Цель: расширить знания детей о сосне и о берёзе.
Задачи:
- познавательная: познакомить с полезными растениями, растущими в нашем крае ;
- речевая: учить внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией;
- коррекционная: развивать сохранные анализаторы (осязание); учить узнавать по внешнему виду сосну и березу;
- воспитательная: воспитывать уважение к родной природе, культуру поведения в природе.
Оборудование:
- картинки разных растений,
- веточки сосны и берёзы (и всё с ними связанное),
- 2 листа цветной бумаги,
- клей,
- игрушка зайчик,
- смайлики.
Ход занятия
I. Приветствие.
Учитель: Поприветствуйте гостей кивком головы. Сделали глубокий вдох, выдох. Повторите ещё раз. А сейчас сделали глубокий вдох и выдыхаем порциями. Хорошо. Положите кисти рук на плечи, а локтями нарисуйте в воздухе весёлую мордочку. А какое настроение у вас? (показывают с помощью пальчиков)
II. Введение в тему.
На доске много картинок с растениями …
Учитель: Как думаете, о чем мы будем говорить на этом занятии?
Дети: (о растениях)
Учитель: Представьте, а если бы не было растений, то чтобы было?
Дети: (ответы)
Учитель: Правильно! …без растений мы обойтись не можем. Для кого-то они служат домом, для кого-то убежищем, обеденным столом, лекарством…
Сегодня мы поговорим не просто о растениях, а о тех, которыми можно лечиться.
Плохо когда человек болеет. Покажите мимикой настроение человека, который болеет. Это очень – очень неприятно.
Какие же вы знаете лекарственные растения? Посмотрите, может быть, они есть и на этих картинках…
Дети: (ответы)
Учитель: Человек давно заметил, что некоторые растения излечивают от недугов. Стал их собирать и запоминать, что от чего помогает. Стал замечать, что звери тоже растениями и кореньями лечатся. Наверняка видели, как лечатся кошки и собаки. Выберут травинку, в основном длинную, узкую, оторвут зубами и проглотят, не разжевывая. Внимательный взгляд и хорошая память многое могут сделать: заметить, запомнить, другим пересказать. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений.
Кого из вас мамы лечили настоями или отварами каких-нибудь растений?
Дети: (ответы)
Учитель: Я уверена, что многие из вас уже запомнили, какие растения от каких болезней помогают.
Хотели бы вы ещё о таких растениях узнать?
Дети: Да!!!
Учитель: Мы с вами обязательно узнаем о таких растениях, но сначала давайте проведём нашу физкультминутку.
III. Физкультминутка. (Солнечный зайчик)
IV. Тема.
Учитель: Послушайте загадку: Зимой и летом одним цветом?
Что это?
Дети: Ёлка…
Учитель: А какое ещё растение подходит к нашей загадке?
Дети: …сосна, пихта, кедр …и другие предполагаемые ответы.
Учитель: Да, вы правы. Мы сегодня поговорим о сосне. Посмотрите, как выглядит сосна; это дерево хвойное (вместо листьев – иголки): весной сосна цветёт; образуется большое количество желтой пыльцы. Почки и хвоя сосны содержат витамин С,, эфирное масло, смолу, горькое вещество, которые применяют при кашле. Сера сосны идет на изготовление пластырей. В аптеке готовят мази от ревматизма и простуды.
V. Игра.
Учитель: У вас на партах лежит то, из чего состоит сосна:
- Покажите шишку…
- Покажите кору…(обратите внимание на цвет и шершавость)
- Покажите веточку…
- Покажите хвою…
– Молодцы.
Когда мы входим в сосновый лес, то чувствуем аромат сосен.
Кто из вас был в таких лесах?
Дети: …(ответы)
Учитель: Закройте глаза, глубоко вдохните и почувствуйте этот аромат(в это время пронести по комнате ватку, смоченную пихтовым маслом)
А как себя нужно вести себя в лесу?
Дети: (ответы)
VI. Учитель:
Похвалите себя за работу.Дети: (хлопки в ладоши).
Учитель: А это, что за дерево?...
На полянке девчонка
В белой рубашонке,
В зелёном полушалке?
Дети: …(ответы)
Учитель: Вы правы, это берёза! (показ картинки)
А, что вы о ней знаете?..
Дети: …(ответы)
Учитель: Это не просто дерево. Оно является символом нашей страны. А ещё оно лечебное. Почки берёзы применяют при болезнях сердца, почек, воспалении печени. Спиртовым настоем лечат раны, ожоги. Деготь берёзы входит в состав мази “Вишневского” (пронести по рядам). Берёзовый сок пьют как общеукрепляющее средство.
VII. Физкультминутка (На дворе стоит берёза …)
VIII. Игра
Учитель: У вас на партах лежит то, из чего состоит береза:
- Покажите почку…(из почки появляются листочки), это растение лиственное.
- Покажите кору…(обратите внимание на цвет и шершавость)
- Покажите веточку…
- Покажите серёжку…
– Молодцы.
IX. Игровая ситуация (Письмо от зайчика)
Учитель произносит слова, а ребёнок– зайчик выполняет действия.
Учитель: Скачет по полянке зайчик и плачет.
Что с тобой случилось: почему ты плачешь?
- Убегал я от лисы и налетел на пень,…лапку поранил, а когда поскакал дальше, то наступил на непотушенный уголёк, оставшийся от туристов. Обжегся…Что же мне делать? Больно?
Учитель.: Ребята, давайте поможем зайчику. Подскажите, как ему вылечить лапку?...
Дети: …(ответы детей)… Спиртовым настоем
Учитель: Молодцы! Вижу, что вы запомнили эти растения и как они помогают человеку в болезни.
X. Практическая работа.
Учитель: У вас на столах лежат зелёный и синий лист бумаги, клей. Вам нужно на зелёный лист бумаги приклеить всё, что относится к берёзе, а на синий лист бумаги приклеить всё, что относится к сосне…
Давайте вспомним перед работой правила техники безопасности во время работы с клеем.
Дети: …(ответы)
XI. Итог
Учитель: О каких растениях мы сегодня говорили?..
Дети: …(ответы)
Учитель: Чем они полезны?..
Дети: …(ответы)
XII. Релаксация
Учитель: Перед вами три разных детских рожицы, а на столах кружочки. Вам нужно выбрать подходящую для себя мимику и под ней прикрепить кружочек.
Дети выполняют задание.
Учитель: Посмотрите, что у нас получилось! На этом наше сегодняшнее занятие закончено.
Много разных есть растений
От серьезнейших болезней.
Пей отвары, пей настой,
Бодрым будь, дружочек мой!