"Игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе. Детский коллектив не играющий не будет детским коллективом…Воображение развивается только в коллективе, обязательно играющем".
Макаренко А.С.
Выбор этой темы обусловлен её особенной актуальностью в современных условиях. Дело в том, что сегодня в России за последние 5 лет число детей-сирот и детей-инвалидов увеличилось на 70%. А мы знаем, для того чтобы ребенок развивался нормально, необходимо, чтобы окружающие его условия этому соответствовали - необходимы устроенный быт, полноценное питание, общение со сверстниками, принятие окружающими, любовь близких родственников. Понятно, что государственное учреждение может лишь частично выполнять указанные функции. Как показывает практика, дети-сироты раннего возраста, воспитывающиеся в доме ребенка, обычно имеют задержку психомоторного и речевого развития. В доме ребенка дети, как правило, постоянно находятся в микросоциальной среде учреждения, которая является для них основой формирования социального поведения. Оказавшись в доме ребенка, дети часто попадают в материально обедненную среду. Такая среда, вызывая сенсорный голод, вредна для человека в любом возрасте, особенно для ребенка в раннем возрасте. В данных условиях специалисты (педагоги, психологи, врачи) говорят о депривации. Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов. Всем хорошо известно, что психическое развитие младенцев во многом определяется здоровьем малыша, к сожалению, констатируется тот факт, что в доме ребенка дети, как правило, имеют ряд проблем в развитии почти всех сфер личности. Учитывая условия депривации, в которых они вынуждены находиться, особо остро стоит задача сенсомоторного развития малышей как основы их дальнейшего личностного становления. Отсюда, отчетлива, видна необходимость создавать в доме ребенка сенсорно насыщенную среду.
Главная цель опыта: “Спроектировать систему дидактических игр, направленных на сенсорное развитие детей второго-третьего года жизни”.
Опыт рассчитан на воспитателей домов ребенка, а также детских садов, работающих с детьми второго-третьего года жизни.
При использовании опыта необходимо использовать следующие правила:
- Занятия проводить в игровой и занимательной форме;
- Использовать материал, который должен отвечать следующим требованиям:
- Привлекательность;
- Выразительность и ясность;
- Прочность;
- Безопасность;
- Вариативность операционного материала.
- Чередовать индивидуальные формы обучения с фронтальными;
При проведении занятий учитывать специфику возраста детей и использовать соответствующие приемы обучения:
- Показ и объяснение;
- Показ предметов в действии с их называнием;
- Приемы сопоставления и наложения;
- Показ ряда последовательных действий с предметами;
- Периодическое использование на занятии одного и того же предмета;
- Показ картинок с изображением отдельных предметов;
- Создание проблемных ситуаций; вариативность действий.
- Деление на подгруппы осуществлять не по возрасту, а по уровню развития детей;
- Поощрять любые попытки общения детей с воспитателем и друг с другом.
Я давно работаю с детьми в возрасте от одного года до трёх лет. Сенсорное развитие детей данного возраста всегда было и остаётся определяющим. Игры с цветом, формой, величиной являются обязательными в развитии этих детей и вызывают большой интерес у них. Поэтому я давно уже стала организовывать небольшие по длительности игры и упражнения, с дидактическим материалом надеясь на то, что у воспитанников быстрее будут формироваться сенсорные эталоны, лучше будет развиваться мелкая мускулатура пальцев, повысится произвольность и координированность движений руки, осознанность действий.
Мною была изучена научно - методическая литература по данной теме: Павловой Л. Н., Лыковой И. А., Янушко Е. А., Борисенко М.Г., Лукин Н.А., Пилюгиной Э. Г.. Все авторы в своих пособиях последовательно раскрывают программные требования, условия и содержание воспитательно-образовательной работы, методы и приемы умственного воспитания детей, их познавательное развитие.
Что же характерно для сенсорного развития ребенка 2-го года жизни? Ребенок встречается с разнообразием предметов и их свойств. Играя с различными дидактическими игрушками, малыши учатся сравнивать, различать качества предметов, их форму, величину, цвет.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
В дидактической игре содержатся все структурные элементы, характерные для игровой деятельности детей: замысел, содержание, игровые действия, правила, результат. В дидактической игре игровая задача иногда заложена в самом названии игры: "Парные картинки", "Соберем бусы" и т.п. Интерес к ней, стремление выполнить её активизируется игровыми действиями. Чем они разнообразнее и содержательнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.
Результат дидактической игры - показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, в развитие умственной деятельности, взаимоотношений.
Учитывая специфику работы в доме - ребенка и
тему данного педагогического опыта, я провела
контроль по сенсорному развитию детей при их
поступлении в группу, а затем при выбытии из
группы используя показатели развития детей Л. Н.
Павловой
ведущего научного сотрудника центра
“Дошкольное детство” им. А.Б. Запорожца,
кандидата психологических наук для детей от
рождения до трех лет, Стребелевой Е. А. для детей
от рождения до трех лет, Н. М. Аскарина, К. Л.
Печора, Г. В. Пантюхина для детей с 1 до 3 лет. Во
всех методиках диагностики развития по каждому
показателю дано:
- Название показателя;
- Срок его формирования;
- Ситуация проверки;
- Методика определения развития (действия взрослого);
- Положение или поза ребенка;
- Объем требований и задач предъявляемый ему;
- Поведение ребенка, свидетельствующее о выполнении или невыполнении задания.
