Внеклассные мероприятия по истории "Государственные символы России"

Разделы: История и обществознание


ВВЕДЕНИЕ

В последнее время в России активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи. Это направление деятельности всегда было актуальным и важным, занимало ведущее положение, но еще недавно оно недостаточно было востребовано обществом, обделено должным вниманием со стороны государства.

Накопленный опыт патриотического воспитания и намеченные государственной программой ориентиры дают возможность педагогам выстроить систематическую работу по воспитанию патриотизма.

Знаковой традицией новой демократической России стало то, что учебный год принято начинать с урока ,посвященного государственной символике страны. Формирование уважения к символам государства является важной составной частью воспитания гражданина России.

Каждое современное государство имеет символы своего суверенитета- главные отличительные знаки. Они существуют в триединстве: герб, флаг, гимн. Имеет свои государственные символы и Россия.

Символы государства- это свидетельства его суверенитета ,по которым оно узнается во всем мире. Эти символы несут на себе огромную идеологическую, правовую и социально-

политическую нагрузку. Любовь к своей стране выражается и через эмоциональное отношение к её государственным символам. При звуках родного гимна взволнованно бьётся сердце .При подъёме флага в знак победы на международных спортивных состязаниях у победителей нередко наворачиваются слезы на глаза, а болельщики решительно раскрашивают лица в цвета государственного флага.

Я считаю, что юному гражданину России очень важно хорошо знать историю становления и развития государственной символики. Это непременное условие его социального и личностного становления, которое невозможно без гражданственной составляющей. Кроме того, знакомство с символами государства подводит молодежь к тому, что существовавшим и существующим символам государства надо относится с уважением, чтить их как памятники прошлого и достояние современности.

25 декабря 2000г. Президент Российской Федерации В.В.Путин подписал принятые Государственной Думой и одобренные Советом Федерации три федеральных конституционных закона: «О Государственном флаге РФ», «О Государственном гербе РФ», «О Государственном гимне РФ». В них официально закреплена российская государственная символика.

Утвержденная Правительством РФ концепция модернизации российского образования определила важнейшие задачи воспитания молодого поколения. В их числе сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры, воспитание

бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, формирование у них понимания ценностей демократического общества и важнейших качеств личности (гражданской позиции, толерантности, патриотизма).

Знакомство учащихся с историей главных российских символов, окажет помощь в социализации молодого поколения, в воспитании патриотизма, уважения к родной стране , ее истории. Возникновение государственных символов России тесно переплетено с социальной и политической историей нашего государства. При детальном рассмотрении государственной символики России начинается непосредственный процесс познания истории своего Отечества.

Обращение к теме возможно при преподавании курса всеобщей истории, литературы, обществознания ,права, а также факультативных курсов. С помощью компакт- диска процесс обучения становится ярче, убедительнее, многограннее, нагляднее; дает богатый материал для оригинального построения урока по предметам гуманитарного цикла, при проведении факультативных занятий, а также специальных уроков(например «Урок гражданина», «Урок России»), которые могут быть проведены на любой ступени обучения.

Одним из таких мероприятий является классный час- презентация «Государственные символы России», его можно проводить и как общеучилищное мероприятие.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

  1. Содействовать росту уважения к культурному наследию России, гордости за свою страну, патриотических чувств, сознания по средством знакомства с ценностями отечественной истории и культуры.
  2. Ативизировать творческий потенциал учащихся, стимулировать их интерес к исследовательской работе в области отечественной истории и культуры путем вовлечения в подготовительную работу.
  3. Воспитывать уважительное и бережное отношение к государственным символам России, к историческому прошлому и традициям народов нашей страны

ЦЕЛЬ:

  1. Создание условий для осознания учащимися значимости государственной символики как воплощение социокультурного контекста России.
  2. Способствовать развитию памяти, аналитического и творческого мышления.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

  1. Организовать в училищной библиотеке выставку книг, посвященных истории символов России.
  2. Создать группы для подготовки презентации на мультимедийной установке.
  3. Создать три исследовательских группы по интересам для сбора информации и исторических фактов о российских гербе, флаге и гимне.
  4. Организовать репетиции по сценарию мероприятия.

ОБОРУДОВАНИЕ: плакаты с изображением герба, флага, тексты гимнов, презентация мультимедиа(герб, флаг, гимн).

