Цели:
Обучающая: привести в систему и обобщить навыки решения уравнений различными методами.
Развивающая: продолжить развитие умений и навыков самостоятельного пополнения знаний, развитие умения сопоставить факты, способности переводить теоретические знания в практические навыки.
Воспитательная: прививать интерес к предмету, формировать коммуникативные навыки личности.
Тип занятия. Обобщение и систематизация знаний учащихся.
Метод. Частично-поисковый.
Основные этапы занятия:
- Фронтальная работа
- Выступления учащихся
- Решение заданий по тестам ЕГЭ
- Презентация по теме “Использование рациональных уравнений в физике”
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная; доска, раздаточный материал.
Ход занятия
I. Организационный момент
II.Фронтальная работа.
( Презентация урока. Приложение №1)- Вступительное слово учителя.
- Современная математика немыслима без решения уравнений. Уравнения имеют не только важное теоретическое значение, но и служат чисто практическим целям.
Овладевая способами их решения, мы находим ответы на различные вопросы из науки и техники. Однако программой школьного курса математики не предусмотрено обобщение и систематизация знаний об уравнениях и методах их решения. В этом нам помогут занятия элективного курса.
Сегодня на занятии мы обобщим и систематизируем знания о методах решения уравнений, рассмотрим применение их в решении заданий по тестам ЕГЭ -2009 .
- Я обращаюсь ко всем, кто обучается математике и заинтересован в овладении её, и говорю:
Слайд 1 “Конечно, будем учиться доказывать, но давайте также учиться догадываться” (Д.Пойа)
- Вспомним основные методы решения уравнений:
Слайд 2
- Метод подстановки
- Разложение на множители
Слайд3
Решите уравнение (задание из тестов ЕГЭ-2009)
27х – 8х = 3(18х - 12х)
Решение:
- Обсуждение и совместный поиск путей решения уравнения.
О.Д.З :
Заметим, что
27х = (33)х =(3х)3
8х = (23)х = (2х)318х = 2х • 9х =2х (3х)2
12х = (3 • 4)х = 3х (2х)2
Тогда уравнение примет вид:
(3х)3 – (2х)3 = 3 (2х(3х)2 – 3х (2х)2) .
Пусть
2х = а, 3х = b, где а > 0, b > 0 .
b3 – a3 = 3 (ab2 – ba2),
b3 - a3 – 3ab2 + 3ba2 = 0,
- (a3 – 3a2b + 3ab2 – b3) = 0,
- (a – b)3 = 0,
(a – b)3 = 0,
a – b = 0
Вернемся к замене:
2х = 3х,
х = 0
Ответ: 0
Слайд 4 - Какой метод решения показательного уравнения здесь использовали? (Метод замены переменной)