Конспект урока математики в 3-м классе "Деление двузначного числа на однозначное. Решение задач"

Разделы: Математика, Начальная школа


Цели:

  1. Совершенствовать вычислительные умения и навыки, умение делить двузначные числа на однозначные, применять правило деления суммы на число для решения задач двумя способами. Работа над формированием вычислительных навыков.
  2. Развивать внимание, память, логическое мышление, математическую зоркость.
  3. Воспитывать умение работать в паре, товарищескую взаимопомощь, аккуратность. Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Оборудование:

презентация (приложение 1);
– мультимедийное оборудование.

Ход урока

I. Орг.момент.

Урок математики. Проверили готовность к уроку (на парте всё необходимое).

II. Задание на внимание.

Выполним важное упражнение. Научиться быть внимательным – очень важное качество, необходимое на всех предметах.

Презентация. Слайд 2 . Задание: запомни, из каких деталей построена башенка.

По истечении 30 секунд слайд 3(до появления ответов):

Вспомни, сколько и каких деталей было использовано для строительства башни. Напиши в клеточках их количество.

У детей раздаточный материал:

Проверка результата (слайд 3).

III. Устный счёт.

1. Презентация (слайд 4):

– Из суммы синих чисел вычесть сумму красных.

– Найти сумму всех чётных чисел.

– Разность красных и зелёных чисел.

– Из суммы всех чётных чисел вычесть сумму всех нечётных чисел.

Проверка (слайд 5).

2. Презентация (слайд 6):

– На сколько 4 дм больше 30 см?

– “Я” число между 10 и 14. Ты можешь разделить меня на 3 без остатка.

– “Я” число между 30 и 40. Если сложишь мои цифры , то получишь число 10.

– “Я” нечётное число между 5 и 10. Меня нельзя разделить на 3.

Дети записывают ответ в тетради. Затем проверка результата решения.

3. Тренажёр, стр. 51 (Б.А.Вахновецкий – сборник заданий на печатной основе).

При выполнении самостоятельного решения открывается слайд 7 презентации -1-ая половина.

Взаимопроверка ответов (обмен печатными тетрадями). Ответы (слайд 7 – по щелчку). Разбор ошибок.

4. Проверка табличных случаев умножения в виде соревнования по рядам.

На каждый из 3 рядов выдаются карточки с одинаковыми заданиями. Дети решают по 1-му примеру, передают соседу по парте, затем на следующую парту . Последние в ряду ученики решают последний пример и проверяют правильность всех ответов. Им ставится оценка после

2-х дополнительных вопросов с учётом результата проверки. При выполнении задания открыт слайд 8.

Результат отражается в презентации (слайд 9), № ряда ставится маркером на доске при открытом слайде.

Карточки:

7х6= 6х5 = 7х9= 6х6= 9х5= 8х7= 6х8=

4х7= 7х0= 6х4= 7х8= 4х9= 9х9= 5х7=

IV. Чистописание (проводится с остальными детьми во время проверки 3-мя учащимися вышеуказанной работы).

Какое число будет сегодня в чистописании (слайд 10)? (56).

Даётся характеристика числу 56 ( двузначное,чётное, предыдущее 55, последующее 57).

Показ правильной записи цифр в числе.

V.Сообщение темы.Работа по теме.

1.Сообщение темы .Определение её детьми самостоятельно.

– Произведением каких двух однозначных чисел может являться число 56? ( 7х8, 8х7)

– Какие 2 примера на деление можно составить по этим двум произведениям? (56:7, 56:8)

– Посмотрите на доску (слайд 11).На какие 2 группы можно разделить примеры? (Табличное деление, внетабличное деление.) 56:8 = 56:4= 56:7= 56:2=

Дети считают примеры на табличное деление. Затем решенные примеры стираются.

Оставшиеся примеры– вывод алгоритма решения ( делимое заменяем суммой двух чисел,  каждое из которых делится на число. Ищем самое большое круглое число, которое делится на … без остатка…).Вывод детьми темы урока. Пояснение для чего им надо это уметь, где может пригодиться.

3. Работа по учебнику №354,стр.17.

– На какие 2 группы можно разбить выражения?

– По какому признаку разбила выражения Маша? (Ориентируясь на делимое.)

– По какому признаку разбил выражения Миша? (По способу вычисления результата:

1 столбик – на табличное деление;

2 столбик – выражения, при вычислении которых будет использовать деление суммы на число и где наибольшее число десятков совпадает с разрядными десятками;

3 столбик – выделяя наибольшее число десятков, он ориентировался на делитель.

Дополните (устно) в каждую группу по 2 выражения в соответствии с тем признаком, по которому   была проведена классификация. (Например, в 1 столбик на табличное деление , во 2 ст. – 66:6, 84:4, 55:5 – делимое в виде суммы разрядных слагаемых; в 3 ст . – 54:3, 91:7, 84:6 – при  выделении наибольшего числа десятков можно ориентироваться на делитель.)

4.Самостоятельная работа ( поуровневая).По выбору детей.(Слайд 12.)

1 уровень 2 уровень
48:4 66:6

64:2 62:2

55:5 96:3

77:7 88:4

69:3 36:3

57:3 96:4

96:2 96:8

85:5 51:3

58:2 75:3

87:3 84:6

Проверка выборочно нескольких работ. Выставление оценок. Помощь сильных учеников слабым  при возникших затруднениях.

5 Физкультминутка для глаз .

VI.Решение задач.

1.Задача №351,стр.16.Самостоятельная работа.

Выполнение у доски 2-мя учениками двух видов краткой записи (таблицей и чертежом).

Предварительно дети обсуждают план решения в парах и договариваются, какой способ решения задачи запишут в тетради (по действиям с пояснениями).

1 способ. 2 способ.
1) 270:9=30(пач.) 1) 270+360=630(альб.)
2) 360:9=40(пач.) 2) 630:9=70(пач.)
3) 30+40=70(пач.)  

Проверка решения и понимания . Вопросы учителя:

– Можно ли решить эту задачу двумя способами, если внести изменения в её условие, например,

“ В каждой пачке было 36 альбомов по рисованию и 27 альбомов по черчению” и при этом  вопрос задачи оставить тем же?

– На какие другие вопросы можно ответить. используя условие задачи, которое дано в учебнике?

2. Составить задачу по плану решения (слайд 13). Устное решение.

1)Сколько килограммов картофеля в 1 пакете?

2)Сколько килограммов картофеля в 4 таких пакетах?

VII. Итог урока. Домашнее задание.

Какой математический приём закрепляли сегодня на уроке? Как надо действовать?

Для чего нам это надо уметь, где может пригодиться?

На дом №353,358. разбор краткой записи. Слайд 14.

Приложение