Элективный курс "Сибирская ссылка и каторга конца XVI–XIX вв. в литературных источниках"

Разделы: История и обществознание


Пояснительная записка

Новый элективный курс является интегрированным курсом истории и литературы. Он призван ввести ребенка в мир художественной литературы, помочь осмыслить образность словесного искусства и посредством этого прийти к историческому знанию. Литературное чтение побуждает детей к словесному творчеству и чтению художественных произведений. Образность исторических картин, яркость и колоритность описанных героев позволяют ребенку отчетливо представить те или иные исторические ситуации, вызывают стойкий интерес к изучаемым темам, превращают историю как бы в живой предмет.

Сибирская ссылка и каторга XVI-XIX вв. являются наиболее печальной, но в то же время наиболее яркой страницей истории Сибири. Сибирь принимала под свое крыло не только “отбросы” общества, но и лучшие умы своей эпохи. Здесь побывали лучшие представители русской нации, весь цвет русской интеллигенции. Именно, благодаря им, начинается всестороннее изучение Сибири: составляются первые подробные карты, пишутся первые научные труды по истории, экономике, этнографии сибирского края. Поистине неоценимо культурно– экономическое влияние ссылки на сибирский регион. В курсе отечественной истории эти проблемы не рассматриваются. Сибирская ссылка и каторга изучается в очень сжатом, обзорном виде, а то и просто ограничивается констатацией отдельных фактов. Однако, благодаря именно ссыльнопоселенцам, их программам экономического, общественного устройства Сибири, их творчеству в различных сферах литературы и искусства, к XIX-му веку Сибирь начинает играть очень большую роль в истории России. Под влиянием ссылки, тех идей, традиций, которые несли с собой отвергнутые государством люди из Центральной России, менялись жизнь, быт, ментальность сибирского общества.

Многие ссыльнопоселенцы оставались в Сибири и по окончании срока ссылки и составили в дальнейшем авангард различных революционных движений. Они воспитали достойных борцов за свободу и счастье своего народа. Все эти моменты требуют внимательного и пристального изучения. Они тем более делают тему элективного курса особенно важной, поскольку Сибирь остается наиболее неизученным регионом в истории России.

Период со второй половины XVI-го века до конца XIX-го века обусловлен несколькими моментами. Прежде всего, Сибирь начинает использоваться правительством как место ссылки сразу же после похода Ермака, т.е. официального присоединения Сибири к России, и используется в этом качестве вплоть до падения самодержавия. Наиболее активно “неугодных” начинают ссылать со второй половины XVIII века и весь XIX век. Мы не рассматриваем в рамках спецкурса ссылку представителей прокоммунистических течений революционного движения, поскольку эта проблема была очень хорошо освещена в прошлые годы в рамках курса истории КПСС.

Период XVII и XVIII веков уже знаком ученикам по курсам истории Сибири и истории Отечества и является как бы закрепительно-обобщающим. Изучение ссылки XIX века непосредственно связано как со школьной программой по литературе, где изучается творчество писателей XIX века, так и по истории, т.к. XIX век уже хорошо знаком детям из курса истории Отечества в 8-м классе, а в 10-м начинается более глубокое изучение и повторение этого курса.

Изучение предложенной темы через призму литературных произведений поможет детям глубже проникнуть в суть проблемы, поможет закрепить умения и навыки работы с источником вообще и литературным источником в частности. В поле внимания ребенка должны оказаться не только историческая информация, но и богатый духовный мир героев литературных произведений, весь трагизм положения ссыльных и каторжан в социально-историческом аспекте, а так же авторское отношение к окружающему, ценностные ориентации и нравственные проблемы, волнующие писателя.

Образный язык художественного произведения позволит детям до конца прочувствовать всю красоту и силу сибирской природы, проникнуть в жизнь и быт сибиряков, окунуться в характер и верования сибирских людей. Анализ исторических сведений, содержащихся в литературных источниках, будет способствовать как получению новых исторических знаний, так и закреплению уже полученных знаний в курсе истории Отечества. Предлагаемая программа предполагает такой подбор литературных произведений, их структуру и технологию обучения, которые строятся на основании трех ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и исторического.

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения. Он акцентирует внимание учителя и учеников на том, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувства гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает установление межпредметных связей между всеми видами искусства.

Литературоведческий принцип требует, чтобы на первый план был выдвинут художественный образ, как общий язык искусства в целом и литературы в частности. Слово становится объектом внимания и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Художественное произведение не должно превращаться в набор эпитетов и сравнений. При анализе произведения этот принцип нацеливает на рассмотрение таких аспектов произведения как тема, проблематика, нравственно-эстетическая идея.

