Современный этап мирового цивилизационного развития

Разделы: История и обществознание


Новые стандарты акцентируют внимание учителей на практическом применении знаний учащимися. Это значит, что ведущей задачей учителя становится формирование ключевых компетенций – то есть готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни. Важно оценить не только знания, но и навыки, то, как они получены. Одним из методов формирования компетенций и подготовки учеников старшей школы к обучению в вузах является семинар.

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Современный этап мирового цивилизационного развития»;

Задачи:

  • Обучающая: углубить и расширить представления учащихся о современных цивилизациях
  • Развивающие: способствовать развитию умений выявлять и рассматривать проблемы в контексте значимых для учащихся жизненных ценностей, формировать исследовательские и творческие навыки, умения работать в команде;
  • Воспитательная: заложить основы для воспитания личности, которая будет готова к жизни в современном этническом, культурном, языковом, религиозном разнообразии.

Тип урока: семинар изучения нового материала с групповой работой

Оборудование: мультимедийный проектор, презентации, Политическая карта мира, цветные карандаши, альбомные листы.

Предварительный этап:

Подготовка к семинару включает в себя:

  1. Выбор темы, определение задач
  2. Подбор доп. литературы
  3. Распределение заданий и тем для сообщений
  4. Организация предварительной работы, консультации
  5. Выбор методов и приемов проведения
  6. Подбор средств наглядности
  7. Составление плана проведения семинара

Ход урока

I. Оргмомент

II. Изучение нового материла

План семинара:

  1. Вводное слово учителя, формулирование задач, постановка проблем, знакомство с планом проведения
  2. Выступления учащихся (сообщения по теме)
  3. Обсуждение вопросов семинара в процессе беседы
  4. Подведение итогов ( анализ сообщений, оценка выступлений)

Вводное слово, тема, цели, план урока

Опираясь на презентацию, учитель сообщает о возрастании роли геополитики в современном мире.

Слово учителя ( тезисы):

Геополитика как отрасль политики.

Потеря контроля над географическим пространством приводит к тому, что его занимает кто – то другой.

Преимущество у того, кто контролирует определенные географические точки на планете

Рассматриваем периоды в развитии геополитики во второй половине ХХ века, выделяем источники конфликтов:

  • различия культур (отношения между людьми и Богом; человеком и государством)
  • мир тесен
  • рост национального самосознания

Задание группам:

  1. Изобразить символ своей цивилизации
  2. Разработать правила жизни в современном обществе

Слушаем отчёты групп:

Каждая группа представляет свою цивилизацию современного мира по плану:

  1. Религиозное ядро цивилизации
  2. Современные проблемы цивилизации
  3. Сообщение о наиболее значимом памятнике культуры
  4. Сообщение на тему «В мире интересного»

Перед началом выступления каждой группы, учитель , с опорой на презентацию, даёт краткую информацию о данной цивилизации по плану:

1. Западноатлантическая цивилизация:

Основа цивилизации: католицизм, протестантизм

Географический ареал: оба берега Атлантики

Население – 1 млрд. ч.

2. Китайско-конфуцианская цивилизация:

Основа цивилизации: конфуцианство – сообщение

Географический ареал: Китай и сопредельные государства

Население – 1, 5 млрд. ч. (только в Китае)

3. Индийско-буддистская цивилизация

Ядро культуры – буддизм – сообщение; веды – сообщение

Географический ареал: Индия, Цейлон, Непал, Лаос, Тибет – сообщение

4. Арабо-исламская цивилизация

Ядро культуры – ислам- сообщение; законы шариата – сообщение

«арабский пояс» вокруг Земли – сообщение

5. Евразийско-славянская

Ядро культуры – православие

Слово учителя (тезисы): Россия сегодня:

Точки зрения на место России в мире:

  • Россия на «обочине» мира, поэтому технологическое, политическое, экономическое отставание
  • Россия – мост из Европы в Азию
  • Россия – крупный геостратегический игрок, когда «выздоровит» будет влиять и на Запад, и на Восток, т. к. :
  1. уникальное положение – геостратегический размах
  2. Россия между полюсами цивилизационного развития ( Запад, Восток, Сев. Америка, мусульманский мир)
  3. Россия многонациональное государство, которое сплотило и сохранило особенности наций
  4. интеллектуальный потенциал

III. Проверяем выполнение заданий

IV. Слово учителя:

Средиземное море – море прошлого, Атлантический океан – море настоящего, Тихий океан – море будущего. Вам жить в этом будущем и я надёюсь, что вы сумеете найти себе место в нём, достойно себя реализовать.