Новые стандарты акцентируют внимание учителей на практическом применении знаний учащимися. Это значит, что ведущей задачей учителя становится формирование ключевых компетенций – то есть готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни. Важно оценить не только знания, но и навыки, то, как они получены. Одним из методов формирования компетенций и подготовки учеников старшей школы к обучению в вузах является семинар.
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Современный этап мирового цивилизационного развития»;
Задачи:
- Обучающая: углубить и расширить представления учащихся о современных цивилизациях
- Развивающие: способствовать развитию умений выявлять и рассматривать проблемы в контексте значимых для учащихся жизненных ценностей, формировать исследовательские и творческие навыки, умения работать в команде;
- Воспитательная: заложить основы для воспитания личности, которая будет готова к жизни в современном этническом, культурном, языковом, религиозном разнообразии.
Тип урока: семинар изучения нового материала с групповой работой
Оборудование: мультимедийный проектор, презентации, Политическая карта мира, цветные карандаши, альбомные листы.
Предварительный этап:
Подготовка к семинару включает в себя:
- Выбор темы, определение задач
- Подбор доп. литературы
- Распределение заданий и тем для сообщений
- Организация предварительной работы, консультации
- Выбор методов и приемов проведения
- Подбор средств наглядности
- Составление плана проведения семинара
Ход урока
I. Оргмомент
II. Изучение нового материла
План семинара:
- Вводное слово учителя, формулирование задач, постановка проблем, знакомство с планом проведения
- Выступления учащихся (сообщения по теме)
- Обсуждение вопросов семинара в процессе беседы
- Подведение итогов ( анализ сообщений, оценка выступлений)
Вводное слово, тема, цели, план урока
Опираясь на презентацию, учитель сообщает о возрастании роли геополитики в современном мире.
Слово учителя ( тезисы):
Геополитика как отрасль политики.
Потеря контроля над географическим пространством приводит к тому, что его занимает кто – то другой.
Преимущество у того, кто контролирует определенные географические точки на планете
Рассматриваем периоды в развитии геополитики во второй половине ХХ века, выделяем источники конфликтов:
- различия культур (отношения между людьми и Богом; человеком и государством)
- мир тесен
- рост национального самосознания
Задание группам:
- Изобразить символ своей цивилизации
- Разработать правила жизни в современном обществе
Слушаем отчёты групп:
Каждая группа представляет свою цивилизацию современного мира по плану:
- Религиозное ядро цивилизации
- Современные проблемы цивилизации
- Сообщение о наиболее значимом памятнике культуры
- Сообщение на тему «В мире интересного»
Перед началом выступления каждой группы, учитель , с опорой на презентацию, даёт краткую информацию о данной цивилизации по плану:
1. Западноатлантическая цивилизация:
Основа цивилизации: католицизм, протестантизм
Географический ареал: оба берега Атлантики
Население – 1 млрд. ч.
2. Китайско-конфуцианская цивилизация:
Основа цивилизации: конфуцианство – сообщение
Географический ареал: Китай и сопредельные государства
Население – 1, 5 млрд. ч. (только в Китае)
3. Индийско-буддистская цивилизация
Ядро культуры – буддизм – сообщение; веды – сообщение
Географический ареал: Индия, Цейлон, Непал, Лаос, Тибет – сообщение
4. Арабо-исламская цивилизация
Ядро культуры – ислам- сообщение; законы шариата – сообщение
«арабский пояс» вокруг Земли – сообщение
5. Евразийско-славянская
Ядро культуры – православие
Слово учителя (тезисы): Россия сегодня:
Точки зрения на место России в мире:
- Россия на «обочине» мира, поэтому технологическое, политическое, экономическое отставание
- Россия – мост из Европы в Азию
- Россия – крупный геостратегический игрок, когда «выздоровит» будет влиять и на Запад, и на Восток, т. к. :
- уникальное положение – геостратегический размах
- Россия между полюсами цивилизационного развития ( Запад, Восток, Сев. Америка, мусульманский мир)
- Россия многонациональное государство, которое сплотило и сохранило особенности наций
- интеллектуальный потенциал
III. Проверяем выполнение заданий
IV. Слово учителя:
Средиземное море – море прошлого, Атлантический океан – море настоящего, Тихий океан – море будущего. Вам жить в этом будущем и я надёюсь, что вы сумеете найти себе место в нём, достойно себя реализовать.