Цели: систематизировать и обобщить знания учащихся о строении, значении и многообразии корней растений, развивать познавательный интерес к предмету, внимательность, взаимоуважение, умение работать в группе.
Оборудование: таблицы “Внешнее строение корня”, “Виды корневых систем”, “Внутреннее строение корня”, “Многообразие корней”; комплекты карточек-заданий на 4-5 групп.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
План урока:
- Организационный момент, знакомство с правилами и особенностями проведения урока.
- Работа в группах.
- Подведение итогов.
Ход урока
Класс по принципу жеребьевки делится на 4 или 5 команд в зависимости от числа учащихся. Также из числа сильных учеников по желанию выбираются помощники учителя (жюри 2 человека) для подсчета баллов. Первые три задания выполняются командами письменно в процессе групповой работы. Четвертое задание – вопрос, который вытягивает капитан каждой команды из черного ящика, обсуждается в группе и представляется на суд жюри. Возможны дополнения ответов со стороны команд-соперниц. При подсчете результатов выявляются команды-победители, участники которых получают максимальную отметку. Особо поощряются также наиболее активные учащиеся из менее успешных команд.
Задание №1 головоломка “Полоски”.
Переставив полоски с написанными на них буквами, вы можете прочитать по вертикали термины по изученной теме.
Р | К | Н | А | С | В |
В | Т | О | Щ | Н | Н |
С | М | К | З | В | П |
Я | Я | Ы | Я | Е | Я |
Н | В | П | А | В | Д |
А | А | Д | А | И | И |
Т | О | О | А | С | Р |
Е | А | Л | Ю | А | Е |
Ж | О | Е | С | Ы | Е |
Е | Ч | Р | П | А | О |
- Вид корневой системы.
- Корневая система.
- Видоизменение корня.
- Одна из функций корня.
- Поглощение корнем минеральных солей и воды.
- Зона корня.
(Ответы: стержневая, мочковатая, корнеплоды, запасающая, всасывание, проведения).
Задание №2 “Внутреннее строение корня”.
Необходимо провести соответствие между определенными зонами корня и их характеристиками.
- Зона деления
- Зона растяжения (роста)
- Зона всасывания (поглощения)
- Зона проведения
А) Зона корня, имеющая корневые
волоски.
Б) Зона корня длиной около 1 мм, состоящая из
активно делящихся небольших клеток
образовательной ткани.
В) Самая длинная и прочная часть корня,
участвующая в транспорте веществ.
Г) Зона корня длиной 3-9 мм, где клетки не делятся,
но вытягиваются в продольном направлении,
увеличивая длину корня.
Д) Зона корня 2-3 см, активно взаимодействующая с
частичками почвы, участвующая в питании
растения. Постоянно смещается вглубь почвы.
Е) Постоянно удлиняющаяся зона корня, потерявшая
корневые волоски.
Ж) Зона корня, защищенная снаружи клетками
корневого чехлика, состоящая из мелких клеток
без вакуолей.
З) Зона корня, имеющая растущие клетки с большими
вакуолями.
(Ответы: 1 – Б,Ж; 2 – Г,З; 3 – А,Д; 4 – В,Е).
Задание №3 “Кроссворд”.
По горизонтали:
- Тропическое “дерево-роща” с корнями подпорками.
- Корнеплодная овощная культура.
- Процесс внесения в почву воды, при выращивании растений.
- Растения-эпифиты с воздушными корнями.
- Движение органов растения в сторону нужных им химических веществ.
- Растение, имеющее корневые шишки.
- Верхний плодородный слой Земли.
- Защитное образование на кончике корня.
- Корни луковичных и клубнелуковичных растений, при сокращении которых они погружаются в почву.
- Корень, развивающийся из зародышевого корешка.
- Процесс увеличения размеров клеток, тканей и органов растения.
По вертикали:
- Корни, возникающие на корнях всех видов.
- Растение мангровых зарослей с ходульными корнями.
- Размножение с помощью корней.
- Корни, образующиеся на стеблях или листьях.
- Одна из функций корня.
- Рост корней вниз.
(Ответы: По горизонтали 1 – баньян, 2 – свекла, 3 – полив, 4 – орхидеи. 5 – хемотропизм, 6 – батат, 7 – почва, 8 – чехлик, 9 – втягивающие, 10 – главный, 11 – рост; По вертикали: 1 – боковые, 2 – панданус, 3 – вегетативное, 4 – придаточные, 5 – закрепление, 6 – геотропизм).
Задание №4 “Ответьте на вопросы”.