Внеклассное мероприятие "Школа светофора"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


У: Здравствуйте! Сегодня мы с вами посетим одно очень интересное место! Это место называется «Школа светофора», (показываю название темы- плакат над доской) Скажите, а вы знаете что-нибудь о светофорах?

О: да!

У: А что такое светофор?

О: Светофор - это механическое устройство установленное на перекрестках для регулирования движения.

У: Замечательно. Значит, сегодня мы сможем проверить ваши знания, а так же узнать много нового и интересного. Кто будет правильно отвечать на вопросы и выполнять задания будет получать жетоны. А в конце мы подведем итоги. Скажите, для чего нам нужны светофоры?

О:...................

У: Светофоры необходимы для регулировки движения. Для того, что бы на дорогах не было аварий. Что бы пешеходы могли безопасно переходить дорогу. А водители машин знали, когда им можно начинать движение, а когда нельзя. Соблюдение указаний светофоров- очень важная часть правил дорожного движения. А давайте узнаем, как эти правила появились. Послушайте внимательно, а потом ответите на мои вопросы. Дети: Пока человек ходил по земле, все было просто и ясно. Но стоило ему оседлать коня и сесть на облучок повозки, все сразу осложнилось. Одни, следуя в экипажах, ни за что не хотели уступать дорогу другим. Доставалось и пешеходам: то их собьет с ног быстро несущийся экипаж, то лихой кучер огреет зазевавшегося прохожего. Так появились первые пострадавшие и первые нарушители порядка на дороге.

Прообразом современных ПДД стали указы царствующих особ строго соблюдать правила езды и хождения. Так, царица Анна Иоанновна пыталась навести порядок строгими мерами. В 1730 году она издала указ: «Извозчикам и прочим всяким чинов людям ездить со всяким опасением и осторожностью, смирно. А тех, кто не будет соблюдать сих правил,- бить кнутом и ссылать на каторгу»

Скоро Правила дополнились новыми положениями: «Когда случится подъехать к перекрестку, тогда ехать еще тише и осматриваться во все стороны», « на мостах через реки катер не обгонять». Еще позже появились указы, позволяющие ездить только по мостовым, а не по тротуарам. А в 1812 году в Москве уже действовали самые настоящие правила, ограничивающие скорость передвижения и указывающие место остановки экипажей.

Когда на дорогах появились первые автомобили, на них поначалу ополчились все: и власти, и обыватели, и церковь, увидевшая в них победу науки над религией. Например, в Риме запрещалось ездить на автомобиле после 9 часов вечера. В Германии при встрече с лошадь надо было не только не остановиться, но и заглушить двигатель, чтобы «не пугать несчастных животных». В Англии «механическими повозками» должны были управлять по крайней мере 3 персоны. В городах перед механической повозкой должен бежать человек с красным флагом, чтобы предупреждать тем самым об опасности. Сейчас и представить себе трудно, как это перед каждым движущимся автомобилем пустить пешехода, чтобы он бежал и подавал какой-либо сигнал. Вопросы:

  1. Как звали царицу которая впервые издала указ о соблюдении правил на дороге? ( Анна Иоанновна)
  2. В каком году в Москве стали действовать самые настоящие правила дорожного движения? (в 1812 году)
  3. Позже какого времени езда на автомобиле в Риме строго запрещалась? ( после 9часов вечера)
  4. Как звучит правило введенное в Германии при встречи автомобиля с лошадью? ( нужно не только остановиться, но и заглушить мотор, что бы не напугать животное)

У: А сейчас я загадаю вам загадку. Будьте внимательны!

Запылал у чудища
Изумрудный глаз -
Значит, можно уличу
Перейти сейчас.
Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
Я машинам помогаю
И тебе хочу помочь.
Что это? (светофор)

Давайте мы с вами узнаем, когда же появился светофор? Слушайте и запоминайте, а затем ответите на мои вопросы.

Дети: Первый уличный светофор появился в Лондоне в 1868 году. Придумал его английский инженер Найт. Прототипом, по всей видимости стал, послужил железнодорожный светофор, коротый к тому времени уже достаточно давно применялся для регулирования железнодорожных перевозок. Прежде чем ввести светофор в действие, в газетах Лондона были опубликованы подробные правила, из которых люди впервые узнали, что означает зеленый, а что - красный. Установленный перед зданием английского парламента, первый светофор был механическим: цветные сигналы менялись в нем с помощью системы приводных ремней. Для этого рядом служил - дежурный специальный полицейский.

