Цель: Совершенствование и обобщение знаний о глаголе как части речи.
Задачи:
- Развивать умения правильно писать окончания глаголов, имен существительных, прилагательных.
- Развивать лексическую и орфографическую зоркость, речь школьников, умение рассуждать и анализировать.
Оборудование: мультимедийный проектор; портативный компьютер.
Демонстрационный материал:
Д1 – Свяжешь, верите, играет, таяли, заметите,
слышал, увядает, подержите, ненавидел.
Д2 – Что такое глагол?
Д3 – Как изменяются глаголы?
Д4 –
Д5 –
На морозе горит лицо.
В квартире горят все лампочки.
Больной весь горит.
Глаза горят от радости.
Гореть на работе
Обувь горит на нем
Д6 – Неопределенная форма глагола.
Д7 – Спряжение.
Д8 – Написание не с глаголом.
Д9 – Написание глаголов 2 лица, ед. ч.
Д10 – Суффиксы глаголов прошедшего времени.
Д11 – Роль глаголов в предложении.
Раздаточный материал:
Р1 – Кроссворд.
Поставьте глаголы, соответствующие следующим глаголам 1 лица ед. числа, в неопределенную форму.
- Прошу;
- Пойму;
- Подниму;
- Терплю;
- Бегу;
- Ловлю;
- Соберу;
- Тру;
- Берегу.
Р2 – Тест.
1. Выбери верное утверждение.
а) Если у глагола безударное личное окончание,
то его нужно проверить ударением.
б) Если у глагола безударное личное окончание, то
его нужно поставить в неопределенную форму и
определить, какая стоит перед –ть.
2. Выберите верное утверждение.
а) К первому спряжению относятся глаголы на ать,
уть, еть, ть.
б) К первому спряжению относятся глаголы на ать,
уть, еть, ть, и еще глаголы брить, стелить.
3. Выберите верное утверждение.
а) Ко второму спряжению относятся глаголы на ить.
б) Ко второму спряжению относятся глаголы на ить
и еще 11 глаголов - исключений.
4. Какие глаголы имеют окончание ешь?
а) Молв…;
б) Искупа…;
в) Дыш…;
г) Гон…;
д) Се… .
5. В каких глаголах суффикс я?
а) Та…л;
б) Кле…ла;
в) Ре…л;
г) Ве…л;
д) Леле…ла.
6. Какие глаголы относятся к первому спряжению?
а) Бре…т;
б) Гон…т;
в) Масл…т;
г) Ненавид…т;
д) Стел…т.
Ход урока
1. Организационный момент.
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду –
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады
И хлеб в полях растет
- Какая часть речи может сказать так о себе?
2. Минутка чистописания
Прочитайте слова. (Д1) На минутке чистописания мы напишем цепочку букв. Первая букве является приставкой одного из слов и обозначает парный глухой твердый согласный звук. Какая это буква, где находится?
- Это буква с. Она является приставкой в
слове свяжешь.
- Согласную с будем чередовать с главными
буквами слова, в котором все согласные
обозначают мягкие звуки.
- Это слово верите.
- Составьте цепочку букв.
- Сесисе.
- Напишите цепочку до конца строки.
3. Повторение изученного. Формулирование темы урока.
- Что объединяет слова?
- Все слова – глаголы.
- О чем мы будем говорить сегодня на уроке?
- О глаголах.
(Обозначается тема и цель урока).
- Говорить о глаголе мы будем по плану (Д2).
- По каким признакам можно разделить данные
глагола на группы?
- По числам (Д3).
- Расскажите об изменении глагола по числам.
- Еще по какому признаку можно разделить слова?
- По временам.
- Расскажите об изменении глагола по временам.
- Найдите еще один признак.
- По видам глаголов.
- Запишите слова в тетрадь, распределяя на группы
по признакам.
1 вариант – по числам.
2 вариант – по временам.
3 вариант – по видам.
4. Словарно-орфографическая работа.
Для того, чтобы вы смогли назвать новое слово из словаря, вам надо выполнить мое задание. Посмотрите на геометрические фигуры (Д4).Каждая фигура содержит определенную букву. Запомните фигуры и буквы в каждой их них (через 30 секунд фигуры убираются).Теперь я буду показывать фигуры в другой последовательности и без букв, а вы должны вспомнить, какие буквы были изображены на каждой их низ, и соединить их между собой. Какое у вас получилось слово?
Получилось слово гореть.
