Цели:
- Совершенствовать вычислительные умения и навыки, умение делить двузначные числа на однозначные, применять правило деления суммы на число для решения задач двумя способами. Работа над формированием вычислительных навыков.
- Развивать внимание, память, логическое мышление, математическую зоркость.
- Воспитывать умение работать в паре, товарищескую взаимопомощь, аккуратность. Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Оборудование:
– презентация (приложение 1);
– мультимедийное оборудование.
Ход урока
I
. Орг.момент.Урок математики. Проверили готовность к уроку (на парте всё необходимое).
II
. Задание на внимание.Выполним важное упражнение. Научиться быть внимательным – очень важное качество, необходимое на всех предметах.
Презентация. Слайд 2 . Задание: запомни, из каких деталей построена башенка.
По истечении 30 секунд слайд 3(до появления ответов):
Вспомни, сколько и каких деталей было использовано для строительства башни. Напиши в клеточках их количество.
У детей раздаточный материал:
Проверка результата (слайд 3).
III. Устный счёт.
1. Презентация (слайд 4):
– Из суммы синих чисел вычесть сумму красных.
– Найти сумму всех чётных чисел.
– Разность красных и зелёных чисел.
– Из суммы всех чётных чисел вычесть сумму всех нечётных чисел.
Проверка (слайд 5).
2. Презентация (слайд 6):
– На сколько 4 дм больше 30 см?
– “Я” число между 10 и 14. Ты можешь разделить меня на 3 без остатка.
– “Я” число между 30 и 40. Если сложишь мои цифры , то получишь число 10.
– “Я” нечётное число между 5 и 10. Меня нельзя разделить на 3.
Дети записывают ответ в тетради. Затем проверка результата решения.
3. Тренажёр, стр. 51 (Б.А.Вахновецкий – сборник заданий на печатной основе).
При выполнении самостоятельного решения открывается слайд 7 презентации -1-ая половина.
Взаимопроверка ответов (обмен печатными тетрадями). Ответы (слайд 7 – по щелчку). Разбор ошибок.
4. Проверка табличных случаев умножения в виде соревнования по рядам.
На каждый из 3 рядов выдаются карточки с одинаковыми заданиями. Дети решают по 1-му примеру, передают соседу по парте, затем на следующую парту . Последние в ряду ученики решают последний пример и проверяют правильность всех ответов. Им ставится оценка после
2-х дополнительных вопросов с учётом результата проверки. При выполнении задания открыт слайд 8.
Результат отражается в презентации (слайд 9), № ряда ставится маркером на доске при открытом слайде.
Карточки:
7х6= 6х5 = 7х9= 6х6= 9х5= 8х7= 6х8= 4х7= 7х0= 6х4= 7х8= 4х9= 9х9= 5х7= |
IV
. Чистописание (проводится с остальными детьми во время проверки 3-мя учащимися вышеуказанной работы).Какое число будет сегодня в чистописании (слайд 10)? (56).
Даётся характеристика числу 56 ( двузначное,чётное, предыдущее 55, последующее 57).
Показ правильной записи цифр в числе.
V.Сообщение темы.Работа по теме.
1.Сообщение темы .Определение её детьми самостоятельно.
– Произведением каких двух однозначных чисел может являться число 56? ( 7х8, 8х7)
– Какие 2 примера на деление можно составить по этим двум произведениям? (56:7, 56:8)
– Посмотрите на доску (слайд 11).На какие 2 группы можно разделить примеры? (Табличное деление, внетабличное деление.) 56:8 = 56:4= 56:7= 56:2=
Дети считают примеры на табличное деление. Затем решенные примеры стираются.
Оставшиеся примеры– вывод алгоритма решения ( делимое заменяем суммой двух чисел, каждое из которых делится на число. Ищем самое большое круглое число, которое делится на … без остатка…).Вывод детьми темы урока. Пояснение для чего им надо это уметь, где может пригодиться.
3. Работа по учебнику №354,стр.17.
– На какие 2 группы можно разбить выражения?
– По какому признаку разбила выражения Маша? (Ориентируясь на делимое.)
– По какому признаку разбил выражения Миша? (По способу вычисления результата:
1 столбик – на табличное деление;
2 столбик – выражения, при вычислении которых будет использовать деление суммы на число и где наибольшее число десятков совпадает с разрядными десятками;
3 столбик – выделяя наибольшее число десятков, он ориентировался на делитель.
Дополните (устно) в каждую группу по 2 выражения в соответствии с тем признаком, по которому была проведена классификация. (Например, в 1 столбик на табличное деление , во 2 ст. – 66:6, 84:4, 55:5 – делимое в виде суммы разрядных слагаемых; в 3 ст . – 54:3, 91:7, 84:6 – при выделении наибольшего числа десятков можно ориентироваться на делитель.)
4.Самостоятельная работа ( поуровневая).По выбору детей.(Слайд 12.)
1 уровень | 2 уровень |
48:4 66:6 64:2 62:2 55:5 96:3 77:7 88:4 69:3 36:3 |
57:3 96:4 96:2 96:8 85:5 51:3 58:2 75:3 87:3 84:6 |
Проверка выборочно нескольких работ. Выставление оценок. Помощь сильных учеников слабым при возникших затруднениях.
5 Физкультминутка для глаз .
VI
.Решение задач.1.Задача №351,стр.16.Самостоятельная работа.
Выполнение у доски 2-мя учениками двух видов краткой записи (таблицей и чертежом).
Предварительно дети обсуждают план решения в парах и договариваются, какой способ решения задачи запишут в тетради (по действиям с пояснениями).
1 способ. | 2 способ. |
1) 270:9=30(пач.) | 1) 270+360=630(альб.) |
2) 360:9=40(пач.) | 2) 630:9=70(пач.) |
3) 30+40=70(пач.) |
Проверка решения и понимания . Вопросы учителя:
– Можно ли решить эту задачу двумя способами, если внести изменения в её условие, например,
“ В каждой пачке было 36 альбомов по рисованию и 27 альбомов по черчению” и при этом вопрос задачи оставить тем же?
– На какие другие вопросы можно ответить. используя условие задачи, которое дано в учебнике?
2.
Составить задачу по плану решения (слайд 13). Устное решение.1)Сколько килограммов картофеля в 1 пакете?
2)Сколько килограммов картофеля в 4 таких пакетах?
VII
. Итог урока. Домашнее задание.Какой математический приём закрепляли сегодня на уроке? Как надо действовать?
Для чего нам это надо уметь, где может пригодиться?
На дом №353,358. разбор краткой записи. Слайд 14.