Вскоре устройство оснастили газовым фонарем, чтобы изменения цветов были видны в темное время суток. Однако это нововведение оказалось раковым для судьбы первого уличного светофора. Фонарь однажды взорвался и смертельно ранил находившегося по близости полисмена. С тех пор история светофора прервалась почти на пол века.

Новое рождение автоматического регулятора уличного движения состоялось в 1914году в американском Кливленде, а чуть позднее - в Чикаго и Нью- Йорке. Светофоры были на сей раз электрическими, но так же, как и лондонский, имели лишь два - красный и зеленный. Желтый цвет появился только в 1918 году.

В России впервые светофор был установлен в 1924 году в Москве. Вопросы:

  1. Где и в каком году был установлен первый светофор? (В Лондоне в 1868 году)
  2. Как люди узнали об обозначениях цветов у светофора? ( Из газет, где были опубликованы подробные правила)
  3. Всегда ли у светофора было 3 света? ( Нет. Сначала был красный и зеленый, а в 1918 г. добавился желтый свет)

У: Сегодня вместе с нами на занятии присутствуют два замечательных героя: это бегемот Федя и сова Илизовета. К сожалению, они не знают правил дорожного движения и именно поэтому попали в очень опасные для жизни ситуации. Давайте мы с вами им поможем. Объясним, что они делают, не правильно и расскажем, как нужно поступать в их ситуациях.

Ситуации (на доске нарисован перекресток ,светофоры , машины и главные здания):

1) Важная сова Илизовета решила пойти гости к своему другу. Она так хотела скорее с ним увидеться, что бежал через дорогу даже на красный свет светофора и, не обращая внимания на машины. Скажите, правильно ли поступила сова?

О: нет

У: А как она должна была поступить?

О: Остановиться перед красным светом светофора и дождаться зеленого света. Что означает, что можно переходить дорогу.

2) Однажды возвращаясь из школы бегемоту Феде нужно было перейти перекресток, чтобы попасть домой. И чтоб долго не ходить, он решил пройти его по диагонали. Скажите разве можно так делать?

О: Нет.

У: А как нужно?

О: Перейти по светофору одну дорогу, а затем другую. Покажите.

3)У: Как-то раз сова Илизовета гуляла по городу и решила перейти дорогу, неподалеку быладорожная зебра, но упрямая сова не захотела по ней идти. Правильно ли она сделала?

О: Нет, т.к. переходить дорогу в неположенном месте очень опасно, а дорожная зебра и существует для того чтобы безопасно переходить дорогу. Покажите, как надо было перейти дорогу?

4) Совсем недавно бегемот Федя решил сходить в кино. А что бы туда попасть, ему нужно было перейти дорогу у перекрестка. Увидев что поблизости нет машин он перебежал дорогу на красный свет. Можно ли так делать?

О: Нет.

У: Почему?

О: Потому что на красный свет переходить дорогу нельзя, а еще потому что в любой момент из-за поворота может выехать машина.

У: Какие вы все молодцы. Скажите, а с какими дорожными знаками наши герои уже встречались?

О: «Пешеходный переход» и «Осторожно дети»

Скажите, а к какой группе знаков они относятся?

О: Предупреждающие знаки.

У: А какие еще существуют группы знаков? Давайте мы их перечислим.

Я буду показывать знак, а вы отвечать, как он называется и к какой группе знаков относится.

О: Предупреждающие: Скользкая дорога, дорожные работы. знаки запрета: движение пешеходов запрещено, въезд запрещен. знаки информации: подземный пешеходный переход, место остановки автобуса. знаки сервиса: пункт первой мед. помощи, пункт питания и т.п.

Я думаю что сегодня бегемот и сова многому научились.

Давайте поможем им закрепить новые знания.

Обратите внимание что в нашей школе есть плакаты. Кто может рассказать о чем нам говорит первый плакат?...2ой плакат?

Дети: рассказывают по очереди (2 человека)

У: Молодцы! Теперь давайте поиграем.

Я буду задавать вопросы? А вы по одному будете мне отвечать. Если вы знаете поднимайте руку. Ответы- выкрики не учитываются. За каждый правильный ответ будет вручаться жетон, (играем)

А теперь послушаем одну очень поучительную историю про Сережу и Тимошку.