Смысл изучения детей воспитателем состоит в том, чтобы понять уровень развития малышей, выявить причины отклонения от нормы и создать условия для их развития. Правильно подобрать методы и приемы воздействия на малышей и проверить их эффективность, спроектировать дальнейшее психологическое развитие воспитанников. В итоге мною было составлено перспективное планирование дидактических игр для детей от 1 года до 3 лет с учетом их психофизического развития (приложение 1 и приложение 2). В перспективном планирование предусматривается:
- Отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь)
- Установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;
- Подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки);
- Подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
В предлагаемом перспективном планировании игры и упражнения представляют собой определенную систему, так как при его создании учитывались следующие признаки системности:
- Постепенное усложнение задач (от простого к сложному). Каждая следующая игра основана на знаниях и умениях, полученных детьми в предшествующих играх, и вносит нечто новое, расширяя и углубляя эти знания и умения.
- Деятельностный подход. В каждой следующей игре происходят изменение соотношений деятельности воспитателя и ребенка, то есть осуществляется переход от совместной деятельности детей по подражанию к самостоятельной деятельности.
Основу перспективного планирования составили занятия из пособия для воспитателей и родителей Павловой Л. Н.. Методическое пособие предлагает тематику, содержание, формы организации детей. Темы выбраны, на мой взгляд, удачно: они понятны и доступны детям, программное содержание также соответствует возрастным возможностям детей, формы организации предполагают как индивидуальные, так и фронтальные занятия с небольшой подгруппой детей. Большая часть предложенных занятий повторяет те игры и упражнения, которые я давно использую в своей практике. Данные игры и упражнения ставят те же цели и задачи: формирование сенсорных эталонов, развитие мелкой мускулатуры пальцев рук, повышение произвольности и координированности движений руки,
На протяжении почти пяти лет я использовала данное методическое пособие в своей деятельности вместе с собственными практическими наработками. На протяжении всего периода работы по данной теме я большое внимание уделяла методам обучения, которые рекомендует автор пособия и, которые дают положительный результат в моей практике. К основным методам обучения дидактическим играм детей раннего возраста относятся следующие: поисковый, репродуктивный, игровой и метод упражнений. После апробирования данных методов в условиях своей группы я пришла к выводу, что их использование диктуется особенностями психофизического развития детей раннего периода, а также целями и задачами конкретных занятий.
- Поисковый метод эффективен при создании образовательных ситуаций, которые побуждают детей к самостоятельной поисковой деятельности и нахождению способа выполнения задания путём проб и ошибок. Эффективность применения данного метода можно рассмотреть на примере занятий: “Собрать пирамидку с учетом величины колец” (Рисунок 1), “Игра с вкладышами” (Рисунок 2), “Игры с занимательными коробками (паровозик, утенок, машина) имеющие по три - четыре прорези для геометрических фигур”.
Рисунок 1
Рисунок 2
Использование поискового метода побудило малышей к активным поисковым действиям. Дети самостоятельно действовали путём сравнения, сопоставления и добивались нужного результата.
- Репродуктивный метод применялся мною на занятиях, когда дети овладевали механизмом выкладывания и составления целого из отдельных частей. Например, в составлении целой фигуры из двух разных, непохожих частей (разрезные картинки); составить и выложить фигуры с большим количеством деталей - снеговик, елочки, дом с окошками; наложение геометрических фигур на рисунок - блоки Дьеныша. Использование репродуктивного метода в данных случаях способствовало формированию у детей сознательных и произвольных действий, связанных с аналитическим процессом познания.
- Метод упражнений я также широко использовала в своей практике и до сих пор использую на занятиях по сенсорному развитию. Особенности развития детей данного возраста указывают на необходимость организации повторяющихся действий в обучающем процессе. Они необходимы как для более качественного овладения детьми, определёнными умениями, так и для ускорения осознанности и произвольности в деятельности. В этом плане достаточно эффективными оказались индивидуальные занятия, например - “Снимаем и надеваем кольца на палочку”, “Проталкивание палочкой кубика (шарика) сквозь полый цилиндр”, “Прокатывание шариков по лоточку” и т.д.
- Игровой метод является преобладающим и основным в организации моих занятий с дидактическими играми. Фактически игровой характер обучения пронизывает весь учебный процесс. Во время этих игр у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития. У детей воспитывается способность сосредоточиться на том, что им показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова. Очень важно помнить, что игры должны создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость. Эта радость является залогом успешного развития детей.
Список литературы:
- “Развивающие игры - занятия с детьми от рождения до трех лет”. Л. Н. Павлова Пособие для воспитателей, родителей. “Библиотека воспитателя” Издательство “Мозаика-Синтез” 2003
- “Раннее детство: познавательное развитие”. Л. Н. Павлова, Е. Б. Волосова, Э. Г. Пилюгина Для дошкольных образовательных учреждений. Методическое пособие. Москва Мозаика-Синтез 2006
- “Дети раннего возраста в детском саду” С. Н. Теплюк, Г. М. Лямина, М. Б. Зацепина Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду. Москва Мозаика-Синтез 2007
- Оздоровительная и воспитательная работа в доме ребенка. Книга для работников дома ребенка. Москва “Просвещение” 1989