Предметно – содержательная область: межпредметный (несколько разделов программы).
По продолжительности: длительный проект (в течение 9 месяцев).
Цель проекта: Обогащать опыт детей о своей Родине через приобщение к культурному наследию своего народа.
Задачи:
- Расширять и углублять представление о Родине – России – как месте, где человек родился, живет, славу и богатство которой должен беречь и приумножать.
- Расширять кругозор на основе материала, доступного пониманию детей: былин, сказок, рассказов об исторических событиях нашей Родины.
- Приобщать к истокам народной культуры.
- Расширять представление о народной русской одежде (деталях костюма, материалах, технике изготовления, способах украшения).
- Формировать и углублять знания детей о русском фольклоре.
- Заучивать наизусть лучших образцов русской и классической поэзии и фольклора.
- Формировать навыки культуры речевого общения.
- Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свою страну.
- Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции русского народа: трудолюбие, доброту, сострадание, взаимовыручку, гостеприимство.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, педагоги.
Ценность проекта:
- Создание особого психологического пространства развития детей, интересного и понятного им, в котором происходят процессы самопонимания, самоопределения, смыслообразования.
- Участие ребенка в проекте в соответствии с его способностями и интересами.
- Вовлечение родителей в процесс проекта.
- Ребенок получает не только знания, но и развивается творчески.
Подготовительный этап:
- Определения педагогом темы, цели и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
- Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
Основной этап реализации проекта:
1. Участие родителей в проектной деятельности:
- Участие в подборе информации (иллюстраций, книг) по теме проекта, предметов быта, познавательного материала.
- Участие в совместных праздниках, развлечениях.
2. Содержание деятельности педагога. Система мероприятий.
Сентябрь |
|
Занятия | “Это русская сторонка, это – Родина
моя”. Цель: формировать представление о стране, в которой мы живём. Учить подбирать однокоренные слова к слову родина (родной, родимый, родня, родители). Воспитывать интерес к родному краю и желание больше узнать о нём. |
Познавательная деятельность | Беседа на тему “По следам хлеба”. Цель: Проследить логическую цепочку: сев, уборка, обработка зерна, выпечка хлеба. Воспитывать уважение к труду хлебороба. |
Художество – речевая деятельность | Д/игра “Сказочная мозаика”. Цель: Вспомнить знакомые народные сказки, чему они учат. Вызывать желание подрожать положительным сказочным героем. |
Устное народное творчество | Заучивание русской народной потешки
“Барашеньки – крутороженьки”. Цель: Продолжать знакомить с русским фольклором и воспитывать интерес к нему. |
Праздники, развлечение | “Осенины”.Русская народная игра
“Ворон”. Цель. Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе. Учить согласовывать движения со словами в русской народной игре. |
Октябрь |
|
Занятия | “Выступает, будто пава” (Занятие в
русской горнице) Цель. Познакомить детей с русским народным костюмом: с названиями элементов одежды, с их происхождением. Воспитывать интерес к истории русского народа. |
Познавательная деятельность | Беседа на тему: ”Как рубашка выросла”
(по рассказу К.Д.Ушинского). Цель. Познакомить с этапами выращивания льна, с народными приметами и обычаями при посеве и сборе урожая, с новыми пословицами и поговорками о труде, земле. |
Устное народное творчество | Слушание русских народных песен в
грамзаписи. Цель. Учить различать лирические и плясовые мелодии. Воспитывать интерес к народной песне. |
Праздники, развлечения | Вечер развлечений. “Приходите в гости к
нам; рады мы всегда гостям”. Цель. Учить использовать в речи детей пословицы, поговорки. Воспитывать |
Ноябрь |
|
Занятия | “Знакомство с предметами быта
русского народа” (занятие в русской горнице). Цель. Познакомить детей с ткацким станком, со скатертями и другими предметами быта, которые шили из домотканой ткани. Воспитывать интерес к предметам быта русского народа. |
Познавательная деятельность | Развивающий диалог на тему “Мой дом -
мой друг” Цель. Помочь детям понять и усвоить смысл поговорки “Что посеешь-то и пожнешь”. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений по типу: “Мой дом - мой друг, потому что…” |
Художественно-речевая деятельность | Рассказывание и чтение в лицах
русской народной сказки “У страха глаза
велики”. Дидактическая игра “Собери сказку”. Цель. Продолжать знакомить детей с традициями русского народного творчества. Обратить внимание на особенности композиции сказки (присказка, зачин). |
Устное народное творчество | Знакомство с народными приговорками.