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Знакомство учащихся с историей главных Российских символов окажет помощь в социализации молодого поколения, в воспитании патриотизма и чувства гордости за нашу Родину, привьет интерес к изучению истории страны.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Педагог: Одной из актуальных тем патриотического воспитания является тема, связанная с государственной символикой Российской Федерации.

К государственным символам любой страны относятся, прежде всего, государственный герб, флаг и гимн. Есть они и у нашей Родины.

Эта триада символов возникла не сразу. Только в ХХ веке во всем мире установилась обязательная традиция- каждой стране иметь свой герб, флаг, гимн.

Жители разных стран по праву гордятся своими государственными символами. Но важно не только знать, как выглядят герб, флаг, гимн своей страны, но и помнить их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории . О том , как возникли эти государственные символы, и какой путь прошли сквозь века.

Символы нашей страны насчитывают не одну сотню лет. Первый государственный герб России появился в конце ХVвека, первый флаг-ХVIII веке, государственный гимн-ХIX веке. Эти символы – часть российской истории. И поэтому все мы должны хорошо знать историю государственных символов России.

- Давайте познакомимся с каждым символом поближе.

ГЕРБ.

Педагог:- Ребята ,давайте вспомним, как выглядит современный российский герб.(1-й слайд с изображением герба).

ГЕРБ – ЗОЛОТОЙ ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛ НАД ГОЛОВАМИ 2 малые и 1 большая короны на фоне красного щита. На груди орла – святой воин Георгий Победоносец, поражающий копьем змея.

Этот герб утвержден в декабре 2000 года . Он является прямым наследником русского герба с конца ХVвека до 1917года . Этот государственный символ характеризует суверенитет страны. Впервые он появился на печати Ивана Третьего в 1497 году. С тех пор он неоднократно менялся , отражая требования исторической эпохи.

Презентация.

( Начало показа слайдов.№2- герб на печати Ивана Третьего)

№3. При Иване VI на груди орла появился всадник.

№4.Это большая государственная печать 1577года. Она отличается сложностью композиции: двуглавый орел с драконоборцем на груди, его головы венчает большая корона, по сторонам орла 24 эмблемы – печати тех княжеств и земель, которые входили в состав полного государственного титула царя.

№5. Печать Алексея Михайловича1667 года – еще более усложненное изображение: орел под тремя коронами держит в латах скипетр и державу. Крылья его распахнуты.

№6.После провозглашения России Империей герб стали изображать на щите, а вокруг него- цепь Андрея Первозванного(высшего ордена Российского государства при ПетреI). Именно так выглядел герб, описание которого составил знаток геральдики Ф. Санти в 1730году: «Черный двуглавый орел расположен на золотом поле , на груди орла помещается герб Москвы , окруженный цепью ордена А. Первозванного».

№7.В 1799году при ПавлеI вышел указ о новом Российском гербе (с него исчезла орденская цепь, а щиток располагался на мальтийском кресте 4 ласточкиных белых хвоста) под мальтийской короной. ПавелI был магистром мальтийского ордена госпитальеров и это нашло отражение в государственной символике России. Но следующий правитель- Александр I нововведение отменил.

№8. В 1857году специалист по геральдике Бернгард Кене, приглашенный в Россию НиколаемI,составил описание трех российских гербов: большого, среднего и малого. Они использовались на печатях в зависимости от важности документа.

№9. После свержения монархии в 1917 году стали повсеместно уничтожать двуглавые символы. Но государство не может долго обходиться без герба. Художник Билибин взял за основу герб Ивана Третьего, но без короны. Орла окружала надпись «Российское временное правительство», а под ним располагалось изображение Таврического дворца. В этом исполнении герб просуществовал около года.

№10. Как выглядит современный герб мы с вами уже выяснили. В законе о Российском гербе РФ он описывается так « Государственный герб РФ представляет собой 4-угольный с закругленными нижними углами заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми и над ними одной большой императорской коронами, соединенными лентами. В правой лапе- скипетр, в левой- держава. На груди орла в красном щите серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне поражает серебряным копьем черного , опрокинутого навзничь и попранного копьем дракона».

Это официальная эмблема РФ. Мы должны видеть в ней знак суверенности, памятник прошлого, неразрывно связанный с историей нашей страны, а не символ царизма.

ФЛАГ.

