Формирование творческой инициативной личности ребенка в театральной деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками


Самая лучшая профессия на земле - быть "волшебником". Если помочь ребенку и разбудить в нем волшебника - тогда и его жизнь и жизнь окружающих его людей изменится: малышу не захочется быть жестоким, он будет стараться никого не обижать, а наоборот, ему захочется творить добро, его сердце откроется миру.
Чтобы стать "волшебником" нужно научиться воображать: представить себе, прочувствовать, что испытывает человек или литературный герой, который попал в ту или иную ситуацию, представлять себя самого в той или иной роли, создавая для себя картину их мироощущений. Вот когда ребенок станет лучше понимать окружающих, постарается быть понятым!
Именно в дошкольном возрасте закладываются основы развития личности.

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчеств , который является мощным источником развития эмоциональной сферы; Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно. Театральная деятельность способствует развитию чувства успешности, помогает преодолеть робость, неуверенность, застенчивость, развивает у детей фантазию, легкость и радость общения между собой и окружающими. Мир детства, внутренний мир ребенка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое волшебное целое. Входя в образ, ребёнок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение. И если ребенок начинает доверять Вам, верить – значит, можно творить, фантазировать, воображать. Вот почему так важно научить ребенка "быть волшебником"! И поможет вам в этом конечно театр.

( высказывания из книги “ Разбуди в ребенке волшебника” Е.Е Кравцовой)

- Дарю я детям мир на ладошке,
Учу их жизнь понимать понемножку.
В театре и сказках искать красоту,
Слова подбирать, не робеть никому.
Учу их смеяться, грустить, удивляться,
В театре играть, как артист – не стесняться.
Открыты пусть будут все двери, пути…
Им помогу я в сказку войти!

Конспект занятия “ Волшебные носочки ”

Цель:

  • Продолжать развивать устойчивый интерес к театрально – игровой деятельности.
  • Побуждать детей к импровизации средствами мимики, выразительности движений, интонации.
  • Продолжать работу над речевым дыханием, интонационной выразительностью.
  • Развивать творческое воображение, фантазию, индивидуальность.
  • Активизировать свободу самовыражения через пластические и сценические импровизации.

Оборудование:

  • онограмма “ смеха ”, волшебная коробочка, носочки, книга – превращений,
  • магнитофон, микрофон, пиктограммы, карандаши, носочки – оценка, схемы:
  • пещеры голоса, лес, река; ленты, платки, инструменты, покрывало, накидки для гусей.

Ход занятия.

Дети заходят в зал, здороваются,разуваются.

Предлагаю детям встать в круг, закрыть глаза и “узнать ” звук, например: щелчки пальцами, потереть ладонь о ладонь, хлопок, цоканье язычком, шлепки по коленям, щёчки и т.д.

( затем предлагаю задать звук детям )

Игра: “ Узнай звук ”

Раздаётся весёлый смех – фонограмма.

- Что же это? (смех )

- А как вы думаете, кто же это смеётся? Давайте поищем.

Дети находят коробочку, приоткрывая крышку смех становится громче, при закрывании – смех прекращается.

Открываем крышку, заглядываем в коробочку.

Голос: Здравствуйте!

Педагог: Кто вы такие?

Голос: Мы волшебные носочки (достаём из коробочки )

Педагог: Посмотрите, носочки и правда волшебные, у них есть глаза, рот.

- Носочки, а что вы хотите?

Голос: Мы хотим пригласить вас в страну Превращений.

Педагог: Но где же эта страна?

- В кого мы можем там превратиться? (высказывания детей )

- Ребята, вам хочется там побывать?

- Но вот интересно, как мы туда попадём?

Голос: А помогут вам попасть туда, мои друзья – носочки. Но путь у вас будет нелёгкий, вы должны будете пройти через Пещеру Голоса, затем попадёте в лес движений, и на пути у вас будет речка Скороговорок, а там и до страны Превращений недалеко.