Дети: «Сережа и Тимошка»

Выезжают утром рано
Не прогулку мальчуганы.
Одного зовут Сергей,
А другого Тимофей.
Скажем вам о них немножко:
Тимофей для всех - Тимошка,
А Сергей для всех - Сережа.
Почему же? Отчего же?
Разберемся в этом строже:
Нужный велоинвентарь -
Ключ, насос, звонок, фонарь -
У Сережи все на месте,
У Тимошки с хламом вместе.
Зная правила движенья,
Подмечайте нарушения.
Едет правильно Сергей,
Ну, а как же Тимофей?
Тимофей летит стрелой
Вдоль полоски осевой.
Переходная дорожка.
Мчится бешено Тимошка,
Напугал ездой прохожих:
- Сумасшедший!
- Да, похоже.
Вниманье! Левый поворот!
Сережа слез, пешком идет.
Для Тимофея дорог миг –
Налево едет озорник.
Взгляните не плохой пример –
Сержа объезжает сквер.
По-своему, совсем иначе
Тимошка разрешил задачу:
С лихим бахвальством,
Всем на диво
По скверу едет горделиво.
Обогнал автомашину
И задел ногою шину,
Хоть грозит шофер в окошко,
Не смущается Тимошка,
У Тимошки гордый вид,
И Тимошка дальше мчит.
В светофоре - красный свет,
А Тимошке дела нет:
Можно лихо проскользнуть,
Обойдется как-нибудь.
Только вот такая штука -
Вышло горе вместо трюка.
У Сережи все в порядке ,
У Тимошки - боль в лопатке,
Боль в спине и боль в затылке,
Да на грех погнулась вилка...
Распрямив ее чуть-чуть
Продолжает дальше путь.
Замечаний нет Сереже,
Тимофей опять тревожит -
Против правил едет он:
Недозволенный обгон.
Нажимает что есть сил,
Человека чуть не сбил.
То-то глупость велика
У него озорника.
-Как зовут тебя?
-Тимошка.
-Все чудишь?
-Да я немножко.
-Ради шутки сломишь шею...
Стыдно стало Тимофею.
-Доставлять всем беспокойство -
Это, мальчик, не геройство.
И опять соблазн велик -
Перед носом грузовик!
Грузовик что птица мчится,
Как к нему не прицепиться?
Это, кажется. Конец -
Доигрался молодец.
И теперь сомненья нет,
Кончил жизнь.. .велосипед.
Друг помог дойти в больницу...
-Этак ездить не годится,
-Сокрушаются врачи,
- Ты шалишь, а мы - лечи.
День хороший, день погожий,
Едет весело Сережа,
А наказанный Тимошка
Смотрит с завистью в окошко.
И скребут на сердце кошки
У несчастного Тимошки.
Очень горек был урок,
Но пошел Тимошке впрок.
Надо прямо вам сказать:
Тимофея не узнать.
Из плохого стал хороший.
И зовут его Тимошей.

У: Что поучительного в этой истории?

О:..................

У: Что очень важно соблюдать правила дорожного движения, чтобы не навредить своему здоровью. A теперь поиграем в другую игру, но будьте внимательны.

Я буду читать стихотворение, а вы ребята, где согласны с утверждением говорите : «Это я, это я, это все мои друзья!», а где нет, то топаете ногами.

Кто из вас идет вперед
Только там, где переход? (говорят)
Кто летит вперед так скоро,
Что не видит светофора? (топают)
Знает кто, что красный свет -
Это значит - хода нет? (говорят)
Кто трамвай обходит сзади,
И бежит вперед не глядя? (топают)
Кто автобус ожидая,
Прыгает и всех толкает? (топают)
Кто же правила все знает.

И всегда их выполняет? (говорят) А теперь подведем итоги: Сейчас каждый подсчитает свои жетончики и у кого будет больше всех жетончиков будет награжден медалью «Знаток светофорных наук» (подсчет жетонов, награждение) Итог урока:

Скажите, что мы сегодня повторили? Что такое светофор? Для чего нужны ПДД?

Кто издал первый указ о правилах дорожного движения?

Молодцы, вы были очень внимательны, так же внимательны будьте и на дорогах. Наше мероприятие окончилось. До свидания.

Приложение