельность Знакомство с народными пословицами о труде людей в огороде, на участке.

Цель. Познакомить детей с трудовыми действиями весной в огороде, на участке. Активизировать в речи детей пословицы.

Устное народное творчество Заучивание русской народной заклички о жаворонке “Весну приаукиваем”.

Цель. Закрепить знания детей о весенних приметах, вспомнить заклички, пословицы, поговорки.

Праздники, развлечения Посиделки “Дело было вечером”

Цель. Вспомнить с детьми небылицы, обобщать их представление об этом жанре. Учить детей придумывать небылицы, получать от этого радость.

Май

Занятие Игра “Колесо истории”.

Цель. Закрепить знания детей о родном крае, об истории земли русской. Воспитывать любовь к Родине, чувство национальной гордости.

Познавательная деятельность Беседа “Мир вокруг нас”.

Цель. Обобщить представления детей о природе своего края. Продолжать знакомить с Красной книгой. Познакомить с целебными травами. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Художественно-речевая деятельность Знакомство с творчеством А.С.Пушкина.

Цель. Познакомить детей с детством поэта, об отношениях с няней, о любви поэта к родной природе. Познакомить детей с творчеством А.С.Пушкина.

Устное народное творчество Развлечение “На завалинке”.

Цель. Помочь детям вспомнить знакомые частушки, небылицы, поговорки, заклички, народные игры, пословицы, поговорки, приметы, сказки, былины русского народа.

Праздники, развлечения “Волшебный сундучок” - драматизация русской народной сказки “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” с помощью театра игрушек.

Цель. Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками, развивать умение драматизировать.

3. Завершающий этап:

Вечер при свечах совместно с родителями детей:

  • Ответы на вопросы викторины;
  • Драматизация отрывков из русских народных сказок;
  • Чтение стихов А.С.Пушкина;
  • Конкурс народных пословиц, поговорок, примет, загадок, закличек;
  • Русские народные игры.

Список используемой литературы:

  1. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарий календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / авт.- сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.Н. Маркеева, О.Н. Корепанова и др. – 3-е изд., перераб. и допол. – СПб: “ДЕТСТВО ПРЕСС”, 2001.
  2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: детство-Пресс, 2000.
  3. Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.
  4. Виноградова Н.Ф. Моя страна Россия : пособие для ст. дошк. и мл. шк. возраста / Н.В. Виноградова, Л.А. Соколова. – М.: Просвещение, 2005.