Исторический принцип предполагает видение проблемы в социально-историческом контексте, анализ ситуации с учетом причинно-следственных связей. Этот принцип заставляет видеть поведение г6ероя не только как результат его внутренних побуждений, но и в связи с его социальным окружением и общественной системой в целом. Любое политическое течение в обществе не является самостоятельным и оторванным от “земных” корней. Каждое явление необходимо рассматривать в тесной связи с социальной средой, ее ментальностью, историческим прошлым и общественно-политическим моментом. Именно такое рассмотрение исторического явления дает его полную объективную картину.

Таким образом, предлагаемая программа преследует решение следующих основных задач:

– обретение ребенком исторических знаний посредством чтения литературных произведений;

– формирование умения видения причинно-следственных связей на примере историко-литературных образов;

– формирование устойчивого интереса к получению исторических знаний, стремления к самостоятельному поиску;

– развитие у детей чувства патриотизма на примерах самоотверженного служения делу народа, его освобождению от социального гнета;

– формирование способности у ребенка находить связь с современностью, умения применять исторические знания и анализировать современную ситуацию;

– формирование у детей представления о Сибири как о сказочно богатом крае как в природном, так и в социальном плане, могущем составить основу для дальнейшего процветания России в целом;

– развивать умение у детей видеть и оценивать масштабы культурного влияния политической ссылки на население Сибири, а так же исторические последствия этого влияния;

– развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

– учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

– формировать потребность в постоянном чтении книг как художественных, так и исторических;

– обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления о мире и природе;

– расширять кругозор детей через чтение различных произведений, разнообразных по содержанию и тематике, обогащающих нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

– обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать речевые умения, навыки чтения, слушания и рассказывания, умение читать, понимать и анализировать различные виды текстов и источников, что дает возможность ребенку самостоятельно работать с любым видом литературы и источников.

Программа рассчитана на 23 часа и предполагает обязательную самостоятельную внешкольную работу ребенка, а так же активное сотрудничество с различными омскими музеями.

Программа элективного курса

ВВЕДЕНИЕ

Краткое содержание элективного курса, его цели и задачи. Необходимость изучения истории Сибири. Сибирь как важнейший регион России. Что такое колонизация. Правительственная и вольнонародная колонизация. Обоснование хронологических рамок элективного курса. Основные проблемы для изучения.

Природно-климатические условия Сибири. Их влияние на развитие хозяйства края. Складывание особого этноса сибиряков. Особенности внешности сибиряков, характера, условий жизни и быта.

РАЗДЕЛ I. СИБИРСКАЯ ССЫЛКА КОНЦА XVIXVII ВВ.

Глава 1. Строительство первых острогов в Сибири.

Сибирь до похода Ермака. Влияние природно-географического положения Сибири на занятия и уровень развития аборигенного населения Сибири. Проникновение в Сибирь тюркских кочевых племен. Уровень развития кочевых племен на момент похода Ермака. Начало использования Сибири как места ссылки. Первая категория ссыльных – казачество. Смысл и значение ссылки казаков в Сибирь.

Образ казака-первопроходца по роману Ю.Могутина “Сокровища Аба-Туры”. Сибирь в восприятии казаков: суровая природа и богатство края. Трудности, подстерегавшие казаков в Сибири. Условия строительства первых острогов. Внутреннее устройство острога. Использование природных особенностей Сибири как дополнительной защиты.

Остафий Харламов – первый воевода Кузнецка: личность, характер, его заботы и трудности. Судьба Остафия как яркий пример государева служащего в Сибири. Причины ссылки казаков в Сибирь. Цели и задачи этой ссылки со стороны правительства.

Сибирь как пристанище для гулящих людей. Образ гулящего человека. Пути гулящих людей, их отношения с казаками.

Борьба с кыргызскими князцами. Князь Ишей как яркий представитель сибирских князцов, его способы борьбы с русскими. Отношения казаков с аборигенным населением. Занятия, обычаи и верования местных племен. Огненных дел мастера.

Новые воеводы Кузнецка. Их жизнь и способы управления, отношения с казаками. Резкие отличия новых воевод от первого воеводы Кузнецка. Обрастание острогов мирным населением. Вольнонародная колонизация. Формирование торговли Сибири и первых ярмарок. Представление о Сибири и ее населении в европейской части России.

Глава 2. Ссылка в Сибирь в конце XVIXVII вв.