Педагог: Ребята, вы согласны идти? Не побоимся мы всех испытаний.

- Тогда одеваем волшебные носочки (одели )

- И прежде чем отправиться в путь, давайте проверим, что умеют волшебные носочки.

А поможет нам в этом игра: “ Ножки ”

( установка: ножки у всех разные, движения все выполняем по – разному )

Игра: “ Ножки ”

- Ножки, ножки, вы шагали?
- мы шагали, мы шагали!
- ножки, ножки, вы бежали?
- мы бежали, мы бежали!
- ножки, ножки, вы стучали?
- мы стучали, мы стучали!
- ножки, ножки, танцевали?
- танцевали, танцевали!
- ножки, ножки, вы устали?
- мы устали, мы устали!
- но всё снова начинали?
- начинали, начинали.

Педагог: Оказывается и правда, наши носочки всё умеют, и в пути они нас не подведут.

Тогда отправляемся в путь ( под лёгкую музыку дети двигаются с педагогом, и замечают схему – знак пещеры).

- Дети, посмотрите, что это? Мы добрались с вами до пещеры Голоса, но чтобы её пройти мы должны, будем выполнить какое - то задание. Давайте подумаем, а кто может жить в Пещере Голоса? ( высказывания детей ) - правильно, здесь живут различные звуки.

- А давайте мы поиграем в игру: “ Эхо ”, и тогда услышим, какие здесь живут

Звуки. ( ох, ах, ух, ау, иа, ио, пых, кар и т.д.)

Игра: “ Эхо ”

( произносим звуки с разной интонацией, разные по высоте, динамике)

вариант: звук произносит – ребёнок.

Педагог: Как вы думаете, нам с вами удалось пройти через пещеру? Да.

- Тогда отправляемся дальше. И впереди я вижу лес, но лес тоже необычный, он волшебный, это лес движений. Скажите, почему у него такое название?

( ответы детей )

- Ребята, посмотрите здесь лежат схемы, наверно с помощью этих схем мы должны лес оживить, чтобы он двигался ( метод кодирования ).

( показываю детям схемы, дети под музыку выполняют движения, музыка разная по характеру)

Педагог: С этим заданием мы тоже справились, идём дальше. Но посмотрите, что ждёт нас впереди – река, и это река – скороговорок. ( река – спокойная, ручеёк – быстрый )

Произносим скороговорки в разных темпах, с помощью пиктограмм.

Педагог: Ребята, интересно, мы реке подарили много скороговорок, а как мы через неё переправимся. ( ответы детей )

- Посмотрите, что у меня есть! Пускаю мыльные пузыри, давайте мы тоже превратимся в мыльные пузыри и переправимся через речку.

- Ой, смотрите пузыри, ой, какие, посмотри,

- отрываются, летят,

- раздуваются, блестят.

Этюд: “ Мыльные пузыри ”

Педагог: Ребята, посмотрите, мы с вами даже не заметили, как оказались в стране

Превращений.

- А ещё я вижу книгу, давайте посмотрим. ( рассматривают иллюстрации из сказки

“ Гуси – лебеди ”) листаем страницы и превращаемся:

- гусей ( образный этюд - импровизация под музыку )

- речка ( импровизация с лентами, инструментами )

- Следующую страничку из нашей книги превращений, мы посмотрим в следующий раз.

Звучит бой часов.

Педагог: Ребята, мне кажется, нам уже пора возвращаться в детский сад.

- Волшебные носочки, нас не зря сюда привели, они хотели, чтобы мы превратились в героев сказки: “ Гуси - лебеди ”.

Отправляемся назад в детский сад.

- Вам понравилось в стране превращений?

А давайте мы нарисуем своё настроение, на носочках и подарим их гостям, чтобы они тоже смогли побывать в стране Превращений.

Дети рисуют настроение, дарят гостям, прощаются и уходят под музыку.