Цели урока:
- Дать представление об организации ордынской власти на Руси, показать монголо-татарское иго как время длительного господства Золотой Орды над русскими землями
- Воспитывать личности с высокой потребностью в познавательной деятельности, умеющие логически мыслить, участвовать в обсуждении, выстраивать причинно-следственные связи.
- Продолжение отработки умения давать оценку деятельности исторических деятелей, преобразования текста в таблицу
Задачи урока:
- Познакомиться с государством Золотая Орда;
- Выяснить степень зависимости Руси от Орды
- Понять, в чем состояла трудность морального выбора русских князей ХIII в.;
Тип урока: урок изучения нового материала с элементами практической работы
Оборудование к уроку: компьютер, проектор, карта, рисунки и текст учебника Данилова А.А. “История России с древнейших времен до конца ХVI века”, тексты документов, презентация
План урока.
- Оргмомент. (1 мин.)
- Проверка домашнего задания, тестирование (5 мин.)
- Изучение нового материала (30 мин.)
- Итоги монгольского вторжения на Русь.
- Орда в ХIII веке
- Система власти Золотой Орды
- Трудный выбор русских князей
- Закрепление. (3 мин.)
- Рефлексия (2 мин.)
- Домашнее задание (1 мин.)
Ход урока
Оргмомент
Проверка готовности учащихся к уроку.
Учитель: доброе утро, присаживайтесь. Давайте поприветствуем соседа по парте, улыбнемся ему.
Учитель: Задумайтесь над тем, зачем вы пришли сегодня на урок? Если ваш ответ: “УЧИТЬСЯ” или “Узнать новое”, то посмотрите на тему урока и подумайте над следующим вопросом. Что вы хотели бы узнать или понять, изучая данную тему?
(Слайд № 1)
Обсуждение задач урока.
Насколько задачи, которые поставлены, совпадают с вашими предположениями?
(Знакомство с целями урока)
(Слайд № 2)
Проверка пройденного материала
Учитель: Напомню, что в 13 веке Русь оказалась в очень тяжелом положении. Что это означает?
(Русь подверглась нападению с двух сторон: с Востока (Золотая Орда) и с Запада (крестоносцы).
(Слайд № 3)
Учитель: Что несли на Русь крестоносцы? (Католическую веру).
Кто возглавил борьбу с крестоносцами? (Александр Невский)
Освежим в памяти материал, выполнив тестовые задания.
Тестирование по изученному ранее материалу “Борьба с иноземным нашествием” (ответы представлены на слайде, взаимопроверка).
Один человек у доски – даты (1223 г., 1237 г., 1240 г., 1242 г.), другой – понятия (колонизация, республика, посадник, воевода, вече).
(Слайд № 4,5)
Класс работает над тестами (ПРИЛОЖЕНИЕ № 1), затем выполняет взаимопроверку, ставит оценки работавшим у доски.
Изучение нового материала
Учитель: Мы сегодня продолжаем разговор о монголо-татарах. Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке, чтобы выполнить задачи урока?
(Обращаемся к плану урока)
(Слайд № 6)
Проблема!
Какой выбор должны были сделать князья Руси в отношениях с Ордой?
(Слайд № 7)
Вопрос учащимся: Давайте вспомним, что принесли монголы на Русь? Каковы были последствия монгольского нашествия?
(Слайд № 8,9)
(Заслушивание ответов)
Учитель: Все вы абсолютно правы. Археологи свидетельствуют: было выявлено, что из 74 изученных городов, относящихся к периоду монгольского нашествия, 49 были разорены Батыем; 14 из них так и не поднялись из пепла. Действительно, большая часть Руси была ограблена.
(Слайд № 10)
Но на этом несчастья не закончились. Монгольская империя была огромна и состояла из нескольких частей. Рядом с Русью крепло государство монголов – Золотая Орда. Самым страшным последствием было многолетнее владычество монгольского государства над Русью – ИГО.
(Слайд № 11,12)
Что же представляла собой Золотая Орда?
Сообщение учащегося.
(Слайд № 13, 14)
Монголо-татарское государство было основано в 1236 году ханом Батыем. Власть золотоордынских ханов простиралась на территорию от нижнего Дуная и Финского залива на западе до бассейна Иртыша и нижней Оби на востоке, от Черного, Каспийского и Аральского морей и озера Балхаш на юге до новгородских земель на севере. В состав Золотой Орды входили Западная Сибирь, Хорезм, Волжская Булгария, Северный Кавказ, Крым, степи Северного Причерноморья и Поволжья. Огромноле государство было разделено на части – улусы Коренные русские земли не входили в Золотую Орду(Улус Джучи), а находились в вассальной зависимости от неё, русские князья платили дань и подчинялись приказам ханов. Центром Золотой Орды было Нижнее Поволжье, где при Батые столицей был город Сарай-Бату (близ современной Астрахани), в первой половине 14 века столица была перенесена в Сарай-Берке, основанный ханом Берке (1255-1266) (близ современного Волгограда).