Основные категории и условия ссылки во второй половине XVI века. Особенности ссылки “в службу”, “в пашню”, “в посад”, “в заключение”. Основные причины ссылки. Идеология как особая сфера заботы государства. Ссылка в Сибирь представителей правящих классов. “Повесть о боярыне Морозовой” как свидетельство гонений правительства за веру.

Воспоминания о тобольской ссылке в “Житии протопопа Аввакума, им самим написанном”. Его вина и дальнейшая ссылка на Лену. Конфликт с воеводой Пашковым. Наказание за упорство. Впечатления Аввакума от сибирских гор. Дальнейшие страдания Аввакума. Конфликт с властями. Отношение к ссыльному со стороны казаков и местного населения. Пребывание в тюрьме. Переправка ссыльного на Байкал. Описание Аввакумом его тяжелейших страданий. Жизнь ссыльных на Иргень-озере. Отношения к ссыльным со стороны властей. Жизнь протопопа в Даурской земле. Занятие “врачеванием”. Взгляды Аввакума на “врачевание”. Благодарность исцеленных. Примирение с воеводой Пашковым. Возвращение в Москву. Упорство в “ереси”. Ссылка в Пустозерск. Содержание в земляной тюрьме. Примеры страшной расправы властей с непокорными священнослужителями. Казнь Аввакума.

РАЗДЕЛ II. СИБИРСКАЯ ССЫЛКА И КАТОРГА XVIII ВЕКА.

Глава 3. Переселение крестьян в Сибирь.

Преступления крестьян. Масштабы ссылки крестьян в Сибирь. Условия ссылки. Указы правительства о разрешении помещикам и крестьянским общинам ссылать крестьян. Административная ссылка. Резкое возрастание количества ссыльных крестьян к концу XVIII века.

Взгляды помещиков на крестьян по рассказу Н.Лескова “Продукт природы”. Условия перевоза крестьян. Образ надзирателя. Образ крестьянина-переселенца. Занятия, нужды и чаяния народа в пути. Отношение к этим проблемам со стороны надзирателей. Попытка протеста. Реакция властей. Образ либерального надзирателя в лице автора. Побег крестьян. Развязка проблемы. Оправданность или неоправданность жалости к крестьянам. Взгляды исправника на проблему. Жестокая правда исправника и “настоящего” надзирателя.

Глава 4. Сибирская каторга в песнях.

Песня “Дубинушка” как помощница в каторжном труде. История создания песни. Биография автора. Ее содержание. Смысл названия песни. Описание тяжести каторжного труда. Тема надежды на народную свободу.

Размышления о горькой судьбе каторжанина в песне “Солнце всходит и заходит”. Содержание песни. Тоска по свободе и утраченной молодости. Стремление к свободе в песне каторжан “Долго я звонкие цепи носил…”. Побег как единственная возможность освобождения от каторги. Содержание текста. Необходимость борьбы за народную свободу от гнета господ. Ненапрасность жертв в песне “Замучен тяжелой неволей”. Надежда на будущее поколение борцов. Повторение темы борьбы и надежды в песне “Вы жертвою пали”.

Глава 5. Уголовная ссылка XVIII века.

Уголовные и административные преступления в России в XVIII веке: их особенности и отличия. Значение уголовной и административной ссылки для колонизации Сибири. Мотивы и состав уголовных преступлений по повести Н.Лескова “Леди Макбет Мценского уезда”. Вынужденные преступления Екатерины Львовны. Публичные наказания за преступления. Смысл и значение публичных наказаний. Содержание в остроге. Обитатели острога. Поведение Екатерины Львовны. Поведение Сергея. Отношение к Екатерине Львовне со стороны обитателей острога. Окончание драмы. Оправданность или неоправданность поступков.

Положение каторжан в Сибири: их занятия и содержание. Выход на поселение. Нищенское положение ссыльнопоселенцев, обреченность и безысходность. Впечатления генерал-губернатора Восточной Сибири С.Б.Броневского.

РАЗДЕЛ III. УГОЛОВНАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ССЫЛКА XIX-го ВЕКА.

Глава 6. Уголовная ссылка и каторга XIX – го века.

Различные виды уголовных преступлений по роману Л.Н.Толстого “Воскресение”. Преступление Масловой. Размышления Нехлюдова о причинах преступлений. Их связь с общественной системой. Высшее общество глазами Нехлюдова. Осознание героем своего собственного преступления. План искупления вины. Положение Нехлюдова в обществе. Первоначальное самодовольство. Переосмысление своего существования. Обретение смысла жизни главным героем через духовное очищение.