Заучивание приговорки “С горы на гору”. Цель. Познакомить детей с народными приговорками, с особенностями этого жанра. |
Праздники, развлечения | Вечер развлечений “Проводы осени”. Цель. Активизировать в речи детей народные приметы и поговорки об осени. Разучить русскую считалку. Познакомить с русской народной игрой “Звонарь”. Воспитывать интерес к русским народным играм. |
Декабрь |
|
Занятия | Конкурс рассказов на тему “В
деревенской избе, в светлой горенке” Цель. Закрепить названия предметов старинного быта. Учить использовать в своих рассказах пословицы и поговорки. |
Познавательная деятельность | Беседа на тему “Имя улицы моей”. Цель. Знакомить детей с историей родного города. Объяснить происхождение названий некоторых улиц города. Побуждать детей к связанным высказываниям на тему “Моя улица” |
Художественно-речевая деятельность | Знакомство детей с русской народной
сказкой “Крылатый, мохнатый да масленый”. Цель. Помочь детям понять смысл увлекательной и мудрой сказки, полюбить ее, обратить внимание на начало и конец сказки. |
Устное народное творчество | Конкурс народных пословиц. Цель. Умение отличать пословицу от поговорки. Вспомнить знакомые пословицы. |
Праздники, развлечения | Посиделки “Здравствуй зимушка-зима”. Цель. Познакомить детей с русскими народными зимними праздниками: Рождество, Новый год, Крещение; с обычаями, традициями празднования их. |
Январь |
|
Занятие | “Крещенский праздник”. Цель. Познакомить детей с русским народным праздником, с традициями и народными приметами с ним связанными. Рассказать детям о главном событии этого дня: освящение воды в проруби и купание в ней. |
Познавательная деятельность | Игра-путешествие “Город мой родной”. Цель. Продолжать знакомить детей с родным городом, его достопримечательностями. Учить описывать свои впечатления и настроение. Воспитывать интерес к родному городу. |
Художественно-речевая деятельность | Рассказывание и инсценировка
фрагментов из русской народной сказки “Лиса и
заяц”. Цель. Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками. Воспитывать любовь к ним. |
Устное народное творчество | Разучивание колядочных закличек. Цель. Познакомить детей с праздником “Коляда”, с его традициями празднования. |
Праздники, развлечения | Вечер русских народных игр. Цель. Разучить русскую народную игру “Пирог”. Вспомнить знакомые: “Звонарь”, “Ворон”. Создать радостное настроение. |
Февраль |
|
Занятие | “Не посрамим земли русской”. Цель. Продолжать знакомить детей с земли русской. Знакомить с былинами о русских богатырях. Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за мужество русских людей, желание быть похожими на них. |
Познавательная деятельность | Беседа на тему “Русская березка”. Цель. Рассказать детям о русских традициях связанных с русской березкой-любимым деревом на Руси. Познакомить со стихами русских поэтов о русской березке. |
Художественно-речевая деятельность | Литературная викторина по
произведениям о защитниках земли русской
.Рассматривание картин и иллюстраций о русских
богатырях. Цель. Знакомить детей с былинными героями земли русской. Учить составлять рассказ по картинке. Воспитывать уважение к русским богатырям. |
Устное народное творчество | Знакомство с русскими народными
частушками. Цель. Познакомить детей с русскими народными частушками. Вызвать желание исполнять их. |
Праздники, развлечения | Праздник “ Масленица”.Русская
народная игра “Тень, тень, потетень” Цель. Познакомить детей с народными традициями празднования праздника: народные гулянья с блинами, спортивные состязания, сожжение чучела. |
Март |
|
Занятие | “Русский самовар”. Цель. Познакомить детей с предметом народного быта -самоваром. Обогащать знания о народных традициях, связанных с чаепитием. Воспитывать чувство гордости за русских мастеров-умельцев. Учить словесному описанию узоров, орнаментов. |
