Цели:
Расширение и углубление знаний детей о влиянии человека на гидросферу, о глобальных экологических проблемах.
Развитие познавательного интереса к предмету окружающий мир, развитие творческих и мыслительных способностей.
Воспитание бережного отношения к природным ресурсам, формирование эстетического мировосприятия, формирование уважительного отношения к сверстникам в коллективе.
Оборудование и материалы: презентация, макеты заводов, различные виды материалов (вата, сетка, марля, картон, металлическая сеточка, контейнеры, вода, пластилин, спички, декоративная пластиковая крошка, пенопласт)
1. Организационное начало.
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Викторовна. Этот занятие мы проведём вместе. И я надеюсь, что мы подарим друг другу хорошее настроение.
2. Постановка целей урока
Слайд1 Безбрежная ширь океанов и тихая заводь пруда,
Слайд2
Струя водопада и брызги фонтана, всё это только вода.
Высокие гребни, вздымая, бушует морская вода.
И топит, как будто играя, большие морские суда.
В кружево будто одеты деревья, кусты, провода,
И кажется сказкой сказкою этой, а сущности только – ВОДА.
Вода действительно самое удивительное вещество на земле, она требует к себе особого внимания. Вот о ней то мы сегодня с вами и поговорим.
Дети разделены на 2 группы по 6 человек
Слайд3
На небе появилась тучка и вот-вот пойдёт снег. Давайте вспомним, кому и для чего нужна вода и напишем это на своих капельках .(У каждого группы по несколько капелек на обратной стороне которой дети должны написать варианты своих ответов).
Слайд4
А теперь подарите свои капельки тучке и расскажите нам кому и для чего нужна вода.
(Дети прикрепляют капельки под тучку на доске)
Слайд5-6
Капельки непростые, они принесли нам вопросы, которые вы составите сами.
(Дети составляют вопросы)
Слайд 7
1 группа: Почему нужно беречь воду?
2 группа: Какие меры по охране воды мы можем принять?
3. Актуализация знаний.
3.1. Значение воды в жизни людей, растений, животных
- Одна из ваших капелек принесла нам очень поучительную историю:
В России, в давние года Слайд8
В лесу. На речке тихой
Жила бобровая семья, Слайд 9
Не предвкушая лиха.
Плотины строили они Слайд10
И речка небольшая
Поила всех, кто рядом жил Слайд11
В черте лесного края.
И птицы пели по утрам, Слайд 12
Волк – серый великан Слайд 13
Гулял здесь без опаски.
И было всё как в сказке. Слайд 14
И люди приходили в лес,
И дань добычей брали,
Но никогда баланс тех мест
Они не нарушали.
Потом другие вслед пришли, Слайд15
Кому всё было мало.
Бобров потомство извели
И красоты не стало.
Едва струился ручеёк
И лес поить уже не мог,
Засохли клёны, ели
И разбежались звери.
Но вот явился человек,
Который понял важность рек,
Решил он всё поправить
И стал запруды ставить.
Поставил, а через денёк
В ней сделал дырку ручеёк.
Строитель дырку залатал,
А ручеёк опять прорвал.
Ах, как помощники нужны
И осенило тут – бобры! Слайд16
Ни говоря ни слова
Всё сделают толково. Слайд 17
И первозданная краса
Вернулась в дикие леса.
(Автор неизвестен)
- Что спасают бобры, строя свои плотины? К сожалению, человек оказался безответственнее по сравнению с животными
- Может ли природа существовать без воды? (_Ответы детей)
3.2. Вред кислотных дождей
- Да, много проблем человек создаёт сам, в том числе и проблемы, связанные с использованием окружающей среды.
Слайд18
- Вы когда-нибудь видели, как дымят заводские трубы? Кроме золы, пыли и углекислого газа они выбрасывают в атмосферу ещё и серный и сернистый газы. Если газы смешать с водой, то получится серная и сернистая кислоты.
Слайд19
А это очень неприятные и опасные жидкости. Капни такой кислоты на кусочек ткани и дырку прожжёшь, а попадёт капля на руку – ожог получишь. Ну, а если в эти кислоты бумажные деньги опустить, так они вовсе растворятся без остатка.
Слайд20
Так вот, выходящие из труб серные и сернистые газы встречаются на некоторой высоте с капельками воды, которые, как мы знаем, всегда есть в атмосфере. И вот вам готовые облака из серной и сернистой кислот.
А дальше заработает ветер и понесёт их за многие километры от заводских труб. И где-то там на землю выпадет кислотный дождь. Мы-то с вами можем от него спрятаться. А как быть живой природе- растениям и животным?. Ведь им нужны пресные дожди, а не кислотные?
- Что происходит в природе? (Гибнут растения и животные)
- Правильно. Гибнет лес и его обитатели. На земле Кислотные дожди превращаются в кислотные ручейки и реки. Они впадают в озёра и делают их безжизненными.
- Но неужели люди не понимают, что делают? Оказывается наконец стали понимать. В последнее время на заводские трубы ставят специальные очистные сооружения - воздушные фильтры. Они улавливают серный и сернистые газы.
- А сейчас мы с вами будем инженерами. Будем изобретать воздушные фильтры на заводские трубы. Перед вами макет мини-завода с трубами, различные материалы для фильтров. Ваша задача – изобрести фильтр и доказать, что он будет хорошо работать и защищать воздух от вредных примесей.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА- МОДЕЛИРОВАНИЕ
По окончанию работы дети обосновывают свой выбор.
- Чему мы способствовали ставя фильтры на трубы?
Ну, что ж, воздух очистили, кислотных дождей не будет, и вокруг зазеленеют деревья.
3.3. Очистка рек от загрязнения.
- А как кроме кислотных дождей происходит загрязнение воды?
Слайды 21, 22, 23
- В современном мире человек стремится исправить перед природой ошибки своей деятельности.
- Каким образом?
Слайды 24,25
- Сейчас мы с вами попробуем смоделировать защиту реки от загрязнения.
Ваша задача - смоделировать защитные валики и защитные лесопосадки, которые задержали бы как можно больше загрязнений.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА - МОДЕЛИРОВАНИЕ (по окончанию работы дети практически испытывают свои защитные сооружения. В качестве загрязнённой воды можно использовать воду с добавленными в неё мелких декоративных камешков )
4. Итог занятия.
Наше занятие подходит к концу, давайте ответим на вопросы наших снежинок.
Слайд 26
- Почему нужно беречь воду?
- Какие меры по охране воды мы можем принять?
(Ответы детей.)