Острог. Жизнь заключенных в остроге. Отношение к главному герою со стороны заключенных и со стороны надзирателей. Пребывание Масловой в остроге. Отношения с соседями по камере. Отправка партий ссыльных и каторжан в Сибирь. Политические ссыльные. Их резкое отличие от других категорий ссыльных. Обновление Масловой через встречу с политическими ссыльными.

Уголовные преступники на каторге. Образ уголовника-каторжанина по запискам В.Г.Короленко.

Глава 7. Политическая ссылка XIX века. Декабристы в Сибири.

Отправка декабристов в Сибирь. Первоначальные условия их содержания. Воспоминания декабристов о каторжном периоде ссылки. Тема надежды и оправданности жертв борьбы за свободу в обращении А.С.Пушкина “Во глубине сибирских руд”. Стоическое отношение к физическим тяготам и лишениям, мужество и сплоченность декабристов в условиях ссылки.

Декабристки. Их самопожертвование и самоотверженность в поэме Н.А.Некрасова “Русские женщины”. Истинно русский характер героинь поэмы. Суровые условия Сибири. Цели и стремления декабристок, невзирая на страдания. Роль жен декабристов в поддержании их морального духа и сплоченности, а так же в изменении условий содержания и труда ссыльных. Воспоминания декабристов о значении приезда женщин. Отношение к декабристам со стороны местного начальства.

Организация общин декабристов. Большая и малая артели. Их роль в судьбе неимущих ссыльных. Эволюция взглядов декабристов под влиянием ссылки. Просветительская программа. Ее принципы и значение для Сибири. Каторжная академия как начало просветительской деятельности декабристов в Сибири. Педагогическая деятельность. Принципы демократической системы народного образования Л.Пестеля как основа педагогической деятельности декабристов в Сибири. Ее значение. Новые методы в обучении детей.

Воспевание подвига декабристов в стихотворении Осипа Мандельштама “Декабрист”.

Глава 8. Петрашевцы в Сибири.

Идеи петрашевцев по роману Ф.Достоевского “Записки из Мертвого дома”. Ссылка в Сибирь руководителей кружка. Условия их размещения в Сибири. Особые указания правительства о содержании петрашевцев в Сибири. Цели этих указаний. Ф.Достоевский в Омске. Омский острог глазами Достоевского. Впечатления писателя о земле омской. Образ арестанта. Первая встреча с каторжными. Жизнь в омском остроге: охрана и заключение. Участие жен декабристов в судьбе Ф.Достоевского. Облегчение его участи, благодаря им. Жизнь и быт местного населения. Отношение местного населения к заключенным. Омские мотивы в произведениях Ф.Достоевского.

Глава 9. Народовольцы в ссылке.

Идеи народовольцев по запискам В.Г.Короленко “История моего современника”. Образы народовольцев, их особенности и общее стремление к самопожертвованию за счастье народа. Впечатления писателя от ссылки. Первая встреча с местным населением. Условия пребывания в ссылке. Жизнь, быт и верования местного населения. Их отличия от Центральной России. Причины такого различия.

Вышневолоцкая политическая тюрьма. Встреча с политзаключенными различных направлений. Порядки среди заключенных. Тобольская тюрьма. Военно-каторжное отделение тобольской тюрьмы. Томск, “содержающая”. Губернаторская философия. Иркутские впечатления. Ссылка в Якутскую область. Природа Якутии. Слобода Амга и ее обитатели. Амгинские культурные слои. Занятия ссыльных, их быт.

Размышления о смысле народничества как итог ссылки писателя. Неутешительные выводы о трагедии русской революционной интеллигенции: борьба без народа, вооруженное сопротивление, террористические убийства. Практическая бессмысленность борьбы народников.

Глава 10. Ссылка конца XIX – начала XX века.

Внутренняя жизнь в сибирской деревне по роману Г.Маркова “Строговы”. Развитие имущественной дифференциации в деревне. Жизнь семьи Строговых. Отношения внутри семьи. Экономические отношения в деревне. Образ сельского мироеда. “Тихий” бунт бедноты против богатых односельчан. Борьба за правду как результат успеха “тихого” бунта.

Образ политосужденных в романе. Правда Беляева и Соколовского. Ее влияние на Матвея Строгова. Уход из деревни Матвея. Сибирская тюрьма: описание, порядки, условия содержания заключенных. Отношение властей к заключенным. Классовый протест Капки. Встреча Матвея Строгова и Беляева в тюрьме. Побег из тюрьмы Беляева. Работа в народе как главная цель побега. Возвращение Матвея Строгова в деревню. Смысл работы в народе. Мужики и “политические”. Конечная цель борьбы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Влияние ссылки и каторги на культурно-экономическое и политическое развитие Сибири.

Приложение