У взрослых людей бытует мнение, что интеллектуальный человек – это прежде всего эрудиция, большой багаж знаний, грамотная речь. Но меня заставили расширить эти представления мои же ученики. В сочинении – рассуждении на тему: “Я очень умный – что это значит?” мнения детей были намного шире представления взрослых. Умный – это не только знания, но и самостоятельность, ответственность, сообразительность, умение делать то, что не умеют другие, способность быстро сориентироваться в любой ситуации. Приведу несколько примеров таких работ.
“Умный человек – это человек, который может подсказать в трудной ситуации”
“Умный человек – добрый, вежливый, готовый всегда прийти на помощь другим”
“Умный человек – это человек внимательный, честный, исполнительный и мудрый”
“Умный человек должен принимать только правильные решения в различных ситуациях. Он должен быть порядочным, добрым человеком”
Заинтересовавшись, я встретилась с рядом определений интеллекта и стала сторонником следующего определения: “Интеллект – это обучаемость, то есть способность усваивать и самостоятельно добывать новые знания”
В своей работе по развитию интеллекта я часто возвращаюсь к рассуждениям моих ребят. Это своеобразная подсказка или направление в моей деятельности. На некоторых этапах моей работы я остановлюсь подробнее.
Одним из важнейших показателей интеллекта человека является речь. В понятие хорошей и грамотной речи включается богатство, точность и выразительность. Совместно с ребятами, в целях речевого развития, в нашем классе разработаны Правила.
- Говори ясно и кратко.
- Не говори того, что все знают.
- Говори правду: не говори того, что считаешь ложным.
- Не говори того, на что у тебя нет достаточных оснований.
- Говори так, чтобы тебя поняли.
Если хочешь стать хорошим оратором, сначала нужно стать хорошим человеком. А для этого необходимо:
- Обаяние – умение быть самим собой, быть естественным.
- Уверенность в себе, умение повести за собой слушателей.
- Дружелюбие, искренность.
- Заинтересованность, увлеченность.
Эти Правила помогают детям не только во время выступлений, но и повседневной жизни. В общении друг с другом.
Очень часто я задаю себе вопрос: “Почему дети теряют интерес к чтению уже к четвертому классу?” И нахожу ответ в том, что длительное время ребенок читает, плохо понимая содержание, вынужден слушать плохое чтение своих товарищей на уроках, работать с уже знакомым материалом. Поэтому требуется обучение быстрому чтению, т.е. вести большую работу над техникой чтения.
Существует много различных подходов в обучении детей чтению. Мне больше по душе пришелся подход А.М. Кушнира. На первое место автор выдвигает ценность читаемого текста, обучение извлечению информации, языковых средств и вызываемых ими переживаний. В отличии от традиционной методики при информационно-ценностном подходе дети уже в первом классе с первых уроков чтения начинают читать только словами и художественные произведения детской литературы. На первых уроках - это загадки, пословицы, народные песенки, сказки. Способствует этому использование звукового ориентира при чтении, т.е. это может быть или чтение учителем вслух или использование магнитофона.
На моих уроках дети читают на первых этапах шепотом, а затем вслух со мной по 5-6 минут, подражая всем тонкостям произношения. Затем проводится самостоятельное чтение детей заданного отрывка и в заключении, проверка прочитанного по цепочке. Такая работа проводится ежедневно и не допускает пропусков.
“Без поэтической, эмоционально-эстетической струи невозможно полноценное умственное развитие ребенка” В.А.Сухомлинский
Знакомство с поэзией начинаю с первых уроков обучения грамоте, чтения и развития речи. Применяю на занятиях много стихотворного материала (сказки, загадки, стихи о буквах и звуках). С помощью скороговорки дети практически знакомятся с понятием “рифма” и уже без труда справляются с творческими заданиями “Подбери рифму”.
Творческие способности детей продолжаю развивать при изучении и сочинении считалок. Ребята с радостью и гордостью читают свои творения. Во втором полугодии первого и начала второго класса продолжается наблюдение особенностей стихотворной речи. На уроках русского языка, развития речи предлагаю детям занимательные задания: найти среди данных слов рифмующиеся слова, игра “Пойми рифму”, “Четвертый лишний”, “Кто-то начал, ты продолжи”.
Творческие способности развиваю и на уроках окружающего мира, во время прогулок и экскурсий.Многое удается увидеть ребятам, если постоянно поддерживать их интерес, помогать видеть прекрасное. Наблюдая за изменениями, происходящими в природе, ребята сочиняют загадки, стихи, песни. В классе уже определились группы поэтов и писателей. Очень нравятся детям писать сочинения на темы: “Моя мечта”, “моя фантазия”, “Я в будущем” и другие.