У каждой страны есть не только герб, но и государственный флаг. Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России всегда, ночью и днем в любую погоду развивается бело- сине-красное полотнище. Такой же флаг мы видим над другими зданиями, где находятся органы власти России. Это государственный флаг один из важнейших символов государства.

№11.Государственный флаг РФ- он представляет собой , прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя белого-цвета, средняя- синего, нижняя- красного.

Послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить , что означают эти цвета.

Снежинки так прекрасны и легки,
Как совершенны у ромашки лепестки,
Как на доске строка написанная мелом,
Мы говорим сейчас о цвете…(белом)

Спокойны и чисты рек русских воды
Прозрачны и светлы как вечер зимний
И благородны и просторны неба своды
Художник их раскрасил в …(синий)

Россия много воин пережила
И наши деды умирали не напрасно
И верность Родине их к славе привела
Под Знаменем Победы ярко …(красным)

Педагог: Цвета государственного флага никогда не выбирают просто так. Издревле цвет имеет особое значение, так в нашем флаге красный цвет означал отвагу, мужество , белый и синий цвета были цветами русской православной церкви. Синий цвет-это, белый- совершенство, чистота.

Помимо государственного флага РФ есть еще два особых знамени.

№12.Знамя вооруженных сил России, представляет собой красное полотнище. Это знамя под которым воевали наши деды и прадеды, которое взвилось над рейхстагом как знамя Победы в годы Великой Отечественной войны.

№13.Знамя военно-морского флота этот флаг подчеркивает преемственность славных традиций Петра Великого, по наследству перешел бело-голубой Андреевский флаг.

ГИМН.

Педагог: Первый официальный государственный гимн России обязан своим рождением победе русского оружия над наполеоновской Францией. В 1814году русские войска вступили в Париж. Имя России гремело повсюду. В 1815году появился новый текст песни под названием « Молитва русских»;

« Боже, царя храни!
Славному долги дни
Дай на земле!»

Автор этих строк был замечательный поэт В.Жуковский. В начале 1816года «Молитву русских» исполнили на параде в Варшаве при официальном прибытии императора АлександраI. Так в 1816году гимн приобрел официальный характер.(№14)

В феврале 1917года вместе с монархией ушел в прошлое и гимн «Боже, царя храни!». Он просуществовал-101год.На улицах звучали совсем другие песни, и главное место среди них заняла «Марсельеза».В России она воспринималась как революционная песня. В январе 1918 году появился «Интернационал» использовавшийся в качестве гимна РСФСР и СССР до 1января 1944года,когда прозвучал гимн Александрова на стихи Михалкова и Эль-Регистана, созданный еще 1936году как «Гимн партии большевиков». В1944году был написан новый вариант слов и , по утверждению музыковедов, в двух местах подправлена мелодия. Очередной, поправленный теми же авторами вариант слов утвердился в 1977году после принятия новой Конституции СССР.(№15)

В 1991году, спустя почти 200 лет , мелодия Глинки стала гимном новой, демократической России. 11декабря 1993года указом президента Ельцина было утверждено Положение о Государственном гимне РФ, на основании которого государственным гимном являлась мелодия, созданная на основе «Патриотической песни».

20 декабря 2000года мелодия Александрова вновь стала гимном Российской Федерации.(№16)

Звучит гимн учащиеся встают и исполняют все вместе.

ИТОГ.

Педагог: Ребята , сегодня вы познакомились с символами государственной власти России, с частью российской истории.

Вот почему отношение к гербу, флагу и гимну- это и отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным не только к своему Отечеству. Оскорбление же государственных символов сродни оскорблению и государства , и его народа, его истории и культуры.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. В. К. Романовский. Символы Российской государственности. Москва. «Русское слово». 2002 г.
  2. Государственная символика России. История и современность. ЦНСО. Москва. 2003 г.
  3. «Государственная символика». 1-11 классы. ВАКО. Москва. 2005 г.
  4. Соболева Н. А. Российская государственная символика. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002
  5. Дегтярев А. Я. История Российского флага.- М., 2000
  6. Соболева Н. А., Артамонов В. А. Символы России. – М., 1993
  7. Вилинбахов Г. В. Родословная российского герба. Родина,1993, №1
  8. Каменцева Е. И., Устюгов Н. В. Русская сфрагистика и геральдика
  9. Хорошкевич А. Л. Символы Российской государственности. М.: издательство Московского университета, 1993.

Приложение