Цель: Познакомить родителей с особенностями развития физической выносливости у детей старшего дошкольного возраста и самоконтроля.
Изучения деятельности детей показали важнейшую роль смыслов в её регуляции. В исследованиях (А.В.Запорожца, Д.Б. Эльконина В.Г.Котырло и др.) подчёркивается, что с одной стороны ребёнок руководствуется смыслом как регулятором поведения, если малыш понимает смысл дела, то он принимает и удерживает цель.
Однако, с другой стороны Е.А. Бугрименко показывает, что самоконтроль может выступать как особый тип взаимоотношений между людьми (т.е. социальная сторона контроля), дети затрудняются в осуществлении самостоятельных контрольных действий, поэтому чтобы помочь дошкольникам осмыслить своё правильное поведение чрезвычайно важна роль воспитывающего взрослого, так как только в диалоге со взрослыми дети постигают значение и смысл физической культуры, человеческих действий и поступков, направленных на укрепление своего здоровья, выносливости и других качеств, формируется умение соотносить оценки взрослого со своим собственным поведением. В этой связи, учёные рекомендуют вариативно использовать оценку как средство управления ребёнком, развития его произвольного поведения, дисциплинированности и организованности.
В свою очередь общение взрослого и ребёнка помогает освоить эталоны контрольно-оценочных суждений, обобщённую логику человеческой деятельности, в том числе и физкультурно-оздоровительной, а также усвоить “язык” человеческих чувств, который также является средством регуляции деятельности и поведения. Именно эмоционально-насыщенное взаимодействие взрослого и ребёнка, поддержка малыша на всех этапах выполнения двигательной деятельности, позволит развивать самоконтроль и очень необходимое в старшем дошкольном возрасте качество-выносливость. Под выносливостью понимают все время мышечной работы заданного характера до усталости и на фоне её (Н.Л.Ноткина). Она определяется свойствами ЦНС и процессами, которые происходят в ней при мышечной деятельности уровнем воли, самоконтроля, а так же энергообменом в организме, который зависит от мощности работы сердца в аэробном режиме, от эффективной реакции печени (гликолиза) от энергетики мышц в анаэробном режиме.
Чтобы развивать выносливость и самоконтроль необходимо использовать циклические движения В.Г Фролов и Г.П Юрко рекомендуют использовать общий объем беговой нагрузки с 720 до 1400:
- Медленный бег (180-300-раза);
- Бег со средней скоростью (100-250-2раза).
Е.Н.Вавилова рекомендует лыжные прогулки с преодолением многочисленных естественных препятствий: некрутые подъёмы и спуски.
№ | Содержание физических упражнений | Дозировка, темп | Методические указания | Примечания |
I. | Ходьба парами с упражнениями на дыхание, парный бег. | 1 круг. 2 круга. |
||
Ходьба парами с имитацией ходьбы
лыжников. Взрослые и дети берут лыжи. Построение врассыпную. ОРУ с лыжами. |
В гости пришла Снежная Баба. Читает стихи:
(Г.Сапгир) Угадали-молодцы! Я пришла вас порадовать уральской зимой, морозцем. Да лыжнёй звенящей! Готовы к тренировке, не боитесь мороза и усталости? Вперёд, марш! Указание Снежной Бабы о сгибании ног в коленях, положении спины. |
|||
1. “Передай лыжи друг другу”. И.п. – Встать спиной друг к другу, лыжи перед собой. В. 1 – Поднять лыжи вверх, прогнуться, сказать хоп ! передать друг другу. 2 – Вернуться в и.п. |
6 раз умеренно. | Старайтесь быть внимательными и собранными, не выполнять лишних движений. | ||
2. “Весёлые лыжники”. И.п – Встать лицом друг к другу, ноги вместе, руками взяться за середину лыжи. В. 1-3 – выполнять прыжки-подскоки направо; |
2 СЕРИИ по 10 прыжков. | Это упражнение требует внимания и выносливости. | ||
3. “Проверим крепления друг у
друга”. И.п – стоя лицом друг к другу на расстоянии трех шагов. В.1-4 наклон вперёд,в положении упор на ступнях и руках передвигаться по снежной площадке. |
4 раза умеренно. | “Снежная баба” в паре с ребёнком показывает это сложное упражнение. | ||
4. “Повороты лыжников”. И.п – Встать лицом друг к другу, взяться руками за лыжу, ближе к середине. В – Выполнять повороты направо (налево), поднимая лыжи махом вверх при поворотах внутрь и наружу, перехватывая её. |
2 серии по 4 раза в каждую сторону. | Указание об энергичном движении рук. | ||
5. Упражнения в падении
(обучение самостраховке) И.п – Стоя боком к снежному сугробу. В – поочерёдно взрослый и ребёнок подталкивают друг друга в сугроб- нужно упасть правым ( левым) боком в “группировке”. |
По 4 раза. | Указание Снежной бабы “ не забудьте помочь друг другу отряхнуться, вполне может быть, что у меня ещё появятся подружки”. | ||
6. “Прыжки в паре”. И.п – Стоя лицом друг другу взяться за руки правая нога вперёд. В – Прыжком меняем положение ног. |
2 серии по 10 прыжков. | Указание о высоте прыжка | ||
7. Упражнения на восстановление дыхания. | 1 круг. | Капитаны команд получают карточки с заданиями | ||
II. | Дети и родители одевают лыжи и строятся
по командам: “Снеговичок”, “Льдинка” , “
Солнышко”. Выполнение заданий по этапам,
указанным на карточках:
|
2 раза дистанция 1 км. | Задания выполняются по 2 раза на парной лыжне. Взрослые помогают детям проявлять самоконторль и выносливость, волю и терпение. Следить, чтобы оказывали помощь друг другу на дистанции. | |
По окончании заданий все команды
собираются на снежном стадионе и играют в П\Игру
“Снежная карусель” Еле-еле, еле-еле
закружились карусели |
2 раза в разные стороны. | Снежная Баба держит обруч с длинными лентами. Дети и родители медленно скользят на лыжах по кругу, ускоряют скольжение, замедляют скольжение, останавливаются, поворачиваются лицом в круг, поднимают вверх, опускают под текст. | ||
III. | Подведение итогов. | При подведении итогов обратить
внимание на реакцию и поведение детей.
|
В заключение Снежная баба всех поздравляет с началом весёлой Уральской зимы и дарит на память снежинки. На каждом лучике снежинки написаны правила развития выносливости: выполнять упражнения для всех основных мышечных групп, чередовать моменты напряжения и расслабления мышц, используйте знакомые, не трудные движения, продолжительность непрерывных движений должно быть около 2 минут, развитие выносливости предполагает первоначальную степень утомления (покраснение лица и потливость), дистанцию увеличивают постепенно (от 500 метров до 1 км). Зимой выносливость быстрее развивается на лыжне.