С большим интересом ребята выполняют творческие работы на уроках ИЗО и трудового обучения.
Например, на обороте рисунка или же аппликации на тему: “Весна” дети пишут краткое содержание: прозой – слева, а в стихотворной форме – справа. В процессе работы рождаются новые замыслы, которые находят воплощение или же в рассказе, или же в стихах.
Анализ детских работ проводится на уроках обобщения. Делаем это так: изготавливаем два стенда – “Мне нравится” и “Мне не нравится”. Все работы выставляются для анализа и обсуждения. На стендах дети отмечают, какая работа понравилась или же наоборот. Такая работа продолжается всю неделю. В конце недели проводим обсуждение работ, и выслушиваются аргументы выбора. Вместе с ребятами подчеркиваем достоинства каждой работы, зачитываются понравившиеся отрывки. Я учу детей оценивать работы. С тем чтобы в будущем не повторять ошибок. “Все работы удачные, - повторяю я - но эти лучше всех, давайте вместе докажем это”.
Не для кого не является секретом то, что “книга – источник знаний”. А умный человек, по словам моего ученика, должен очень любить читать книги.
Действительно, книги раскрывают перед детьми сложный мир жизненных явлений, учат разбираться и правильно оценивать их. Из книг дети узнают прошлое и настоящее, книги обогащают ум, помогают преодолевать трудности.
Немалое влияние оказывает чтение книг и на успеваемость, так как много читающие дети привыкают самостоятельно учиться, находить ответы на интересующие вопросы. Поэтому моими детьми была создана классная библиотека. Ребята выступают в роли библиотекарей, пополняя ее запас необходимой литературой, знакомят с содержанием. Действует принцип: “Узнал что-то новое или интересное - поделись с другим”.
Раз в неделю мы с удовольствием посещаем городскую библиотеку имени А.П. Гайдара. Дети с нетерпением ждут этих занятий, активны, не боятся высказывать свое суждение. Благодаря работникам библиотеки дети становятся участниками самых разнообразных конкурсов, викторин, праздников, а порой и сами выступают в роли авторов сценарий.
Развитию интеллекта принято большую роль отводить в процессе обучения и частично во внеурочное время. Мое мнение – это единое целое. Существует своеобразная система в моей работе, в которой я стараюсь выстроить внеклассную работу не только по определенным направлениям, но и по времени.
Работа проводится в течение всего года, т.е. это марафон творчества, включающий в себя постепенный, плавный переход от одного вида деятельности к другому. Необходимо придерживаться мнения В.А.Сухомлинского: “Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно”. Именно поэтому работа выстроена “цепочкой дел” по направлениям: литература, искусство, наука.
В начале года идет формирование инициативных групп по направлениям. Они отвечают за организацию и проведение мероприятий на данном этапе. Инициативная группа представляет классу свои предложения, и вырабатываются условия конкурса или игры, учитывая мнение всех. Начинается для всего класса кропотливая творческая работа.
Например, работа на этапе “Литература”.
В сентябре был объявлен конкурс “Стань звездой”. Нужно было представить стихи собственного сочинения, самостоятельно написанные фантастические и приключенческие рассказы, сказки, скороговорки, загадки, считалки, дразнилки и т.д.
Инициативная группа проводила индивидуальные консультации ребят, еженедельные выставки творческих работ одноклассников; определяла номинации конкурса, готовила призы, подарки, дипломы, сделанные своими руками. Приглашались, по просьбе ребят, на консультации работники библиотеки, родители – тележурналисты местной студии, школьные поэты – старшеклассники и учителя.
Результатом конкурса стала выставка творчества, публикация работ учащихся в местной газете, оформление собственных книг, конечно же, большой праздник с подарками и сюрпризами.
Работа в данном направлении дала ряд положительных результатов. Мои ученики чувствуют себя увереннее, свободнее, раскованнее, переживают радость собственных достижений, они становятся общительными, коммуникабельными. Дети научились самостоятельно работать, подходить творчески и критически к решению поставленных задач, работать совместно, принимать во внимание точку зрения другого человека.
Такая работа качественно меняет отношение учителя к ребенку, создает атмосферу сотворчества.
Я не теряя, своей руководящей и организующей роли, становлюсь участником, консультантом, помощником коллективной деятельности. Исчезают нотки “командования”, которые обычно сильно звучат в начальной школе.