Познавательная деятельность | Беседа на тему “Что такое Земля?” Цель. Формировать у детей общее представление о Земле, о том, что все в природе взаимосвязано и что все это надо беречь, как наш общий дом. Упражнять в составлении предложений со словом “дом”. |
Художественно-речевая деятельность | Вечер загадок. Цель. Продолжать знакомить детей с жанрами устного народного творчества. Формировать умение находить в текстах загадок метафоры, сравнения. Воспитывать умение и желание придумывать загадки. |
Устное народное творчество | Сказка в гостях. Цель. Рассказывание детьми русских народных сказок по выбору детей. Воспитывать умение находить отличительные особенности в русских народных сказках, выделять средства выразительности, характерные для народного языка. |
Праздники, развлечения | “Огонек для милых мам” Цель. Учить детей почитать и уважать своих мам. Вспомнить пословицы, стихи о мамах, бабушках. |
Апрель |
|
Занятие | Занятие в кабинете изо на тему
“Русская матрешка” (с элементами рисования). Цель. Познакомить детей с народной игрушкой, с ее историей возникновения. Учить описывать матрешку, отмечая особенности росписи. Воспитывать интерес к народной игрушке. |
Познавательная деятельность | Коллективный рассказ на тему: “Родина
малая и большая”. Цель. Учить логически выстраивать монологи-рассуждения, используя при этом свои представления об окружающем мире. Воспитывать бережное отношение ко всему, что нас окружает. |
Художественно-речевая деятельность | Знакомство с народными пословицами о
труде людей в огороде, на участке. Цель. Познакомить детей с трудовыми действиями весной в огороде, на участке. Активизировать в речи детей пословицы. |
Устное народное творчество | Заучивание русской народной заклички
о жаворонке “Весну приаукиваем”. Цель. Закрепить знания детей о весенних приметах, вспомнить заклички, пословицы, поговорки. |
Праздники, развлечения | Посиделки “Дело было вечером” Цель. Вспомнить с детьми небылицы, обобщать их представление об этом жанре. Учить детей придумывать небылицы, получать от этого радость. |
Май |
|
Занятие | Игра “Колесо истории”. Цель. Закрепить знания детей о родном крае, об истории земли русской. Воспитывать любовь к Родине, чувство национальной гордости. |
Познавательная деятельность | Беседа “Мир вокруг нас”. Цель. Обобщить представления детей о природе своего края. Продолжать знакомить с Красной книгой. Познакомить с целебными травами. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. |
Художественно-речевая деятельность | Знакомство с творчеством А.С.Пушкина. Цель. Познакомить детей с детством поэта, об отношениях с няней, о любви поэта к родной природе. Познакомить детей с творчеством А.С.Пушкина. |
Устное народное творчество | Развлечение “На завалинке”. Цель. Помочь детям вспомнить знакомые частушки, небылицы, поговорки, заклички, народные игры, пословицы, поговорки, приметы, сказки, былины русского народа. |
Праздники, развлечения | “Волшебный сундучок” - драматизация
русской народной сказки “Сестрица Аленушка и
братец Иванушка” с помощью театра игрушек. Цель. Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками, развивать умение драматизировать. |
3. Завершающий этап:
Вечер при свечах совместно с родителями детей:
- Ответы на вопросы викторины;
- Драматизация отрывков из русских народных сказок;
- Чтение стихов А.С.Пушкина;
- Конкурс народных пословиц, поговорок, примет, загадок, закличек;
- Русские народные игры.
Список используемой литературы:
- Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарий календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / авт.- сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.Н. Маркеева, О.Н. Корепанова и др. – 3-е изд., перераб. и допол. – СПб: “ДЕТСТВО ПРЕСС”, 2001.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: детство-Пресс, 2000.
- Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.
- Виноградова Н.Ф. Моя страна Россия : пособие для ст. дошк. и мл. шк. возраста / Н.В. Виноградова, Л.А. Соколова. – М.: Просвещение, 2005.