Изначально государство было языческим, затем было принят ислам.
После завершения периода завоеваний, сопровождавшихся чудовищными разрушениями и массовыми человеческими жертвами, главной целью золотоордынских правителей стало обогащение за счет ограбления порабощенного населения. В городах Золотой Орды действовали разнообразные ремесленные мастерские с производством на рынок, но работали в них, мастера, вывезенные из Хорезма, Северного Кавказа, Крыма, а также пришлые русские, армяне, греки. Многие города на завоеванных землях были разорены монголами, находились в упадке или вовсе исчезли.
Вопрос учащимся:
Повторим услышанное
(Ответы учащихся, проверка)
(Слайд № 15)
Учитель:
Русь стала вассалом Золотой Орды, но не вошла в ее состав. В чем же выражалась зависимость? У вас на столах лежит текст, в котором описываются взаимоотношения Руси и Орды. Попробуйте самостоятельно представить данную информацию в виде схемы. Для того, чтобы вам было легче, на доске изображена основа. По ходу работы записывайте новые слова в словарь.
(Слайд № 16)
88строение.тилена имеетссмотрим в вершинах атомы водорода. о гибридизации орбиталей. а все связи равноценны.Работа учащихся с текстом, составление схемы
Учитель:
Давайте проверим, что у вас получилось. Кто может рассказать нам с опорой на схему, в чем проявлялась зависимость Руси от Орды?
Кто освобождался от уплаты “дани”? Почему?
(Слайд № 17, 18,19)
Вопросы учащимся:
В каких сферах общественной жизни проявлялась зависимость? (в политической и экономической)
В каких сферах проявлялась бы зависимость, в случае завоевания Руси Западом? (в политической и духовной)
Что имеет худшие последствия для истории государства и его народа? (духовное порабощение)
Учитель: Проверьте наличие в словарях новых терминов.
Учитель: Поработаем с новыми терминами. О чем идет речь в документе и на рисунках? (Заслушивание ответов)
1)Ордынский выход
(слайд №20)
2)Перепись населения (численники)
(слайд № 21)
3)Ярлык, баскак
(слайд № 22)
Физкультминутка для глаз: последим за смайликлом
Физкультминутка (проводит учащийся)
(слайд № 23)
Учитель:
Как же на население Руси относилось к такому положению вещей? На карте видно, с каким сопротивлением пришлось встретиться ханам и баскакам на Руси.
(Слайд № 24)
Учитель: В жизни человека и в жизни человечества иногда наступают “минуты роковые” – переломные моменты, когда необходим выбор дальнейшего пути. Настало такое и время и у князей. Какой выбор должны были сделать русские князья в отношениях с Золотой Ордой? (Заслушивание ответов)
(Слайд № 25)
Как же поступали князья на самом деле? Работа с документом “Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Федора”,
По окончании работы – ответы учащихся
Как мы уже видели, некоторые князья не покорились Орде. Но так действовали не все. Познакомимся с деятельностью некоторых из правителей того времени.
(Слайд № 26)
Выбор какого из князей вам кажется наиболее верным и необходимым русскому государству в этот период? Докажите свою точку зрения.
(Заслушивание предположений)
Действительно, действия Александра Невского в тот момент, были самыми разумными. Он смог оградить Новгородскую землю от разорительных набегов ханов и не допустить появления у ее границ западных завоевателей.
(Слайд № 27)
Закрепление изученного материала; Учитель: Предлагаю вам проверить, насколько вы усвоили материал.
(Слайд № 28)
Верите ли вы, что…
- бессермены – это командиры ордынского войска (нет)
- князья получали в Орде ярлыки (да)
- антиордынские восстания прокатились по Руси в 1262 г. (да)
- “выход” платили все жители Руси (нет)
- Александр Невский выбрал путь сотрудничества с Ордой (да)
- Улус – это денежная единица в Орде (нет)
Рефлексия ; Учитель: Мне бы очень хотелось узнать, что вы думаете об уроке. Для этого мы составим привычный синквейн. Если вы просто хотите высказаться – милости прошу.
(Слайд 29)
Заслушивание ответов
5 Домашнее задание.
§ 14, составить таблицу “Последствия зависимости Руси от Орды”
(Слайд 30)
Молодцы, благодарю всех участников урока.
(Слайд 31)