Объясните значение этого слова.
В процессе работы дети приходят к выводу, что это слово имеет несколько значений.
Давайте рассмотрим несколько значений этого слова в предложениях и фразах (Д5).
На морозе горит лицо. Означает, что человек
краснеет от холода.
В квартире горят все лампочки. Означает, что
лампочки дают свет.
Больной весь горит. Означает, что у больного
большая температура.
Глаза горят от радости. Означает, что глаза
сверкают, блестят.
Гореть на работе – трудиться, не жалея сил я
здоровья.
Обувь горят на нем – обувь быстро
изнашивается.
Напишите слово гореть три раза. Поставьте ударение.
Сделайте фонетический разбор слова.
Составьте предложение с этим словом.
Кто может подобрать слова – синонимы к слову загорается (зажигается).
5. Закрепление изученного.
- Что можно отметить в написании слова гореть?
- В слове гореть непроверяемая гласная о.
На конце пишется ь, потому что это слово является неопределенной формой (Д6).
- Что вы знаете о глаголах, стоящих в неопределенной форме?
Найдите глаголы в неопределенной форме в отрывке из сказки:
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь…
- Какой глагол отличается от всех других?
- Это глагол вертеться.
- Объясните его написание.
- Это возвратный глагол, оканчивается на -ться.
- Разгадайте кроссворд (Р1).
- Какое слово спряталось?
- Спряжение (Д7).
- Что называется спряжением?
- Все ли глаголы спрягаются?
- Как определить лицо и число глагола?
- Сколько спряжений у глаголов? Для чего надо
уметь определять спряжение глаголов?
- Вспомните алгоритм, по которому определяем
спряжение.
Один ученик объясняет на примере одного из глаголов первого задания.
- Сейчас вы увидите фрагмент сказки “Бэмби” У. Диснея и выполните задание. Записать как можно больше глаголов которые обозначают действие предметов и героев сказки.
Дети записывают слова: нюхает, падает, вылазит, бегает, кружится, радуется, показывает, смеется, помогает, старается, подталкивает, улыбается, не получается.
- Прочитайте слова, объясняя написание
окончаний.
- Как записали не получается? (Д8).
- Не с глаголом пишется раздельно.
- Запишите еще два примера на это правило.
6. Физкультминутка.
- Как отличить глагол от другой части речи?
- Я буду называть слова. Если услышите глагол – приседаете, если другую часть речи – хлопок в ладоши: рыбак, рыбачил, рыбный, замолчали, молчание, молчаливый, смешной, смех, смешил, черный, чернел, чернота, бедняк, беднеет, бедный.
- Все ли глаголы на – ить относятся ко 2
спряжению?
- Нет, не все глаголы – исключения:
Четыре глагола на - ать;
Семь глаголов на – еть.
- Я вам буду читать отрывки из произведения хорошо знакомого поэта.
Вы должны услышать глаголы – исключения и записать в тетрадь
(Отрывки из сказок А. С. Пушкина).
Крепко связаны ей локти;
Попадется зверю в когти
Меньше будет её терпеть
Легче будет умереть.
- Это глагол терпеть.
- Запишите его в 3 лице ед. числа.
Как под крылышком у сна,
Так тиха, свежа лежала,
Что лишь только не дышала…
- Это глагол дышала.
- Запишите его в 1 лице мн. числа.
Смотрит – видит дело лихо:
Бьется лебедь средь зыбей…
- Это глагол смотрит, видит.
- Запишите его во 2 лице мн. числа.
Комаром оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал.
- Это глагол догнал.
- Запишите его во 2 лице ед. числа (Д9).
- Запишите еще два глагола на это правило.
Как услышал царь – отец
Что донес ему гонец…
- Это глагол услышал.
- Объясните написание этого слова (Д10).
- Это глагол прошедшего времени, суффиксы -а, -л,
потому что в неопределенной форме у глагола услышать
перед -ть стоит гласная а.
7. Объяснительный диктант.
Пригревает весеннее солнце. На лесной поляне тает снег. С горки по дороге бежит звонкий ручей. Он наполнил до краев глубокую лужу, побежал через край.
- Последнее предложение разобрать по частям речи и членам предложения (Д11).
Сделать морфологический разбор слова:
1 ряд – пригревает;
2 ряд – весеннее;
3 ряд – по дороге.
8. Итог урока.
Результат работы – выполнение заданий теста (Р2).
9. Домашнее задание.